ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-154/2018 от 31.05.2018 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тарко-Сале 31 мая 2018 года 31 мая 2017 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Сидельник Н.А., с участием помощника прокурора Пуровского района Кошкарова В.С., (участвующего по поручению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора)

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № филиала «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов филиала «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Суд удостоверился, что местом совершения правонарушения являются лесные участки лесного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Пуровского района (Таркосалинское лесничество Ноябрьское участковое лесничество), об этом свидетельствует лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными общими схемами расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2017 году, поданная ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в уполномоченный орган.

Не согласившись с постановлениями, должностное лицо, обратился с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановления, прекратить производство по делу.

В обосновании своей жалобы должностное лицо ссылается на то, что обнаруженные рядом с кустовой площадкой порубочные остатки возникли в результате действий сторонней организацией, которая осуществляла работу по строительству трубопровода, и отношения к производственной деятельности Общества не имеют. Кроме того, не представлено доказательств вины должностного лица в совершении инкриминируемого правонарушения. Полагает, что не доказано бездействие должностного лица, поскольку им проведен весь спектр действий, позволяющий избежать разрывов трубопровода и разливов нефти: мониторинг, диагностика, внутритрубная очистка и дополнительная диагностика трубопроводов. Также отмечает отсутствие доказательств горючести обнаруженной в ходе проверки в лесном участке жидкости.

ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайства об отложении рассмотрении дела не заявил.

Представитель лесничества отдела Ноябрьское лесничество, извещенного о времени и месте, в суд не прибыл, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.

Судом принято решение о рассмотрении дела без участия указанных лиц.

Представитель природоохранной прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа помощник прокурора Пуровского района Кошкаров В.С., участвующий в деле по поручению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, возражал против доводов жалобы, настаивая, что в действиях ФИО1 усматривается состав правонарушения, несоблюдение мер пожарной безопасности в лесах, на лесных участках Муравленковского месторождения в условиях особого противопожарного режима. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в виде административного штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу требований ст.2.1 КоАП РФ административным право-нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Из постановления следует, что основанием для привлечения ФИО1, как должностного лица, к административной ответственности послужило неисполнение им требований к обеспечению пожарной безопасности в лесах при осуществлении деятельности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Как видно из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения филиалом «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ» природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности Общества выявлены нарушения в части несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах.

Так, в ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке лесного фонда в районе возле куста 51А,Б Муравленковского месторождения имеется участок лесного фонда в квартале 15 выдела 8 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, с выявленными фактами разлива нефтесодержащей жидкости. На момент обследования данного лесного участка работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов не производились. На лесном участке и на почве имеются следы нефтесодержащей жидкости черного цвета, общей площадью 2000 кв.м, образованные в ходе порыва ДД.ММ.ГГГГ на нефтесборном трубопроводе <адрес> (акт от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами).

В ходе выездной проверке ДД.ММ.ГГГГ установлено размещение порубочных остатков на лесном участке, расположенном в квартале <данные изъяты> лесничества Ноябрьского лесничества, вдоль коридора трубопровода <адрес> в непосредственной близости от лесного массива в период действия особого противопожарного режима (акт от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами).

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров.

Исходя из ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Частью 3 ст. 53 Лесного кодекса предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), определяют общие требования пожарной безопасности в лесах.

Согласно с подпунктом «в» п.33 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

При этом, согласно пунктам 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно подпунктам 16 и 19 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

При проведении в лесах переработки древесины требуется их размещение на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений. При строительстве, реконструкции и эксплуатации трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункты 22, 35 Правил).

Постановлением Правительства ЯНАО № 495-П от 29.05.2017 года «О введении особого противопожарного режима в Ямало-Ненецкого автономном округе» в Ямало-Ненецком автономного округе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим.

То есть, факт наличия на земельном участке нефтезагрязнения, и размещение порубочных остатков вдоль коридора трубопровода владельцем лицензии на право пользования недрами которым является АО «Газпромнефть-ННГ» с целью разработки Муравленковского месторождения, добычу углеводородного сырья и разработкой месторождения осуществляет филиал «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ» в период введенного особого противопожарного режима образует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 с. 8.32 КоАП РФ.

Виновность должностного лица в совершении правонарушения подтверждаются материалами дела, а именно: актом обследования территории по факту нефтеразлива от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования Муравленковского месторождения от ДД.ММ.ГГГГ, схемой лесного участка, расчетом ущерба, актом расследования причины инцидента, приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией ФИО1 и иными материалами.

Должностным лицом Общества, ответственным за совершенное правонарушение, является – ФИО1- начальник цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», который в силу пунктов 8, 9, 43 своей должностной инструкции обязан осуществлять контроль по коррозионному мониторингу, диагностике, внутритрубной очистке, проведению дополнительного диагностического контроля трубопроводов, обеспечивать безусловное и своевременное выполнение работ по обвалованию и ликвидации последствий инцидентов и аварий, соблюдать нормы и правила пожарной безопасности, охране окружающей среды.

Оценивая доводы ФИО1, изложенные в жалобе о недоказанности материалами дела обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, а именно, что не установлено наличие на указанной территории горючих веществ, которые при этом имеют свойство горючести, а также то, что порубочные остатки образовались в результате строительства водовода высоконапорного КНС-5, проводимого ООО «Афганец-Плюс» по договору строительного подряда для нужд филиала «Газпромнефть-Муравленко» ОАО «Газпромнефть-ННГ», общество не совершало действий, в результате которых могли образоваться порубочные остатки, суд находит их несостоятельными.

Согласно договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему, дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок находится в пользовании ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

Лесной декларацией и приложениями к ней подтверждено, что Общество в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использует леса на указанных земельных участках для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Из содержания Договора строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Афганец-Плюс» (подрядчик) и АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (заказчик) следует, что подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объектов сбора и транспорта нефти протяженностью 15,249 км для нужд филиала «Газпромнефть-Муравленко» ОАО «Газпромнефть-ННГ», согласно п.8.11, ст. 19, ст. 32 договора именно заказчик осуществляет технический и авторский надзор, контроль за выполнением работ.

Следовательно, ответственность за соблюдение требований законодательства по охране лесов и содержанию лесных участков, предоставленных Обществу по договору аренды, как была, так и остается на арендаторе лесных участков. Поэтому довод ФИО1 о том, что ответственность на порубочные остатки древесины должна нести подрядная организация, суд не может признать разумным и обоснованным.

В отношении вменения в вину нарушения правил пожарной безопасности в лесах в виде загрязнения лесного участка горючими нефтепродуктами, суд приходит к следующему убеждению.

Главным составным веществом нефтепродуктов является нефть. В соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.

Так, по горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы: негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом); трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления; горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах», нефтепродукты неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки.

При этом в силу пункта 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005-88. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433-88. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIA-T3 по ГОСТ Р 51330.11-99.

Следовательно, нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. А поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом.

В материалах дела отсутствуют и в жалобе не приведены доводы, свидетельствующие о принятии должностным лицом достаточных мер по соблюдению требований лесного законодательства или о наличии форс-мажорных обстоятельств невозможности соблюдения закона, поэтому суд установил, что ФИО1 при выполнении своих должностных обязанностей не проявил должную заботливость и осмотрительность, необходимую для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Виновность должностного лица в совершении административного правонарушения полностью подтверждается совокупностью достаточных доказательств, исследованных судом.

Каких-либо нарушений оснований и порядка проведения проверки в отношении юридического лица, судом не установлено.

Суд не усмотрел оснований для признания каких-либо доказательств недопустимыми.

Суд убедился, что при назначении наказания учтены все обстоятельства дела, обстоятельства, смягчающие наказание, мера наказания избрана должностным лицом в справедливом размере.

Действия должностного лица по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Обстоятельств, исключающих административное производство, не имеется.

Событие и состав административного правонарушения нашли свое подтверждение.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью суд не усматривает.

Обжалованное постановление вынесено без нарушения сроков давности.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № филиала «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ -оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № филиала «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ - без изменения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Н.А. Сидельник

Копия верна: судья