ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-155/18 от 05.12.2018 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-155/2018

РЕШЕНИЕ

05 декабря 2018 года город Георгиевск

Судья Георгиевского городского суда Ставропольского края Дешпит В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда жалобу Дряева ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего генеральным директором ООО «СерДи ТелеКом», проживающего по адресу: <адрес>, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам дела об административном правонарушении, 06 августа 2018 года в ходе рассмотрения материалов по результатам проведенного мероприятия филиалом ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах установлено, что должностным лицом – генеральным директором ООО «СерДи ТелеКом» Дряевым С.В. не исполняются обязанности по ограничению доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, за что предусмотрена ответственность по ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 октября 2018 года, генеральный директор ООО «СерДи ТелеКом» Дряев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «СерДи ТелеКом Дряев С.В. подал жалобу, в обоснование доводов которой суду сообщил, что в его действиях отсутствуют признаки административного правонарушения, более того, постановление вынесено мировым судьей за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с нормативными актами в обязанности оператора связи входит ограничение доступа абонентов к перечню сайтов, содержащих запрещенную информацию. Обеспечение исполнения данной обязанности происходит за счет работы системы фильтрации, предоставляемой производителями программного обеспечения на соответствующем рынке услуг.

Контроль за исполнением обязанности оператора связи осуществляется посредством программного комплекса АС «Ревизор», который в автоматическом режиме в рамках независимого доступа проверяет систему фильтрации, действующую у каждого оператора сети «Интернет». Результатом работы программного комплекса АС «Ревизор» является выявление фактов доступа к запрещенным Интернет-ресурсам в сети того или иного оператора связи.

Однако квалификация полученных данных по итогам работы АС «Ревизор» на предмет наличия признаком административного правонарушения является специальным полномочием федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении уполномоченными органами государственной власти была дана неверная оценка действиям руководителя юридического лица и, как следствие, отнесения их к категории противоправных.

Программный комплекс АС «Ревизор» в ходе своей проверки действительно выявил доступ к запрещенным интернет-ресурсам в сети оператора связи «СерДи ТелеКом». Однако указанное обстоятельство не являлось следствием нарушения оператором связи действующего законодательства, а стало результатом проведения плановых технических работ, в ходе которого электропитание сервера программного обеспечения, отвечающего за систему фильтров запрещенных Интернет-ресурсов было отключено. При этом временное отключение программного фильтра сопровождалось ограничении доступа группы абонентов к сети Интернет и соответственно к запрещенной информации.

При таких обстоятельствах обязанность оператора связи по ограничению доступа абонентов к сайтам, содержащим запрещенную информацию, нарушена не была. Никто из абонентов не получил доступ к запрещенным Интернет-ресурсам, что исключает событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, ООО «СерДи ТелеКом» в обеспечение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» приобрело и использует специализированное программное обеспечение “Carbon Reductor DPI”, которое является продуктом ООО “Карбон Софт». Использование данного программного обеспечения позволило ограничить доступ к сайтам, содержащим запрещенную информацию.

Согласно официальному заключению ООО «Карбон Софт», система фильтров ООО «СерДи ТелеКом» имела сбои в работе только 03 августа 2018 года, в связи с отключением электропитания сервера “Carbon Reductor DPI”, что было необходимо для проведения плановых технических работ. При этом, как до 03 августа 3018 года, так и после указанной даты, система фильтрации работала и работает без нареканий.

Оператор связи ООО «СерДи ТелеКом» проводило обязательные работы в целях обеспечения стабильной работы всей системы связи. Проведение подобных работ без отключения электропитания недопустимо, поскольку создает опасность жизни и здоровью граждан. При этом любая деятельность, основанная на эксплуатации технических средств включает в себя обязательное техническое обслуживание, ремонт или замену оборудования, что обеспечивает его работоспособность и устойчивость. Периодическое обслуживание оборудования всегда связано с краткосрочным изменением порядка оказания услуг, а также нарушением исполнения тех или иных требований. Подобные ситуации, хотя и являются формальным нарушением некоторых гражданско-правовых и публичных обязательств, однако является правомерными, технологически предопределенными и неизбежными действиями.

Таким образом, в контексте приведенных факторов следует, что его действия были совершены без какого-либо умысла и грубой неосторожности, а отсутствие вины исключает применение административной ответственности.

Также в качестве нарушения действующего законодательства ему вменяется неисполнение обязанности оператора связи по ограничению доступа к Интернет-ресурсам, включенных в соответствующий реестр ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При этом выявление доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию, произошло по итогам работы автоматизированного программного комплекса АС «Ревизор» ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ, а постановление вынесено мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Данное правонарушение не относится к длящимся, соответственно, срок давности для привлечения к административной ответственности начинает исчисляться на следующий день после неисполнения предусмотренной законом обязанности, и истек в 2016-2017 году.

На основании данных доводов, генеральный директор ООО «СерДи ТелеКом» Дряев С.В. в жалобе просит отменить постановление, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 октября 2018 года, о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу прекратить.

В судебном заседании генеральный директор ООО «СерДи ТелеКом» Дряев С.В. жалобу поддержал по указанным в ней основаниям, просил прекратить в отношении него производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, суд полагает оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 октября 2018 года, в отношении генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В., а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушениям признается неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи, в соответствии с пп. «а» п. 26 которых, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В силу п. 5 ст. 46 Закона о связи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных ст.ст. 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

В соответствии с ч.ч. 1, 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее Реестр ЕАИС).

В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

Согласно п. 13 Правил ведения ЕАИС, перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» (далее оператор связи), обновляется ежедневно в 9 час. 00 мин. и 21 час. 00 мин. по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет» и возобновить доступ к сайтам в сети «Интернет» в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», из единого реестра.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО «СерДи ТелеКом» оказывает услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в соответствии с Законом о связи является оператором связи, обязанным соблюдать требования правил оказания телематических услуг связи и ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», то есть, обязано ограничивать доступ к информации.

Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, генеральный директор ООО «СерДи ТелеКом» Дряев С.В., являясь руководителем оператора связи, осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в период с 00.00 часов по 23 часа 59 минут по местному времени (Ставропольский край) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «СерДи ТелеКом», находящееся по адресу: <адрес>, не исполнило обязанность по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Руководителем ООО «СерДи ТелеКом», то есть лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, является генеральный директор Дряев С.В.

Так, в ходе мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП «Государственный Радиочастотный центр» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (далее – филиал ФГУП «ГРЧЦ») посредством автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных ст.ст. 15.1-15.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (АС «Ревизор»), установленного на сетях связи оператора ООО «СерДи ТелеКом» в виде аппаратного агента, выявлено, что ООО «СерДи ТелеКом», генеральным директором которого является Дряев С.В., не в полном объеме осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Нарушение зафиксировано программным средством контроля «АС Ревизор», что подтверждается актом мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами приведенных в протоколе мониторинга запрещенных ресурсов сети «Интернет».

Оснований сомневаться в корректности работы системы не имеется.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. к административной ответственности по ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения вмененного административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом мониторинга, протоколом мониторинга, скриншотами, приведенных в протоколе мониторинга запрещенных ресурсов сети «Интернет» и иными доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 HYPERLINK "http://sudact.ru/law/koap/razdel-iv/glava-28/statia-28.2/" \t "_blank" \o "КОАП > Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении ><span class=\"snippet_equal\"> Статья </span> 28.2. Протокол об административном правонарушении"Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление содержит в себе сведения, требуемые ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено в пределах установленной законом санкции статьи особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы об отсутствии вины генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенного в связи в проведением плановых технических работ, сопровождающихся отключением электропитания сервера программного обеспечения, отвечающего за систему фильтров запрещенных Интернет-ресурсов, доказательств того, что Дряевым С.В. были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона по ограничению в доступе к информации, распространение, которой запрещено, не представлено.

Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Состав вменяемого генеральному директору ООО «СерДи ТелеКом» Дряеву С.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит характер длящегося правонарушения, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законодательством обязанности, в частности, в невыполнении обязанности по блокировке запрещенных сайтов и ограничению доступа к таким сайтам в сети «Интернет».

Ограничение доступа к запрещенным ресурсам является для оператора связи не единовременным действием, а постоянной его обязанностью, то есть оператор связи должен ограничивать доступ к запрещенным интернет-ресурсам в течение всего периода нахождения их в «Едином реестре».

Правонарушение со стороны генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. выявлено в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах срок давности привлечения генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. к административной ответственности необходимо исчислять со дня обнаружения правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, постановление о привлечении генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. не содержат указаний на события и факты, которые бы поставили под сомнение законность его привлечения к административной ответственности. Должностным лицом по делу об административном правонарушении собрано достаточно доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, доказательств, исключающих вину генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суду не представлено и материалы дела не содержат.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Порядок и срок привлечения генерального директора ООО «СерДи ТелеКом» Дряева С.В. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, ст. 30.4, ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «СерДи ТелеКом Дряева ФИО6, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «СерДи ТелеКом Дряева ФИО7, без удовлетворения.

Судья В.С. Дешпит