ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154/2016 от 16.03.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело: №12-154/2016

Р Е Ш Е Н И Е

16 марта 2016 года г.Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Шахтин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Российские медиа коммуникации»(далее – ООО «Росмедиаком») В.Р.С., привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП Ф об отмене постановления о наложении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по УРА.А.В. № ТГ 04-04/2015-34АР от06.10.2015г. директор ООО «Российские медиа коммуникации» В.Р.С. привлечен к административной ответственности по ч.1ст.14.3 КоАП РФс назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Согласно постановлениюВ.Р.С. признан виновным в совершении правонарушения, выразившегося в распространении в средстве массовой информации – на радиоканалах «Дорожное радио» и Радио Анжелика» 10.10.2014г., 11.10.2014г., 12.10.2014г., рекламы зрелищных мероприятий с нарушением ч.10.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

На данное постановление В.Р.С. подана жалоба, в которой заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обосновании жалобы заявитель указывает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Согласно договору оказания услуг от 29.09.2014г., заключенному между ООО «Российские медиа коммуникации» (исполнитель по договору) и гражданином М.А.С. (заказчик по договору) в октябре 2014 года ООО «Российские медиа коммуникации» оказало М.А.С. услуги по предоставлению 3600 минут эфирного времени на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» (95,6 МГЦ) в г.Можге для размещения рекламных материалов Заказчика на 18 и 48 минуте каждого часа продолжительностью не более 2,5 минут, при этом ООО «Росмедиаком» передало М.А.С. права, обязанности и полномочия по самостоятельному размещению им рекламных материалов в эфире путем применения технологии удаленного доступа с помощью компьютерной программы «Тракт».

М.А.С. заключены договора на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов от 30.09.2014г. с Е.А.А., С.А.С., И.В.В.

М.А.С. как исполнитель разместил вышеописанным способом с 10 по 19 октября 2014 года рекламные материалы указанных лиц на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» согласно медиапланам.

При этом, на официальном сайте Компании «ТелеСеть» (г.Можга) www.tele-set.net на момент размещения на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» рассматриваемых рекламных роликов размещалась реклама указанных выше зрелищных мероприятий с надписью «Без возрастных ограничений» и сообщением, что классификация рекламируемой информационной продукции осуществлена производителем и распространителем зрелищного мероприятия (указанными выше лицами Е.А.А., И.В.В., С.А.С.).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ) классификация информационной продукции осуществляется её производителями и (или) распространителями самостоятельно. В данном случае информационная продукция, рекламируемая в рассматриваемых аудиороликах, определена её производителями и распространителями как не содержащая негативной информации для детей, без ограничений для распространения среди детей.

При этом каких-либо доказательств относительно того, что рассматриваемая в рамках настоящего дела информационная продукция причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, административным органом не представлено.

По мнению заявителя, реклама указанных выше зрелищных мероприятий могла быть размещена на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» без сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Соответственно, в рассматриваемом случае отсутствует нарушение требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, заявитель указал, что в соответствии с указанными договорами М.А.С. принял на себя ответственность как рекламопроизводитель и рекламораспространитель рассматриваемой в рамках настоящих дел рекламы, а Е.А.А., С.А.С. и И.В.В. приняли на себя ответственность как рекламодатели данной рекламы. Таким образом, ООО «Росмедиаком» не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Кроме того, указание в рекламе категории информационной продукции, о которой отмечается в части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 436-ФЗ. Применительно к рекламе информационной продукции, осуществляемой посредством радиовещания, такой порядок установлен частью 4 статьи 13 Федерального закона № 436-ФЗ и Порядком сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач (утвержден приказом Минкомсвязи России от 27.09.2012 № 230, далее - Порядок).

Должностное лицо – директор ООО «Российские медиа коммуникации» В.Р.С. считает, что административный орган не доказал обстоятельства, на основании которых реклама рассматриваемой информационной продукции должна была сопровождаться указанием на категорию данной информационной продукции.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности - директор ООО «Росмедиаком» В.Р.С., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явился, о причинах неявки не сообщил.

В судебном заседании представитель заявителя, Ф.Е.Б., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в рекламных роликах не было негативной информации, причиняющей вред здоровью детей. Директор ООО «Росмедиаком» не является субъектом правонарушения, поскольку рекламные ролики разместил М.А.С. на основании ранее заключенных договоров, согласно котором ему предоставлялось эфирное время для вставки рекламных блоков. Просит отменить постановление, производство по делу прекратить.

Представитель административного органа П.Р.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что факт совершения ответчиком административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление является законным и обоснованным. Отсутствие негативной информации и соответственно, возрастных ограничений, не является основанием для отказа от указания знака информационной продукции. ООО «Росмедиаком» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, как лицо, которое осуществило распространение (трансляцию) данной рекламы на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» 10.10.2014 и 11.10.2014, 12.10.2014г., а М.А.С. является рекламопроизводителем - как лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы, форму.Также пояснил, что ответственность по закону «О рекламе» в данном случае несет лицензиат, учредителем является ООО «Росмедиаком», поскольку при предоставлении эфирного времени и размещении рекламных блоков должно было проконтролировать их содержание.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Изучив жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд находит постановление и решение, принятое по жалобе на постановление, законными и обоснованными и оснований для их отмены не усматривает.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч.1 ст.14.3 КоАПРФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.14.3 КоАПРФ являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 указанного Закона не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон №436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.

Статьей 1 Закона №436-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона №436-ФЗ зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Частью 3 статьи 6 Закона №436-ФЗ установлены категории классификации информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; информационная продукция, запрещенная для детей.

Под классификацией информационной продукции понимается распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 9 статьи 2 Закона №436-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона №436-ФЗ, обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

В соответствии со статьей 5 Закона №436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: 1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; 2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Согласно части 2 статьи 6 Закона №436-ФЗ, при проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Суд соглашается с выводами Удмуртского УФАС России о том, что размещенная рекламная информация на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» в г.Можге: «Камерный театр «Классик» приглашает на театральную фантазию «Волшебная сила искусства 18 октября в 16:00. Все собранные средства пойдут на благоустройство детских площадок. Билеты в офисе «Телесеть». Подробности по телефону 8-919-912-98-60»; «Объединенная лига открывает сезон 06 ноября в 18:00 в ДК «Дубитель» Фестиваль самой амбициозной лиги КВН Южного выпуска Удмуртской Республики команды «СПГ», «Лова-лова», «ШРЕК», «Девятая волна», «Темная лошадка» и другие гости фестиваля. Билеты в кассах ДК, в детском игровом комплексе «Тимошка» и в офисе «Телесеть»; «Телекомпания «Телесеть» представляет уникальное танцевальное галла-шоу «Мархаба» лучших школ восточного и индийского танца России, потрясающее шоу и незабываемые эмоции от гостей Москвы, Воронежа, Перми, Воткинска. Ждем Вас 08 ноября в 18:00 ДК «Дубитель». Подробности в газете «Телесеть Можга», билеты в офисе компании» без указания информационной продукции является ненадлежащей и нарушающей ч.10.1 ст. 5 Закона о рекламе.

Довод заявителя об отсутствии негативной информации и соответственно возрастных ограничений, подлежит отклонению, поскольку не является основанием для не применения знака информационной продукции, установленного требованиями п. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе.

Довод заявителя о том, что ООО «Росмедиаком» не является рекламораспространителем, поскольку передало М.А.С. права, обязанности и полномочия по самостоятельному размещению им рекламных материалов в эфир на основании заключенного с ним договора об оказании услуг от 29.09.2014г., следовательно, данное распространение рекламы осуществил М.А.С., подлежит отклонению, по следующим основаниям.

Между М.А.С.(Заказчик) и ООО «Российские медиа коммуникации» (Исполнитель) заключен договор от 29.09.2014 г. предметом которого явились оказываемые Исполнителем Заказчику услуги по предоставлению эфирного времени на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» (96,5 МГЦ) в г.Можге для размещения рекламных материалов Заказчика, при этом Исполнитель передает Заказчику права, обязанности и полномочия по самостоятельному размещению Заказчиком рекламных материалов в эфире путем применения технологии удаленного доступа с помощью компьютерной программы «Тракт».

Согласно медиаплана, являющегося приложением к договору от 29.09.2014 г., Исполнитель предоставляет Заказчику эфирные окна на 18-ю и 48-ю минуты каждого часа, но не более 2,5 минут.

М.А.С. заключены договора на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов от 30.09.2014 с Е.А.А., С.А.С., И.В.В. на размещение в эфире радиоканалов «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» вышеуказанных рекламных материалов. Как установлено в судебном заседании, услуги по указанным договорам выполнены М.А.С. полностью и в срок, что подтверждается пояснениями участников судебного заседания.

Согласно п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации), под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о средствах массовой информации, телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 31.1 Закона о средствах массовой информации деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, может осуществляться только получившим такую лицензию юридическим лицом.

Лицензия №20163 от 15.03.2012 на осуществление наземного эфирного вещания средств массовой информации «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» предоставлена ООО «Российские медиа коммуникации».

Средство массовой информации «Радио Анжелика» зарегистрировано 25 ноября 2011 года в форме распространения «Радиоканал». Выдано свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ТУ 18 - 0278 25.11.2011. Согласно данному свидетельству учредителем средств массовой информации «Радио Анжелика» является Общество с ограниченной ответственностью «Российские медиа коммуникации» (ИНН1827022845).

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Таким образом, вывод административного органа о том, что ООО «Российские медиа коммуникации» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, как лицо, которое осуществило распространение (трансляцию) данной рекламы на радиоканалах «Дорожное радио» и «Радио Анжелика» 10.10.2014 и 11.10.2014, а М.А.С. является рекламопроизводителем - как лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является верным.

Следовательно, должностное лицо – директор ООО «Российские медиа коммуникации» В.Р.С. является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАПРФ.

В действиях (бездействии) заявителя, как рекламораспространителя, имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАПРФ, поскольку в силу своего должностного положения должен был проявить должную заботливость и осмотрительность, исключающую совершение правонарушения.

Согласно ст.2.4 КоАПРФ Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по надлежащему соблюдению законодательства о рекламе, а также о наличии объективных причин, препятствовавших его соблюдению, в материалы дела не представлено. Доказательства отсутствия у заявителя возможности соблюдения требований законодательства о рекламе также не представлены.

Вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи14.3 КоАПРФ, установлена административным органом и подтверждается материалами дела.

Учитывая изложенное, что в действиях (бездействии) должностного лица – директора ООО «Российские медиа коммуникации» В.Р.С. имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Заявитель надлежащим образом уведомлялся о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАПРФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч.1 ст.14.3 КоАПРФ.

Согласно ст.2.9 КоАПРФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, квалифицируемого по ч.1 ст.14.3 КоАПРФ, является формальным, и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Поэтому данное административное правонарушение не является малозначительным.

Правовые основания для признания незаконным и отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 06.10.2015 №ТГ 04-04/2015-34АР о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 06.10.2015 №ТГ 04-04/2015-34АР о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора ООО «Российские медиа коммуникации» В.Р.С. по ч.1ст.14.3 КоАП РФоставить без изменения, а жалобу В.Р.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через районный суд.

Судья: М.В. Шахтин