Судья Долгих Е.А. дело № 12-155/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев 19 июня 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району ФИО1 на постановление Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» ФИО2,
установил:
инспектором ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району .... <Дата обезличена> составлен протокол об административном правонарушении ... по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о. руководителя МО МР «Сыктывдинский» ФИО2
Согласно протоколу ФИО2, являясь должностным лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги общего пользования по ул. Д.Каликовой с. Выльгорт Сыктывдинского района не выполнила законного предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения майора полиции ФИО1 от <Дата обезличена>, повторно в течение года совершила правонарушение, предусмотренное частью 27 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностным лицом административного органа <Дата обезличена> дело об административном правонарушении по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о. руководителя администрации муниципального образования муниципального района ФИО2 передано для рассмотрения в Выльгортский судебный участок Сыктывдинского района Республики Коми.
Определением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от <Дата обезличена> дело об административном правонарушении по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о. руководителя администрации муниципального образования муниципального района ФИО2 передано для рассмотрения в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.
Постановлением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19.04.2019 производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – и.о. руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми начальник ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району ФИО1 просит отменить вынесенное постановление.
Заслушав объяснения защитника Маминой Л.В., изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 указанной статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, <Дата обезличена> главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Сыктывдинскому району ФИО1 руководителю администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вынесено предписание об устранении нарушений требований ГОСТа Р 50597-2017, выявленных <Дата обезличена> при надзоре за дорожным движением. Руководителю администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предложено в течение 2 суток со дня получения предписания произвести работы по устранению колейности на проезжей части ул. Д.Каликовой с. Выльгорт. Указанное предписание получено администрацией МО МР «Сыктывдинский» <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> инспектором ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району .... без извещения администрации МО МР «Сыктывдинский» и его должностных лиц проведена внеплановая проверка исполнения вынесенного предписания. При этом выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составлен акт, согласно которому на улично-дорожной сети ул. Д. Каликовой, д. 61, <...>, <...>, с. Выльгорт, на проезжей части имеется колейность глубиной 8 см (нарушение пункта 8.1 ГОСТ 50597-2017).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения и.о. руководителя МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 к административной ответственности по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу в отношении и.о. руководителя МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на законном основании осуществила передачу полномочий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального района «Сыктывдинский» в 2019 году в зимний сезон акционерному обществу «Коми дорожная компания», наличие колейности в момент проведения сотрудником ГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району соответствующей проверки, не является следствием неправомерных действий руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». Лицом, ответственным за надлежащее осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в пределах муниципального образования является акционерное общество «Коми дорожная компания», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование, следовательно, предписание от 04.02.2019 вынесено должностным лицом не тому субъекту.
Оснований согласиться с указанными выводами судьи не имеется при отсутствии доказательств принятия надлежащих мер по контролю со стороны администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по выполнению условий заключенного муниципального контракта.
Между тем, необходимо отметить следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствие со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
Согласно пункту 10 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 данной статьи.
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности обязательных требований.
Пункт 6 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ предусматривает, что в качестве одного из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» (далее - Положение).
Пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о неисполнении требований предписания основаны на акте выявленных недостатков по выполнению предписания от <Дата обезличена>
Таким образом, проверка исполнения предписания от <Дата обезличена> об устранении выявленных нарушений содержания участков автомобильной дороги должна была осуществляться должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району в рамках внеплановой проверки юридического лица с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Вместе с тем указанная проверка проведена в отсутствие распоряжения уполномоченного должностного лица и без уведомления юридического лица и его должностных лиц о ее проведении, что не согласуется с требованиями части 16 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Пунктами 1 и 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона, частью 1 статьи 14 указанного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Проведение проверки в отсутствие законных на то оснований влечет признание результатов проверки, оформленных актом контрольной проверки по выполнению предписания от <Дата обезличена>, а равно и протокола об административном правонарушении, составленного по результатам такой проверки, недопустимыми доказательствами виновности и.о. руководителя МО МР «Сыктывдинский» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда от 19.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. руководителя МО МР «Сыктывдинский» ФИО2, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - А.А. Голиков