ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154/20 от 15.03.2021 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 12-19/2021

УИД 33RS0019-01-2020-002271-54

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 марта 2021 года г. Суздаль

Судья Суздальского районного суда Владимирской области Дворникова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кулыгиной А.Г. на постановление начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 08 декабря 2020 года по делу о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 08.12.2020 г. должностное лицо - главный бухгалтер Государственного автономного учреждения здравоохранения Владимирской области «Областной аптечный склад» (далее - ГАУЗ ВО «ОАС») Кулыгина А.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Кулыгина А.Г., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 08.12.2020 г. отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия грубых нарушений с ее стороны по ведению бухгалтерского учета в части списания лекарственных препаратов без подтверждающих документов получения льготными категориями граждан лекарственных препаратов и в части оформления первичных учетных документов по перечислению причитающихся сотрудникам сумм заработной платы. В обоснование жалобы указала, что согласно Положению о порядке оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области № 259 от 15.03.2010 г., департамент здравоохранения Владимирской области реализует полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр и не отказавшихся от получения социальной услуги лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. На основании Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения за счет средств областного бюджета, утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области № 147 от 15.02.2012 г., департамент здравоохранения Владимирской области в целях обеспечения предоставления мер социальной поддержки: осуществляет в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов; обеспечивает своевременное заключение контрактов по итогам размещения заказов, а также контроль за их исполнением; осуществляет мониторинг обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами, закупленными по государственным контрактам за счет средств областного бюджета. Во исполнение данных положений, департаментом здравоохранения Владимирской области ежегодно заключались государственные контракты на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и обеспечения отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Владимирской области, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в целях их социального обеспечения, по которым получателем лекарственных препаратов и медицинских изделий является ГАУЗ ВО «ОАС». По условиям контрактов на поставку, поставщик обязан доставить товар по адресу получателя: <...>. Приемка-передача товара по количеству и качеству осуществляется получателем и поставщиком. При поставке товара, поставщик представляет получателю документацию в 3-х экземплярах - для заказчика, для поставщика и для получателя. Оплата товара производится на основании представленных поставщиком документов. Все поступившие по контрактам на поставку лекарственные препараты и изделия ставятся на бухгалтерский учет и ведутся на забалансовом счете учреждения, введенном в соответствии с пунктом 332 Приказа Минфина Российской Федерации № 157н от 01.12.2010 г. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственный органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Также департаментом здравоохранения Владимирской области ежегодно заключаются государственные контракты на оказание услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан, проживающих на территории Владимирской области и имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Копии контрактов департамент здравоохранения Владимирской области направляет в ГАУЗ ВО «ОАС» для использования в работе и организации отпуска лекарственных препаратов. Во исполнение контрактов на оказание услуг и организации отпуска лекарственных препаратов между ГАУЗ ВО «ОАС» и исполнителем ООО «Медилон-Фармимекс» заключены договоры № ### от *** г. и ### от *** г. на оказание услуг по приему и дальнейшему отпуску лекарственных препаратов. По согласованию с учредителем ГАУЗ ВО «ОАС» - департаментом здравоохранения Владимирской области, для учета лекарственных препаратов, предназначенных льготной категории граждан введен дополнительно забалансовый счет 33 «Лекарственные препараты, переданные для отпуска по рецептам фармацевтическим компаниям», на котором отражено движение лекарственных препаратов по контрагенту, являющемуся исполнителем по контрактам на оказание услуги. При получении от департамента здравоохранения Владимирской области извещений формы 0504805 ГАУЗ ВО «ОАС» производилось списание лекарственных препаратов с забалансового счета и осуществлялась постановка на бухгалтерский учет на балансовый счет 105.31 «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Списание лекарственных препаратов со счета 105.31 «Лекарственные препараты и медицинские материалы» осуществлялось только на основании реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных ООО «<данные изъяты>» при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категория граждан, актов о списании материальных запасов в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России № 183 от 23.12.2010 г. «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению». Что касается нарушения статей 9, 29 Федерального закона Российской Федерации № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете», то у ГАУЗ ВО «ОАС» было заключено соглашение об электронном документообороте с ОАО «<данные изъяты>». Полагает, что для бухгалтерского учета первичным документом для отражения и получения заработной платы сотрудников являются расчетные ведомости и карточки-справки с учетом Методических указаний, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации №52н от 30.03.2015 г. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». Карточка-справка (ф.0504417) применяется для регистрации справочных сведений о заработной плате работника учреждения, в которой помимо общих сведений о работнике, ежемесячно отражаются по всем источникам финансового обеспечения (деятельности) суммы начисленной заработной платы по видам выплат, суммы удержаний (по видам удержаний), сумма к выдаче. Карточка-справка (ф.0504417) заполняется на основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504402), применяемых для отражения начисленной заработной платы работникам учреждений, пособий, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, выплат, произведенных работникам учреждения в течение месяца, и сумм, причитающихся к выплате в окончательный расчет, а также отражения налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда и иных сумм удержаний. Все виды выплат аккумулируются в одной карточке-справке (ф. 0504417). Все вышеперечисленные действия производятся автоматизировано в программном продукте «1С Бухгалтерия». На основании расчетных ведомостей в программе «Онлайн Банк» формируется реестр для зачисления сумм, причитающихся работнику заработной платы, на банковскую карту, где реестру присваивается учетный номер, указываемый в назначении платежа в платежном поручении. Таким образом, для принятия к бухгалтерскому чету сумм начисленной и перечисленной заработной платы и других выплат, причитающихся сотрудникам, главный бухгалтер согласовывает выполнение данных операций, подписывая расчетно-платежные ведомости, реестры, платежное поручение в банк, имея перед собой карточку-справку, и осуществляя при этом: предварительный финансовый контроль, текущий (оперативный) контроль. Завершающим этапом контроля за получением причитающихся сумм заработной платы и других выплат является факт получения лично сотрудниками учреждения расчетного листка. Считает, что, несмотря на отсутствие подписей лиц, совершивших операцию, а также фамилии и инициалов работника кредитной организации, исполнившего зачисление денежных средств, данное деяние не является грубым нарушением бухгалтерского учета.

В судебное заседание Кулыгина А.Г. и представитель Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 1 Примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

В пункте 4 Примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Федеральным законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» (далее - Закон) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По смыслу статьи 9 Закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В силу статьи 10 Закона данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Как усматривается из представленных материалов, *** г. главным специалистом-экспертом отдела по контролю за использованием получателями финансовой помощи из областного бюджета, гарантий области, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера ГАУЗ ВО «ОАС» Кулыгиной А.Г. Поводом и основанием к возбуждению дела об административном правонарушении послужило установление нарушения требований статей 9, 10 Закона, когда при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни, связанные с расходованием лекарственных препаратов и изделий, а также наличием принятых перед гражданами обязательств по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями, фактическим получением ими лекарственных препаратов произведено списание ГАУЗ ВО «ОАС» «на нужды учреждения» лекарственных препаратов и изделий на общую сумму <данные изъяты>., в части отсутствия первичных учетных документов, а также отсутствие каких-либо первичных документов на бумажном носителе или в электронной форме, подтверждающих исполнение кредитными организациями поручений о зачислении причитающихся сотрудникам сумм заработной платы на открытые им счета.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, начальник Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области пришел к обоснованному выводу о виновности должностного лица - главного бухгалтера ГАУЗ ВО «ОАС» Кулыгиной А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылки Кулыгиной А.Г. в жалобе на государственные контракты не могут быть приняты во внимание, поскольку ГАУЗ ВО «ОАС» стороной данных контрактов не является, и в контексте требований, предусмотренных статьей 9 Закона к первичным учетным документам они не могут быть расценены в качестве основания для финансово-хозяйственной операции списание лекарственных препаратов и изделий «на нужды учреждения».

Указание Кулыгиной А.Г. в жалобе на карточку-справку ф. 05044117 как на первичный документ подлежит отклонению, так как согласно Приказу Минфина России № 52н от 30.03.2015 г. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» карточка-справка (ф. 0504417) применяется для регистрации справочных сведений о заработной плате работника учреждения и заполняется на основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401) или расчетной ведомости (ф. 0504402).

Действия Кулыгиной А.Г. правильно квалифицированы начальником Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Постановление о привлечении главного бухгалтера ГАУЗ ВО «ОАС» Кулыгиной А.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание главного бухгалтера ГАУЗ ВО «ОАС» Кулыгиной А.Г. назначено в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения.

При таком положении, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь статьей 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 08 декабря 2020 года по делу о привлечении к административной ответственности должностного лица - главного бухгалтера Государственного автономного учреждения здравоохранения Владимирской области «Областной аптечный склад» Кулыгиной А.Г. по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Кулыгиной А.Г. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья С.В. Дворникова