Дело №12-154/2019
Р Е Ш Е Н И Е
на постановление по делу об административном правонарушении
25 апреля 2019 года <...>, каб. 324
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе судьи Рише Т.В., при секретаре Андриенко М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 21.03.2019, которым должностное лицо – начальник отдела – главный бухгалтер отдела по учету и отчетности управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 19.02.2019 №1, составленному инспектором-юристом бюджетно-аналитического отдела Счетной палаты Алтайского края ФИО2, по результатам проведения в 2018 году контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края (далее – Управление делами) за период с 2014 по 2017 год» установлено, что в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей начальником отдела – главным бухгалтером отдела по учету и отчетности Управления делами ФИО1 23 ноября 2017 года допущен факт формирования и представления с нарушением установленных требований ведений (документов), необходимых для исполнения краевого бюджета по расходам в 2017 году, а именно: сведения №00000802 о бюджетном обязательстве (форма по ОКУД 606101), возникшем на основании заключенного управлением делами Губернатора и Правительства Алтайского края с индивидуальным предпринимателем ФИО3 контракта №6394 от 02.11.2017 на поставку товара, сформированы и направлены в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – УФК по Алтайскому краю) с нарушением установленного срока.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула по делу об административном правонарушении от 21.03.2019 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 21.03.2019 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ее вина в совершении вменяемого правонарушения материалами дела не доказана.
Настоящая жалоба подана заявителем в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена, направила в суд своего защитника Лазарева В.В., который жалобу поддержал по основаниям в ней изложенным, показал, что ФИО1 не вправе была не принимать документы, в тот же день сведения о принятом обязательстве сформированы и направлены в УФК, свои должностные обязанности ФИО1 исполняет должным образом.
Выслушав Лазарева В.В., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных и денежных обязательств (ч. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение данной нормы Приказом Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от 30.12.2016 №21-н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета, абз. 1 п.2.2 которого предусмотрено, что сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка в части бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 2, 5, 6 пункта 2.1 настоящего Порядка, формируются не позднее пяти рабочих дней со дня заключения соответственно государственного контракта, договора, договора (соглашения) о предоставлении субсидии краевому бюджетному или краевому автономному учреждению, договора (соглашения) о предоставлении субсидии или бюджетных инвестиций юридическому лицу, указанных в названных подпунктах пункта 2.1 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения главного бухгалтера отдела по учету и отчетности Управления делами ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, явилось представление ей с нарушением указанного срока в УФК по Алтайскому краю сведений №00000802 о бюджетном обязательстве, возникшем на основании заключенного Управлением делами с индивидуальным предпринимателем ФИО3 контракта №6394 от 02.11.2017 на поставку товара о бюджетном обязательстве. Такие сведения были представлены ФИО1 в УФК по Алтайскому краю только 23.11.2017.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом от 07.06.2018; объяснениями ФИО1, распоряжением о назначении на должность от 25.04.2012 №84-к, должностным регламентом, дополнительными соглашениями к служебному контракту, инструкцией о поступивших сведениях о бюджетных обязательствах, контрактом на оказание услуг № 6394 от 02.11.2017, сведениями о бюджетных обязательствах, бухгалтерскими справками, контрактами на поставку товара, иными, имеющимися в деле доказательствами.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об отсутствии вины ФИО1 подлежит отклонению.
Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
В соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
По смыслу данной нормы к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Как видно из материалов дела, ФИО1, приказом Губернатора Алтайского края от 25.04.2012 №84-к, назначена на должность начальника отдела - главным бухгалтером отдела по учету и отчетности Управления делами.
В соответствии с учетной политикой, принятой приказом Управления делами от 4.01.2014 №2/1-ОД на 2014 год и действующей в 2017 году, учет в Управлении делами ведет отдел по учету и отчетности, возглавляемым начальником отдела – главным бухгалтером. Ответственность за полноту и достоверность информации, указанной в первичном документе, предоставляемом в бухгалтерию для оплаты, несет лицо ответственное за документ.
В соответствии с должностным регламентом, утвержденным управляющим делами администрации Алтайского края, начальник отдела - главный бухгалтер отдела по учету и отчетности Управления делами осуществляет отражение финансово-хозяйственных операций, выполняемых управлением делами в бюджетном (бухгалтерском) учете согласно законодательству Российской Федерации, контроль за выполнением финансовых обязательств Управления делами, осуществляет внутренний финансовый контроль в процессе исполнения бюджетной сметы, принятия и исполнения бюджетных обязательств.
Кроме того, силу п. 2.3 регламента начальник отдела должен знать Приказы Министерства финансов РФ по ведению бюджетного учета и отчетности; иные законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность и финансово- экономическую деятельность управления; порядок прохождения документооборота в управлении делами, служебной информации в Администрации края.
Начальник отдела обязан обеспечивать необходимой информацией внутренних и внешних пользователей; оказывать методическую помощь работникам структурных подразделений управления делами по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности (п. 3.1 должностного регламента).
Начальник имеет право своевременно получать от руководителей подразделений (специалистов) информацию и документы (приказы, распоряжения, контракты, договоры, отчеты бюджетные сметы и др.), необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; сотрудники других отделов управления делами по всем вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру; привлекать специалистов структурных подразделений, отдела и служб управления, аппарата Администрации края к решению возложенных на него задач; требовать от управляющего делами оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и права (п. 3.2 должностного регламента).
В силу п. 6.3 указанного регламента в связи с исполнением должностных обязанностей и реализацией прав, предусмотренных должностным регламентом, начальник отдела осуществляет служебное взаимодействие с работниками управления, должностными лицами аппарата, структурными подразделениями Администрации края.
В соответствии с п. 6.5 начальник отдела взаимодействует с начальниками департаментов и отделов Администрации края по вопросам получении договоров, сведений о контрактах, договорах ….. и других необходимых для бухгалтерского учета документов и сведений.
Из материалов дела, следует, что государственный контракт №6394 от 02.11.2017, заключенный между Управлением делами и индивидуальным предпринимателем ФИО3 поступил в Отдел по учету и отчетности 23.11.2017, в этот же день были сформированы сведения о принятом бюджетном обязательстве №00000802 и направлены в УФК по Алтайскому краю.
Объективная сторона состава административного правонарушения, вмененного ФИО1, состоит в формировании и представлении в УФК по Алтайскому краю сведения №00000802 о бюджетном обязательстве, возникшем на основании заключенного Управления делами с индивидуальным предпринимателем ФИО3 контракта №6394 от 02.11.2017 на поставку товара, с нарушением установленного срока.
Таким образом, ФИО1 как должностное лицо, не приняла надлежащих мер по обеспечению соблюдения требований бюджетного законодательства, в связи с чем она обоснованно признана субъектом вмененного ей правонарушения и привлечена к ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что факты несвоевременного направления в УФК по Алтайскому краю сведений о принятых бюджетных обязательствах, сформированных на основании заключенных Управлением делами контрактов имели место в связи с несвоевременным представлением таких контрактов в отдела по учету и отчетности управлением делами, а также что в функции отдела по учету и отчетности Управления делами не входит проведение работ по заключению контрактов, не принимается во внимание, поскольку исходя из должностных обязанностей и предоставленных для реализации вмененных обязанностей полномочий ФИО1 обязана была обеспечить надлежащее ведение бюджетного учета и представление достоверной бюджетной отчетности, а несвоевременная передача государственных контрактов, сведений о них, не исключает наличие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что за несвоевременное оформление и составление документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы, ответственность за полноту и достоверность информации, указанной в первичном документе, предоставленном в отдел по учету и отчетности для оплаты, несет лицо ответственное за документ, не влечет отмену состоявшегося по делу судебного акта.
Будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по предоставлению в орган Федерального казначейства сведений о возникшем обязательстве, ФИО1, с учетом ее должностных полномочий, имела право вносить Управляющему делами предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела, в том числе и об улучшении работы, предоставления информации, вытекающей из бухгалтерского (бюджетного) учета.
Ссылка заявителя о том, что ФИО1 не могла повлиять на своевременность передачи государственного контракта в ее отдел, факт информирования или не информирования руководства о несвоевременном представлении в Отдел по учету и отчетности контрактов, факт привлечения или не привлечения к ответственности лиц, виновных в задержке передачи контрактов в отдел, а также то, что ФИО1 не может требовать от работников других структурных подразделений надлежащего исполнения их должностных обязанностей, не свидетельствуют об отсутствии ее вины и не могут быть признаны убедительными при рассмотрении данной жалобы.
Как указывалось ранее в соответствии с должностным регламентом, начальник отдела осуществляет отражение финансово-хозяйственных операций, выполняемых управлением делами в бюджетном (бухгалтерском) учете согласно законодательству Российской Федерации, имеет право своевременно получать от руководителей подразделений (специалистов) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; сотрудники других отделов управления делами по всем вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру; начальник отдела осуществляет служебное взаимодействие с работниками управления; взаимодействует с начальниками департаментов и отделов Администрации края по вопросам получении договоров, сведений о контрактах, договорах и других необходимых для бухгалтерского учета документов и сведений, в связи с чем оснований полагать, что в силу занимаемой должности ФИО1 не могла повлиять на своевременность передачи государственного контракта в ее отдел, не имеется.
При рассмотрении дела мировым судьей принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО1, по делу не усматривается.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену состоявшихся решений по делу, должностным лицом и судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Вместе с тем мировым судьей в резолютивной части не указано о привлечении ФИО1 как должностного лица - начальника отдела – главного бухгалтера отдела по учету и отчетности управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края, в связи с чем судебный акт подлежит уточнению в соответствующей части. При этом данное обстоятельство на доказанность вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения и подсудность дела не повлияли.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 21.03.2019, вынесенное в отношении должностного лица – начальника отдела – главного бухгалтера отдела по учету и отчетности управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Уточнить абзац 1 резолютивной части постановления мирового судьи от 21.03.2019, изложив его в следующей редакции: «Признать должностное лицо - начальника отдела – главного бухгалтера отдела по учету и отчетности управления делами Губернатора и Правительства Алтайского края ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей».
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором непосредственно в Алтайский краевой суд в порядке надзора.
Судья Т.В. Рише