Дело № 12-155/2018
Р Е Ш Е Н И Е
07 сентября 2018 года
Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Калина Е.Д., при секретаре Тупицыной П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар материал по жалобе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пожвинская средняя общеобразовательная школа №1» на постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 02.08.2018 года № в отношении
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пожвинская средняя общеобразовательная школа №1», юридический адрес: 619185, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1 от 02.08.2018 года № Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пожвинская средняя общеобразовательная школа №1» (далее - МБОУ «Пожвинская СОШ №1») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, МБОУ «Пожвинская СОШ №1» обратилось в Кудымкарский городской суд Пермского края с жалобой, указав, что с постановлением не согласны, просят постановление отменить. Ежегодно МБОУ «Пожвинская СОШ №1» сдает отчет по экологии. Замечаний по данным отчетам за все годы не было, поэтому считают, что нарушения в сфере охраны окружающей среды отсутствуют.
В судебном заседании законный представитель юридического лица МБОУ «Пожвинская СОШ №1» ФИО2 на доводах жалобы настаивала.
Старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1 в судебное заседание не явилась.
Выслушав законного представителя юридического лица, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствие со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ст. 4.1 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В силу п. 2 ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 1, 3, 4 статьи 14 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствие подп. 2 п. 4 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Из ч. 1 ст. 73 Ф от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с п. 13 Плана работы прокуратуры Юсьвинского района на первое полугодие 2018 года, 12.04.2018 года в 16.50 часов прокуратурой Юсьвинского района с привлечением в качестве специалиста старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1, в отношении МБОУ «Пожвинская СОШ №1», расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлена справка, из которой следует, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 года № в процессе деятельности МБОУ «Пожвинская СОШ №1» образуются следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) – имеющие 1 класс опасности для окружающей среды; мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); отходы (осадки) из выгребных ям (код ФККО 7 32 100 01 30 4 – имеющий 4 класс опасности для окружающей среды; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (код ФККО 7 37 100 01 72 5), зола от сжигания древесного топлива практически не опасная (код ФККО 6 11 900 02 40 5); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код ФККО 7 36 100 01 30 5) имеющие 5 класс опасности для окружающей среды.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что осуществляя деятельность МБОУ «Пожвинская СОШ №» не должным образом исполняет требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с отходами, а именно: не разработаны паспорта на отходы I-IV класса опасности, отсутствует журнал учета образования (транспортирования) отходов, не имеется проекта нормативов образования отходов, а так же лимитов на их размещение, не назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами.
19.07.2018 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1 в отношении МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
02.08.2018 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление №, которым МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» подана жалоба.
Доводы законного представителя юридического лица о том, что ежегодно МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» сдает отчет по экологии и замечаний по данным отчетам за все годы не было, нарушения в сфере охраны окружающей среды отсутствуют, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку данное не имеет юридического значения, на момент проверки данные нарушения имели место быть.
Доводы законного представителя юридического лица о том, что ежегодно МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» для их учреждения не требуется ведение журнала учета образования (транспортирования) отходов и составления проекта нормативов образования отходов, а также лимитов на их размещение, не основаны на законе.
У МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» имелась возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, однако обязанности своевременно не были исполнены, уважительных причин для его несоблюдения у юридического лица не было.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и виновность МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, полученными с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, и законным представителем юридического лица МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» не оспариваются.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства.
Поэтому, с учетом имеющихся в деле доказательств, старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1 сделан обоснованный вывод о наличии в действиях МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Квалификация совершенного юридическим лицом административного правонарушения является правильной.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Постановление должностным лицом административного органа вынесено с учетом смягчающих вину обстоятельства, и отсутствием отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенных нарушений норм природоохранного законодательства не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО1 от 02.08.2018 года № о признании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пожвинская средняя общеобразовательная школа №1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей оставить без изменения, жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пожвинская средняя общеобразовательная школа №1» - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Д. Калина