ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154/16 от 06.06.2016 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-154/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 июня 2016 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре Выходцевой Ю.В.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,

представителей контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 22 апреля 2016г. по делу об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 22 апреля 2016г. должностное лицо - главный бухгалтер Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.

Из указанного постановления по делу об административном правонарушении следует, что 30.03.2016г. начальником отдела контроля социальной сферы контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО3 составлен протокол №12 об административном правонарушении в отношении должностного лица, из которого усматривается, что в соответствии с Положением о порядке осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля Саратовской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 781-П, контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области на основании приказа от 11.01.2016 года № 1 «О проведении контрольного мероприятия плановой выездной проверки» проведена выездная проверка в государственном бюджетном учреждении Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Саратовской области» за период: 2015 год, текущий период 2016 года по теме: проверка правомерности и эффективности использования средств субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

При проверке правомерности и эффективности использования предоставленной субсидии в рамках государственного задания при осуществлении расходов, связанных с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), в том числе на оплату труда с начислениями, на материально-техническое обеспечение, включая приобретение расходных материалов, на содержание имущества, на коммунальные услуги и других затрат по выполнению государственного задания было выявлено нарушение: п. 38, п.333, п. 335, п.349 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н, п.9, п.15, п.16, п.17, п.21, п.46, п.47, п.56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н, не принято к учету в качестве основных средств имущество Учреждения со сроком полезного использования более 12 месяцев на сумму 1 244,3 тыс. рублей.

В нарушение п.15, п.16, п.17 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н, Учреждением в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по коду строки 010 занижена балансовая стоимость основных средств на 01.01.2015г. и на 01.01.2016г. на 1 244,3 тыс. рублей, что привело к предоставлению недостоверной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В нарушение п.333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н, нежилые помещения (общей площадью 149,7 кв.м., по адресу: <...>, площадью 70,7 кв.м., по адресу: <...>, литер Е., площадью 30,6 кв.м., по адресу: <...>, литер А13), не приняты к учету и не отражены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

В нарушение п.335 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н, Учреждением неправомерно на счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» учитывалось имущество стоимостью 1 244,3 тыс. рублей.

В нарушение пункта 349 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г.N 157н, запасные части на сумму 114,0 тыс. рублей на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» Учреждением не учитывались.

В нарушение п.21 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011г. N 33н, Учреждением в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (в составе баланса форма 0503730) Учреждением в бухгалтерской отчетности за 2015 год неправомерно отражено имущество и обязательства по счету 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (код строки 020) на сумму 1 929,3 тыс. рублей, что привело к предоставлению недостоверной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В нарушение п.21 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н, Учреждением в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (в составе баланса форма 0503730) в бухгалтерской отчетности за 2015 год не отражено имущество и обязательства по следующим забалансовым счетам: - счет 01 «Имущество, полученное в пользование» (код строки 010): нежилые помещения (общей площадью 149,7 кв.м., по адресу: <...>, площадью 70,7 кв.м., по адресу: <...>, литер Е., площадью 30,6 кв.м., по адресу: <...>, литер А13); информационно-технологические материалы, приобретенные права на программные продукты на сумму 17,0 тыс. рублей; - счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» на сумму 114,0 тыс. рублей (код строки 090). Указанные факты привели к предоставлению недостоверной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В нарушение п.46, п.47, п.56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н, Учреждением в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (форма 0503769) по коду счета 4.302.25.000 допущено занижение кредиторской задолженности на конец отчетного периода на сумму 480,9 тыс. рублей, в том числе просроченной кредиторской задолженности на сумму 393,4 тыс. рублей, и в «Отчете об обязательствах учреждения» (форма 0503738) по коду вида расходов 225 не отражены обязательства на сумму 521,4 тыс. рублей, что привело к предоставлению недостоверной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

Согласно п.1.1. трудового договора от 02.08.2011г., заключенного с ФИО1, последний, являясь главным бухгалтером Учреждения, обязан обеспечивать составление баланса, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Согласно Положению об учетной политике на 2015 год, утвержденному приказом от 12.01.2015г. № 3, Положению об учетной политике на 2016 год, утвержденному приказом от 11.01.2016г. № 4, главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах всех хозяйственных операций, представлением оперативной и результативной информации в установленные сроки.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, должностное лицо – главный бухгалтер Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование автор жалобы ссылается на то, что суд при рассмотрении дела об административном правонарушении не учел тот факт, что в протоколе об административном правонарушении № 12 от 30.03.2016 датой совершения правонарушения указано 20.01.2016г., однако бухгалтерская отчетность была утверждена Учреждением 11.03.2016г. и передана учредителю для составления сводной отчетности письмом № 47 от 11.03.2016г., срок составления которой истекал 31.03.2016г. Таким образом, по мнению ФИО1, все выявленные факты, указанные в протоколе об административном правонарушении № 12 от 30.03.2016, по состоянию на 20.01.2016г. не могут являться достоверными, так как годовая бухгалтерская отчетность формировалась и была сдана 11.03.2016г. Кроме того, автор жалобы указывает на то, что, несмотря на допущенное нарушение отражения размера кредиторской задолженности, которое имело место быть при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2015г., в настоящее время оно устранено, о чем суд указал в постановлении. Поскольку ошибки устранены, то, по мнению ФИО1, он как должностное лицо должен быть освобожден от административной ответственности. По мнению автора жалобы, данное административное правонарушение должно быть квалифицировано как малозначительное, а потому судом по данному делу подлежали применению положения статьи 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным в жалобе.

Представители контрольно-аналитического комитета Саратовской области, действующие на основании доверенностей, ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании просили постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения, полагая, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным.

Выслушав должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, представителей контрольно-аналитического комитета Саратовской области, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно примечанию (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 г. N 276-ФЗ) под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Из дела видно, что 30.03.2016 года во время проверки начальником отдела контроля социальной сферы контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО3 выявлено, что главный бухгалтер государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1 при составлении и подписании годовой бухгалтерской отчетности за 2015г. допустил нарушения требований п. 38, п.333, п. 335, п.349 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н, п.9, п.15, п.16, п.17, п.21, п.46, п.47, п.56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011г. № 33н, а именно не принято к учету в качестве основных средств имущество Учреждения со сроком полезного использования более 12 месяцев на сумму 1 244,3 тыс. рублей; в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по коду строки 010 занижена балансовая стоимость основных средств на 01.01.2015г. и на 01.01.2016г. на 1 244,3 тыс. рублей; не приняты к учету и не отражены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» нежилые помещения (общей площадью 149,7 кв.м., по адресу: <...>, площадью 70,7 кв.м., по адресу: <...>, литер Е., площадью 30,6 кв.м., по адресу: <...>, литер А13); неправомерно на счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» учтено имущество стоимостью 1 244,3 тыс. рублей; не учтены на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» запасные части на сумму 114,0 тыс. рублей; в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (в составе баланса форма 0503730) в бухгалтерской отчетности за 2015 год неправомерно отражено имущество и обязательства по счету 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (код строки 020) на сумму 1 929,3 тыс. рублей; в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (в составе баланса форма 0503730) в бухгалтерской отчетности за 2015 год не отражено имущество и обязательства по следующим забалансовым счетам: - счет 01 «Имущество, полученное в пользование» (код строки 010): нежилые помещения (общей площадью 149,7 кв.м., по адресу: <...>, площадью 70,7 кв.м., по адресу: <...>, литер Е., площадью 30,6 кв.м., по адресу: <...>, литер А13); информационно-технологические материалы, приобретенные права на программные продукты на сумму 17,0 тыс. рублей;- счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» на сумму 114,0 тыс. рублей (код строки 090); в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (форма 0503769) по коду счета 4.302.25.000 допущено занижение кредиторской задолженности на конец отчетного периода на сумму 480,9 тыс. рублей, в том числе просроченной кредиторской задолженности на сумму 393,4 тыс. рублей, и в «Отчете об обязательствах учреждения» (форма 0503738) по коду вида расходов 225 не отражены обязательства на сумму 521,4 тыс. рублей.

Допущенные нарушения привели к предоставлению недостоверной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1, составившего и подписавшего отчетную документацию был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, подтверждается полученными по данному делу с соблюдением требований КоАП РФ и оцененными мировым судьей в их совокупности доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №12 от 30.03.2016г.; выпиской из ЕГРЮЛ; запросом о предоставлении информации, документов и материалов 11.01.2016г. №01-27/7; актом по результатам контрольного мероприятия 21.03.2015г.; трудовым договором №87 от 02.08.2011г. и дополнительными соглашениями к нему; приказом №8 от 04.02.2016г. о назначении ответственного за ведение табеля учета рабочего времени; трудовым договором №105 от 06.05.2013г.; приказом о прекращении трудового договора от 06.10.2015г.; приказом о приеме на работу от 02.08.2011г.; приказом №3 от 12.01.2015г. об утверждении учетной политики учреждения и создании комиссии для списания хозяйственных принадлежностей; положением об учетной политике на 2015 год ГБУ СО «Информационно-консультационный службы агропромышленного комплекса Саратовской области»; оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам: 10100 «Основные средства», 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение»; формами бухгалтерской отчетности за 2015г.: форма 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения», «Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» (в составе Баланса ф. 0503730), форма 0503738 «Отчет об обязательствах учреждения», форма 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения»; приказом от 30.12.2015г. №246-л о сводной бухгалтерской отчетности подведомственных государственных бюджетов.

Указанные доказательства суд считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем, данные доказательства законно и обоснованно положены в основу постановления мирового судьи от 22.04.2016 года, как доказательства виновности ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что данное административное правонарушение должно быть квалифицировано как малозначительное, а также ссылка на неприменение мировым судьей по данному делу положений статьи 2.9 Кодекса в отношении должностного лица, были предметом изучения мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, в постановлении мирового судьи, данным доводам была дана правильная правовая оценка, исходя из положений действующего законодательства.

Другие доводы жалобы исследовались мировым судьей, им дана правовая оценка и они признаны несостоятельными по причинам, подробно изложенным в принятом по делу судебном постановлении.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Совокупность представленных доказательств явилась достаточной для правильного разрешения данного дела.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, в пределах санкции статьи 15.11 Кодекса, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных мировым судьей доказательств и несогласию с выводами суда.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи, а также для удовлетворения поданной ФИО1 жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района города Саратова от 22 апреля 2016 года в отношении должностного лица - главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Саратовской области» ФИО1, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья М.В. Агишева