ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154/2018 от 16.05.2018 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-154/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

<...> 16 мая 2018 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Гунгера Ю.В.

при секретаре Потаниной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на постановление Управления Росприроднадзора по Омской области от 05 марта 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением от 05 марта 2018 года Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В постановлении указано, что в результате деятельности Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта образуются отходы I класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521); отходы IV класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 73310001724), системные блоки компьютеров, утратившие потребительские свойства (48120101524), принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120201524), мониторы компьютерные плазменные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120501524), мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120502524), клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120401524), телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48132101 524). При этом, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта на вышеуказанные виды отходов отсутствуют, учет данных видов отходов не ведется. Должностное лицо, ответственное за допуск работников к работе с отходами не назначено. По устному указанию руководителя Управления, накопление и передачу отходов осуществляет водитель ГСИ, у которого отсутствуют документы, свидетельствующие о получении последним дополнительного образования или прохождения обучения, необходимого для работы с отходами I-IV классово опасности.

Не согласившись с указанным постановлением Управления Росприроднадзора по Омской области, Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратился с жалобой на постановление, в обоснование указав, что каких-либо доказательств, подтверждающих выводы о том, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой был установлен факт обращения с отходами I-V классов в хозяйственной деятельности заявителя, материалы дела не содержат. В акте проверки от 18.01.2018 года указано, что в процессе хозяйственной деятельности Управления образуются отходы I-1V классов, тогда как класс опасности отходов может подтверждаться лишь паспортом отходов, после проведения всех необходимых исследований специализированной организацией. Кроме того, системное толкование нормативных положений национального и международного законодательства в области обращения с отходами позволяет сделать вывод о том, что безусловное отнесение товаров к отходам без исследования вопроса об утрате ими потребительских свойств недопустимо. Также, в разделе «Надзор за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления» пособия «Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, разработанным Генеральной прокуратурой Российской Федерации от 2014 года, указано что, подготовка к прокурорской проверке должна включать, в том числе подбор специалистов, для выяснения возникающих вопросов в области обращения с отходами, которых необходимо привлечь к проверке. Несмотря на это, проверка была проведена старшим помощником Омского транспортного прокурора единолично, без привлечения специалиста в соответствующей области знаний, вследствие чего данный акт не может служить подтверждением того, что заявитель осуществляет деятельность по обращению с отходами. При этом акт проверки не содержит записи об обнаружении и складировании вышеперечисленных отходов, а соответственно и фактов их сбора и накопления. Из содержания природоохранного законодательства не следует, что осуществление лицом хозяйственной деятельности приводит к нарушению данного законодательства. Данные нарушения необходимо подтверждать собранными доказательствами. Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств тому, что заявителем на момент составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2018 года и вынесения постановления о назначении административного наказания от 05 марта 2018 года осуществлялась деятельность по обращению с отходами в соответствии с положениями ст. 1 Закона № 89-ФЗ. Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Учитывая данные обстоятельства, отсутствие доказательств обращения Заявителя с отходами, считают, что в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения в части нарушений требований ст. 11 и ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Как усматривается из материалов дела и не оспаривается в процессе осуществления хозяйственной деятельности Заявителя образуются отходы I класса опасности - лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы IV класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, системные блоки компьютера, утратившие потребительские свойства, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства, мониторы компьютерные плазменные, утратившие потребительские свойства, мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства, телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства. Согласно части 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. При таких обстоятельствах, отсутствие у Заявителя на момент проверки паспортов на отходы I-IV класса опасности, при включении таких видов отходов в Федеральный классификационный каталог отходов, учитывая положения законодательства, позволяли не подтверждать класс опасности отходов паспортом отходов. Факты не подтверждения на момент проверки отнесения образующихся в результате деятельности отходов к конкретном классу опасности, отсутствия паспортов на отходы, а также не предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов не оспаривается заявителем, что в свою очередь образует в его действиях событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Однако, сразу после проведенной проверки 18.01.2018 года, а также представления об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, в частности по обращению с отходами от 19.01.2018 года , нарушения в части отсутствия паспортов на образующиеся отходы 1-4 классов, разработанных проектов на лимиты и их размещения, отсутствия учета образовавшихся отходов, документа об обучении лица, ответственного за работу с отходами, незамедлительно были устранены, а именно: разработан и утвержден порядок по обращению с отходами 1 класса «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак»; начато ведение журнала учета отхода 1 класса «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак»; ответственный за работу по обращению с отходами обучен по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области с отходами 1-4 классов» в количестве 112 часов и получен соответствующий документ; разработаны и сданы паспорта на отходы 1-4 классов; заключен договор на разработку паспортов на отходы, образующиеся у заявителя, расчеты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО». Поскольку заявителем незамедлительно были приняты все необходимые меры, при этом не создалось существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а соответственно назначение оспариваемым постановлением штрафа в размере минимальной санкции статьи 8.2 КоАП РФ 100000 рублей не отвечает конституционному принципу справедливости и соразмерности наказания, а потому будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения, поскольку своими действиями заявитель не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и в его действиях не усматривается пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей. В данном случае, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ будет соответствовать как интересам Заявителя, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку сам факт привлечения Заявителя к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию.

Представитель Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФОВ в судебном заседании поддержала доводы жалобы, дала пояснения, аналогичные своим письменным пояснениям, из которых следует, что Управления Росприроднадзора по Омской области вменяет заявителю обращение с отходами в виде образования и накопления. С 30.06.2009 г. в Федеральном законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует. Следовательно, осуществление деятельности, в процессе которой образуются отходы, с 30.06.2009 г. не является обращением с отходами. Факт накопления отходов в ходе проверки доказан не был. Из материалов дела следует, что заявитель осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, но не деятельность по обращению с отходами. В данном случае из материалов дела не следует, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами в том понимании, которое установлено Законом, в связи с чем, у заявителя отсутствует обязанность вести учет в области с обращениями отходов установленных ст. 19 Закона № 89-ФЗ и, значит, привлечение его к административной ответственности по данному эпизоду является неправомерным. Кроме того, прокуратурой нарушен порядок проведения проверки.

Представитель Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта КАС в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнив, что при проведении проверки ему задавались вопросы, он отвечал, о наличии люминесцентных ламп, бытовой техники, о процедуре утилизации пришедших в негодность ламп и техники, представил соответствующие договора. После этого, помощник прокурора составил акт, попросил расписаться, он расписался.

Помощник транспортного прокурора ПДС в судебном заседании пояснил, что поступило соответствующее задание о проведении проверки. До проведения проверки исследуется нормативная база. Помощник, осуществлявший проверку, опросил руководителя, после чего составил акт проверки, в котором зафиксировал выявленные нарушения. Материалы передали в Росприроднадзор.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области СОВ в судебном заседании доводы жалобы посчитала необоснованными, постановление законным.

Исследовав также материалы дела, суд приходит к следующему.

Диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ, установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п. 2, 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).

В силу положений п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).

Положениями ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Так в силу п. 1, 2 указанной статьи лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Из материалов дела следует, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в частности по обращению с отходами.

В рамках проверки установлено, что в данном учреждении образуются отходы I класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521); отходы IV класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 73310001724), системные блоки компьютеров, утратившие потребительские свойства (48120101524), принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120201524), мониторы компьютерные плазменные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120501524), мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120502524), клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48120401524), телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48132101 524).

При этом, в Обь-Иртышском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта на вышеуказанные виды отходов отсутствуют, учет данных видов отходов не ведется.

Должностное лицо, ответственное за допуск работников к работе с отходами не назначено. По устному указанию руководителя Управления, накопление и передачу отходов осуществляет водитель ГСИ, у которого отсутствуют документы, свидетельствующие о получении последним дополнительного образования или прохождения обучения, необходимого для работы с отходами I-IV классово опасности.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в частности актом проверки от 18.01.2018 года (л.д. 85), объяснениями КАС по факту выявленных нарушений (л.д. 80-81).

Невыполнение же указанных выше требований законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а потому Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта правомерно привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, на основании чего вышеуказанные доводы жалобы в части отсутствия у Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта состава административного правонарушения в части нарушения ст. 11 и ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» суд находит необоснованными.

Обь-Иртышским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в подтверждение совершения указанного административного правонарушения были устранены выявленные транспортным прокурором нарушения природоохранного законодательства, что подтверждается представленными в материалы дела копией договора от 01.02.2018 года (л.д. 11-15), копиями паспортов отходов (л.д. 16-23), назначенного ответственный за работу по обращению с отходам (л.д. 134) обучили по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области с отходами 1-4 классов» (л.д. 152).

Тем не менее, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения судом не усматривается.

Вместе с тем, факт устранения выявленных нарушений, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, по мнению суда, является основанием для применения положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и определения наказания с учетом требований п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. В данной части постановление подлежит изменению.

В остальной же части постановление является законным, оснований для его изменения или отмены суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Росприроднадзора по Омской области от 05 марта 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ изменить в части назначения наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Ю.В. Гунгер