12-154/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 10 августа 2016 года.
Судья Центрального районного суда г. Оренбурга Карнаух В.И., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО7, действующего на основании доверенности,
представителя отделения по Оренбургской области <данные изъяты> - ФИО1, действующей на основании доверенности,
при секретаре Михайловой Т.И.,
рассмотрев жалобу ФИО8 в лице представителя ФИО7 на постановление № по делу об административном правонарушении № предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № по делу об административном правонарушении №<данные изъяты>ФИО2 от 10.06.2016 года ФИО8 по ч.1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде предупреждения и вынесено преставление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
ФИО8 признан виновным в том, что являясь генеральным директором <данные изъяты> в нарушение действующего законодательства поручил проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца сотруднику <данные изъяты> (ИНН №), которое не является кредитной организацией, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.27 КоАП РФ - как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
На данное постановление ФИО8 в лице представителя ФИО7 подал жалобу в которой просит постановление и представление отменить как незаконные и необоснованные и производство по делу прекратить.
Указывает, что идентификация идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца была поручена сотруднику <данные изъяты> на основании доверенности, выданной руководителем ООО в порядке п.1 ст.182 ГК РФ, на основании пп 1.5-2 ФЗ-115 согласно которым микрофинансовая компания вправе поручать на основании договора кредитной организации проведение идентификации, а в дополнениях к жалобе указал, что на момент совершения противоправных действий 15.11. и 23.11.2015 года в ФЗ № 115 не содержалось прямого запрета в отношении микрофинансовой организации на передачу полномочий по идентификации клиентов в отношении третьих лиц, да и согласно положения, утвержденного Банком России 12.12.2014 № разрешается сбор сведений и документов, предусмотренных положениями 1 и 2 к настоящему положению, являющихся основанием совершения операций (сделок).
В судебном заседании ФИО7 доводы и дополнения к ней поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Отделения по Оренбургской области <данные изъяты>ФИО1 в удовлетворении жалобы и дополнения к ней просила отказать, поддержала в полном объеме представленный Отзыв на жалобу заявителя.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы жалобы и дополнения к ней, выслушав доводы представителя заявителя и возражения на них судья приходит к выводу, что постановление является законным и обоснованным.
Принимая решение о доказанности вины ФИО8 в совершении административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.06.2016 <данные изъяты> является действующей организацией. Зарегистрировано в реестре микрофинансовых организаций за № от 21.06.2014 года.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, иными нормативными правовыми актами. Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 9 Федерального закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация обязана нести иные обязанности в соответствии с Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами Банка России, учредительными документами и условиями заключенных договоров займа.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся микрофинансовые организации. Таким образом, <данные изъяты> является субъектом исполнения прав и обязанностей в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, установив следующие сведения в отношении физических лиц: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 указанной статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Согласно п. 1.6 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае, указанном в пунктах 1.5-1.5-1 указанной статьи, организация, поручившая проведение идентификации или упрощенной идентификации, несет ответственность за соблюдение требований по идентификации или упрощенной идентификации, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Требования к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Между тем, по результатам анализа представленных обществом документов (письмом от 29.04.2016 №) установлено:
- <данные изъяты>, в лице ФИО3, действующей на основании доверенности № от 02.07.2015, заключило договор потребительского займа № от 15.11.2015 с ФИО4;
- <данные изъяты>, в лице ФИО3, действующей на основании доверенности № от 02.07.2015, заключило договор потребительского займа № от 23.11.2015 с ФИО5.
Согласно трудовому договору от 29.05.2015 б/н ФИО3 с 29.05.2015 является сотрудником <данные изъяты>.
Кроме того, из представленных <данные изъяты> перед составлением протокола копий документов (письмо от 27.05.2016 №) установлено, что в расходных кассовых ордерах № от 23.11.2015 и № от 15.11.2015, анкетах клиентов ФИО4 и ФИО5 в графе «выдал кассир» (кассовые ордера) и «подпись лица, заполнившего анкету Клиента» на бумажном носителе указана фамилия и инициалы ФИО3
Приведенные доводы указывают на тот факт, что проведена идентификация, заключены договоры микрозаймов, выданы денежные средства по указанным договорам - ФИО3
Согласно доверенности от 02.06.2015 №<данные изъяты>, подписанной ФИО8, <данные изъяты> доверяет ФИО3 (которая состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты>, договор от 29.05.2015), в том числе:
- до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления внутреннего контроля, по противодействию легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма для чего имеет право запрашивать в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщица (при наличии), а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Согласно п. 3.8 правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в <данные изъяты>, утвержденных 18.08.2015 генеральным директором <данные изъяты> ФИО8, генеральный директор несет ответственность за:
- общее руководство и эффективное управление организацией внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на всех направлениях деятельности общества;
- контроль выполнения сотрудниками требований по обеспечению неразглашения сведений, отнесенных к разряду конфиденциальных и др.
Микрофинансовые организации не включены в список организаций, перечисленных в п. 1.5-1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов), имеющих право на основании договора поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Учитывая изложенное генеральный директор <данные изъяты> ФИО8 не имел право поручать проведение идентификации третьим лицам.
Выполнение требований - по идентификации клиентов, в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, относится к осуществлению внутреннего контроля.
Таким образом, вывод о том, что ФИО8, являясь законным представителем <данные изъяты>, осуществляющего операции с денежными средствами, не организовал выполнение обязанности по идентификации указанных клиентов и поручил проведение идентификации клиентов - физических лиц, а также идентификации представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев третьему лицу - сотруднику <данные изъяты>, не являющемуся кредитной организацией, чем нарушил требования пп 1. п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ следует признать обоснованными.
Судом установлено, что идентификацию клиентов производила сотрудник иной организации, что не основано на требованиях закона.
Доводы жалобы о том, что <данные изъяты> осуществляло идентификацию на основании доверенности, выданной руководителем ООО в порядке п.1 ст.182 ГК РФ, и на основании пп 1.5-2 ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» микрофинансовые компании вправе поручать на основании договора кредитной организации проведение идентификации, следует признать необоснованным поскольку указанный пункт п. 1.5-2 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 407-ФЗ), т.е. за пределами срока инкриминируемого административного правонарушения и кроме того, содержит право поручить исполнение закона только кредитной организации, каковой <данные изъяты> не является.
Ссылка на п.2.1 «Положения об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма, утв. Банком России 12.12.2014 № 444-П разрешается сбор сведений и документов, предусмотренных положениями 1 и 2 к настоящему положению, являющихся основанием совершения операций (сделок) судья также находит необоснованной, поскольку оно предполагает сбор сведений и документов, в то время как речь идет об идентификации личности.
Из представленных материалов следует, что сбор сведений и документов, идентификацию личности производила сотрудник иной организации, не являющейся коммерческой - ФИО3, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами, составленными от ее имени и доводы заявителя о том, что окончательную идентификацию производила сотрудник <данные изъяты>ФИО6 объективно опровергаются представленными документами.
Постановление должностного лица является законным, обоснованным, назначенное наказание мотивированным и справедливым.
Представление об устранении причин и условий, способствующий совершению административного правонарушения вынесено в соответствии с требованиями п.7.ст.26.1, ст.29.13 КоАП РФ, она направлено на устранение выявленных недостатков и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № по делу об административном правонарушении №<данные изъяты>ФИО2от 10.06.2016 года в отношении генерального директора <данные изъяты> ФИО8 и представление об устранении причин и условий способствующий совершения правонарушения - оставить без изменения, а жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его оглашения либо вручения копии настоящего решения.
Судья В.И. Карнаух