ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-155/19 от 23.09.2019 Орловского районного суда (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

23 сентября 2019 года г. Орел

Судья Орловского районного суда Орловской области Шекшуева О.Н., рассмотрев жалобу

Наумова В. Б., Дата года рождения, уроженца <адрес> респ. Узбекситан, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, владеющего языком, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях, в услугах переводчика не нуждающегося,

на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Орловского района Орловской области от Дата о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Орловского района Орловской области от Дата о привлечении к административной ответственности Наумов В.Б. был признан виновным как генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Междуречье» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей.

Наумов В.Б. обжаловал вышеназванное постановление в Орловский районный суд, указав, что с вынесенным постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Орловского района Орловской области от Дата он не согласен, поскольку Дата регистрирующим органом МИФНС № 9 по Орловской области было принято решение о предстоящем исключении юридического лица ООО «Междуречье» из ЕГРЮЛ в связи с наличием записи о недостоверности. Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении. Решение о предстоящем исключении было опубликовано налоговыми органами в журнале «Вестник государственной регистрации». Со стороны органов ПФРФ каких-либо заявлений и возражений не поступало. В дальнейшем решением МИФНС № 9 по Орловской области ООО «Междуречье» был исключен из ЕГРЮЛ, в связи с этим обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах он (Наумов В.Б.) не должен был исполнять. Поскольку ООО «Междуречье» не был ликвидирован, а был исключен из реестра, следовательно, требования, предусмотренные для процедуры ликвидации юридического лица не могут быть применимы при процедуре исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наумов В.Б. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, Андреев И.С. с доводами жалобы не согласился, полагал, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным. Пояснил, что отличия в процедурах ликвидации и исключения сведений из ЕГРЮЛ не освобождают страхователя от обязанности предоставить в пенсионный орган до 01 марта года, следующего за отчетным, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за год, а в случае ликвидации юридического лица - в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что не было сделано руководителем страхователя Наумовым В.Б.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судья находит, что постановление мирового судьи судебного участка № 4 Орловского района Орловской области от Дата в отношении Наумова В.Б. о привлечении его к административной ответственности и назначении административного наказания на основании ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Наумова В.Б. к административной ответственности на основании указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что названным лицом, являющимся руководителем (генеральным директором) общества с ограниченной ответственностью «Междуречье», которое состояло на учете в УПФР в г. Орле и Орловском районе в качестве страхователя с Дата по Дата, не представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 1 застрахованное лицо, в результате чего должностным лицом страхователя ООО «Междуречье» были нарушены требования п.2 ст.8, п.2 ст. 11 Федерального закона от Дата № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусматривающий обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-СТАЖ, которая определяется Пенсионным Фондом РФ на основании Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ п от Дата, действовавшего на момент возникших правоотношений.

В соответствии с п.3 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Часть 1 ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах возлагает на страхователей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В силу ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» генеральный директор общества с ограниченной ответственностью является единоличным исполнительным органом общества, который без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо.

Из содержания выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что генеральным директором ООО «Междуречье» является Наумов В.Б. (л.д.7), который имеет право действовать без доверенности от имени юридического лица, являющегося в силу Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователем.

Следовательно, обязанность страхователя по выполнению требований п.2 и 3 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ в силу Федерального закона от Дата № 14-ФЗ возложена на генерального директора ООО «Междуречье», то есть Наумова В.Б., что им не было выполнено и не оспаривалось в судебном заседании.

В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Законодательство Российской Федерации предусматривает механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в административном порядке по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность, а также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21.1 Федерального закона от Дата № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Федерального закона от Дата № 129-ФЗ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено п. 9 ст. 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от Дата (л.д.6-8) и Дата (л.д.24-37) ООО «Междуречье» исключено из ЕГРЮЛ Дата в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Действующее законодательство, регулируя указанный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, помимо вышеуказанной совокупности критериев, не устанавливает условия о необходимости для налогового органа удостовериться в наличии непогашенной задолженности, в том числе и по обязательным платежам.

Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от Дата № 129-ФЗ предусмотрено, что одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от Дата № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале «Вестник государственной регистрации». В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале «Вестник государственной регистрации» этих сведений определяется редакцией журнала.

Порядок и сроки направления возражений заинтересованными лицами установлены Федеральным законом от Дата № 129-ФЗ и одинаковы для всех, в связи с чем указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз во вводной части специального раздела журнала «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ», а не по каждому из юридических лиц, по которым приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ. Сообщения о принятии регистрирующими органами решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц сгруппированы по субъектам Российской Федерации и регистрирующим органам и предваряются сведениями о наименовании и адресе регистрирующего органа.

Сообщение о принятом решении от Дата о предстоящем исключении ООО «Междуречье» из ЕГРЮЛ было опубликовано в органах печати в установленном действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации порядке, что не оспаривалось в судебном заседании.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля представитель Межрайонной инспекции ФНС № 9 по Орловской области Сороченкин А.В. пояснил, что Дата налоговым органом было принято решение о предстоящем исключении ООО «Междуречье» из ЕГРЮЛ в связи с наличием недостоверных сведений о его местонахождении, которое было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации». В течение 3-х месяцев заинтересованными лицами, в том числе и кредиторами, могли быть поданы возражения относительно исключения ООО «Междуречье» из ЕГРЮЛ для разрешения, в том числе, вопросов о задолженности. В этом случае процедура исключения была бы приостановлена или прекращена. По истечению трех месяцев налоговым органом была внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО «Междуречье» из реестра.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от Дата указал, что законоположения статьи 21.1 Федерального закона от Дата № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к которым относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте ФНС России, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.

Так, согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В установленном порядке и определенные сроки заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ООО «Междуречье» из ЕГРЮЛ, в Инспекцию не поступало.

В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона от Дата № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 того же Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

По истечении установленного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от Дата № 129-ФЗ трехмесячного срока регистрирующим органом Дата в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Междуречье» были внесены сведения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (ГРН 2185749218598).

Исходя из положений п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При этом, исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица по решению регистрирующего (налогового) органа.

Ст. 419 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Поскольку ООО «Междуречье» с Дата исключено из ЕГРЮЛ, его правоспособность прекращена, правопреемства в этом случае не наступило, все его обязательства, в том числе и обязанности страхователя по предоставлению в пенсионный орган до 01 марта года, следующего за отчетным, сведений по форме СЗВ-СТАЖ за год, прекращены.

При этом доводы представителя Пенсионного фонда о том, что сведения по форме СЗВ- СТАЖ должны были быть представлены в течение месяца после прекращения деятельности ООО «Междуречье», основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку, несмотря на то, что правовые последствия для юридических лиц, исключаемых из ЕГРЮЛ, и ликвидируемых аналогичны (п.2 ст. 64.2 ГК РФ), сама процедура исключения не идентична процедуре ликвидации. Поэтому требования закона о том, что в случае ликвидации юридического лица сведения в пенсионный орган должны быть предоставлены в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, к исключаемому из реестра юридическому лицу не применимы в виду отсутствия у такового промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч.1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, состоит в непредставлении в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие несут административную ответственность как должностные лица.

В виду того, что правоспособность страхователя ООО «Междуречье» прекращена с Дата, Наумов В.Б. с этого же момента не может считаться генеральным директором (должностным лицом) недействующего общества (страхователя) и выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, поэтому не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Орловского района Орловской области от Дата о привлечении к административной ответственности Наумова В.Б. на основании ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку при рассмотрении дела мировым судьей было допущено нарушение норм процессуального права, неправильно применены нормы материального права, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств правонарушения, и законность вынесенного судом постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

Жалобу Наумова В. Б. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Орловского района Орловской области от Дата о привлечении к административной ответственности Наумова В. Б. на основании ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копию решения в срок до трех суток после его вынесения направить Наумову В.Б., а также должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

Судья О.Н. Шекшуева