ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154/20 от 19.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-154/20

РЕШЕНИЕ

г.Иваново 19 августа 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Иваново Улыбин А.С., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иудиной А.О., должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Начальника Управления благоустройства Администрации <адрес> на постановление государственного инспектора ТОТКГАДН по <адрес> Восточного МУГАДН ЦФО ФСНТ ФИО от 09.06.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по <адрес> Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Далее – ТОТКГАДН по <адрес> Восточного МУГАДН ЦФО ФСНТ) от /дата/ Управление благоустройства Администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Согласно указанного постановления в ходе контрольного осмотра участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-600 «Кострома-Иваново» (Р-132), км 42+060 - км 91+550 12.05.2020 г. выявлены нарушения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и других нормативно-технических документов в сфере дорожного хозяйства – в соответствии с постановлением администрации города Иванова от /дата/ с /дата/ установлены временные дорожные знаки: 3.12 – ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства; 8.20.1 и 8.20.2 – тип тележки транспортного средства. Для лучшего восприятия временных дорожных знаков на одной опоре должно быть установлено не более двух знаков и одного знака дополнительной информации (таблички), в нарушение требований статьи 3 п.13.5 ТР ТС 014/2011 было установлено на одной опоре три временных дорожных знака и два знака дополнительной информации (п.10 акта от /дата/). При этом /дата/ в ходе осмотра выявлено, что на указанных временных дорожных знаках, установленных на а/д Р-600, км 90+998, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза ТР ТС 014/2011 ст.5 п. 24.17.

В жалобе, поданной на указанное постановление, начальник Управления благоустройства Администрации города Иванова просит его отменить, указывая на следующее. В соответствии с положениями статьи 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от /дата/, в целях решения вопросов местного значения города Иванова, Администрация города Иванова организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова и обеспечивает безопасность дорожного движения на них. Согласно п.1.1 Положения об Управлении благоустройства Администрации города Иванова Управление является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства. Управление предпринимательскую деятельность не осуществляет, не производит, не реализует какую-либо продукцию (изделия), в том числе, подлежащую обязательной сертификации, обязательному прохождению процедуры оценки соответствия требованиям Технических регламентов. В рамках полномочий, данных Управлению благоустройства Администрации города Иванова им был заключен Муниципальный контракт от /дата/ с ООО «Спектр» в целях выполнения работ по установке и замене дорожных знаков. Согласно пункту 4.6 качество работ по контракту должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды и соответствовать требованиям действующих нормативных документов. Согласно пункту 5.4 подрядчик обязан качественно выполнять работы, предусмотренные п.1.2, в соответствии и с техническим заданием, характеристиками товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ. Согласно пункту 6.9 подрядчик несет полную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, в том числе административную, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Установленные в рамках контракта дорожные знаки прошли процедуру сертификации соответствия требованиям нормативных документов, а именно - ГОСТ Р 52290-2004, следовательно, оснований для приостановления выполнения работ в связи с отсутствием сертификата, не имелось. Управление надлежащим образом исполнило свои обязательства по оценке качества установленных знаков в рамках муниципального контракта. Установленные дорожные знаки соответствуют нормативным требованиям. Кроме того, за совершение правонарушений, предусмотренных статьёй 14.43 КоАП РФ, к административной ответственности могут быть привлечены специальные субъекты, осуществляющие указанную деятельность. Так, /дата/ за правонарушение, вменяемое и Управлению, постановлением государственного инспектора ТОТКГАДН по <адрес> Восточного МУГАДН ЦФО ФСНСТ ФИО к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, было привлечено должностное лицо ООО «СПЕКТР», как лицо, ответственное за изготовление, контроль качества и отгрузку продукции «Дорожные знаки». При этом указанное лицо, должностным лицом Управления не является.

В судебном заседании защитнику ФИО разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлено.

Защитник ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержала и просила отменить обжалуемое постановление, дополнительно указав следующее. Изготовителем дорожных знаков является ООО «Спектр», должностное лицо которого было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ. Вменяя то же нарушение Управлению благоустройства Администрации г.Иваново, должностное лицо фактически вменяет процессуальное соучастие данного юридического лица с ООО «Спектр» в совершении правонарушения, что не является обоснованным. Кроме того, у ООО «Спектр» отсутствует сертификат маркировки Таможенного союза, который давал бы ему право участвовать в торгах по установке дорожных знаков на дорогах федерального значения.

Допрошенная в судебном заседании государственного инспектора ТОТКГАДН по <адрес> Восточного МУГАДН ЦФО ФСНТ ФИО пояснила, что ею был проверен участок дороги - трассы Р-600 42+060 - км 91+550, имеющей федеральное значение. Были обнаружены 5 знаков на одной опоре, что недопустимо, которые также не имели надлежащей маркировки. У Управления благоустройства Администрации г.Иваново с ООО «Спектр» заключён муниципальный контракт, при этом Управление является заказчиком установки дорожных знаков и было обязано требовать соблюдения необходимых положений правовых актов, а в случае необходимости приостановить выполнение работ ООО «Спектр». Автомобильные дороги входят в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза. Относительно специального субъекта, ответственность которого предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, полагает, что Управление благоустройства Администрации г.Иваново допустило нарушение требований технических регламентов как исполнитель.

Свидетель ФИО в судебном заседании показал, что он является начальником производственного участка ООО «Спектр», которое занимается производством и установкой дорожных знаков. Данное юридическое лицо полномочий по маркировке дорожных знаков в соответствии с положениями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» не имеет. Он был привлечён к административной ответственности за нарушения при установке дорожных знаков без необходимой маркировки на участке местности трассы Р-600. Полагает, что данные знаки были установлены за чертой города Иваново, однако сам на место установки он не выезжал.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Пунктами 24.16 – 24.19 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. №827, установлено следующее.

Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке (п. 24.16).

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на само изделие (п.24.17).

Нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза на дорожно-строительные материалы, включенные в Перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наносится на упаковку (при ее наличии) и должна содержаться в прилагаемых товарно-сопроводительных документах на дорожно-строительные материалы (п. 24.18).

Дорожно-строительные материалы и изделия маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (п. 24.19).

Из представленных материалов дела следует, что Управлению благоустройства Администрации г.Иваново вменяется то, что на федеральной дороге общего пользования Р-600 «Кострома-Иваново» (Р-132) были установлены в соответствии с постановлением администрации города Иванова от /дата/, с /дата/ временные дорожные знаки: 3.12 – ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства; 120.1 и 8.20.2 – тип тележки транспортного средства, в нарушение требований статьи 3 п.13.5 ТР ТС 014/2011: на одной опоре три временных дорожных знака и два знака дополнительной информации. Кроме того, на указанных временных дорожных знаках отсутствовала маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза ТР ТС 014/2011 ст.5 п. 24.17.

На основании муниципального контракта от /дата/ Управление благоустройства Администрации города Иванова является заказчиком по установке и замене временных дорожных знаков, ООО «Спектр» – подрядчиком. Местом выполнения работ по содержанию, ремонту и установке дорожных знаков указано: улично-дорожная сеть в границах городского округа Иваново.

Из представленных материалов дела (в том числе фотоматериалов) следует, что участок местности, на котором были установленные дорожные знаки, находится в пределах территории г.о. Иваново. При этом ООО «Спектр», производившее работы по изготовлению и установке дорожных знаков, действовало в рамках указанного выше муниципального контракта.

Осмотр временных дорожных знаков на обозначенном выше участке автомобильной трассы, проводившийся уполномоченным на то должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, установил отсутствие на них графического изображения единого знака обращения продукции на рынке государств-членов таможенного союза.

Вместе с тем, частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов для изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца.

Из исследованных судом материалов, а также показаний свидетеля ФИО следует, что непосредственным изготовителем дорожных знаков, а также исполнителем работ по их установке, является ООО «Спектр», в связи с чем он (Шолев) был, как должностное лицо указанной организации, привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ за допущенные нарушения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

В связи с изложенным, принимая во внимание, что Управление благоустройства, как функциональный орган Администрации города Иванова, то есть органа местного самоуправления, в рамках своих полномочий предпринимательскую либо иную экономическую деятельность не осуществляет, оснований полагать данное юридическое лицо субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ не имеется.

Действия (бездействие) юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при наличии к тому оснований могли быть квалифицированы уполномоченным должностным лицом по ст.12.34 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.34 и 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения и общественные отношения в области предпринимательской деятельности соответственно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях (бездействии) Управления по благоустройству Администрации г.Иваново отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости отмены постановления и прекращении производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление государственного инспектора ТОТКГАДН по <адрес> Восточного МУГАДН ЦФО ФСНТ ФИО от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, в отношении Управления благоустройства Администрации города Иванова отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу законного представителя юридического лица ФИО – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Улыбин А.С.