ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-155/2017 от 22.06.2017 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело №12-155/2017

Р Е Ш Е Н И Е

22 июня 2017 года г. Елизово, Камчатский край

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв ФИО1,

при секретаре Вороновой А.С.,

с участием помощника Камчатского транспортного прокурора ФИО2.,

рассмотрев жалобу генерального директора Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка №22 Елизовского судебного района Камчатского края, исполнявшего обязанного мирового судьи судебного участка №24 Камчатского края, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №22 Елизовского судебного района Камчатского края, исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №24 Камчатского края, от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО3 (далее по тексту ФКП «Аэропорты Камчатки») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3 обратился в Елизовский районный суд с жалобой, в которой просил, постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Считает, что суд не исследовал материалы дела, отдал предпочтение показаниям Камчатской транспортной прокуратуры на основании того, что составлен Акт проведения проверки в аэропорту Тигиль, который подписан сотрудником прокуратуры и должностным лицом ФКП «Аэропорты Камчатки». Суд, вынося постановление, не истолковал сомнения виновности ФИО3 в его пользу. Судом не дана оценка иным доказательствам, свидетельствующим об отсутствии состава и события правонарушения, не приняты меры к истребованию и исследованию доказательств и другим способам выяснения истины по делу в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, что привело к необоснованному привлечению ФИО3 к административной ответственности. Как следует из материалов дела, Акт проведения проверки подписан начальником аэропорта Тигиль и заместителем начальника аэропорта, тогда как в соответствии с ч.2 ст.25.4 КоАП РФ, законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Законным представителем ФКП «Аэропорты Камчатки» является генеральный директор ФИО3 Начальник аэропорта Тигиль ФИО4. и ее заместитель ФИО5. не обладают тем объемом знаний, который необходим при проведении проверки, чтобы с ходу устранить замечания и определить законны ли требования прокурора при проведении проверки. Более того, результаты проверки в виде акта и прокурорского представления рассматриваются коллегиально, с привлечением начальников отделов и служб предприятия, детально разбирая каждый пункт нарушения. При проведении проверки на месте, физически невозможно знать всю нормативную базу, чтобы соглашаться или не соглашаться с требованием прокурора. Кроме того, и ФИО4 и ФИО5 расписались лишь, что с актом ознакомлены. В том, что они согласны с актом и замечания к акту отсутствуют, их подписи нет. Данный довод судом рассмотрен в пользу прокуратуры, что противоречит ст.1.5 КоАП РФ. Как указывалось ранее, во исполнение законодательства РФ о социальной защите инвалидов, вход в аэровокзал аэропорта Тигиль оборудован средством связи с администрацией аэропорта. На входе имеется кнопка вызова с размещенной над ней табличкой желтого цвета с изображением человека в кресле-коляске, что является местом встречи пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Кроме того, в аэропорту осуществляется аудио и видео информирование пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в рамках требований Порядка, в которой имеется упоминание о месте встречи пассажиров данной категории. Извлечение из стенографии: «Для оказания необходимой помощи при встрече и наиболее комфортного размещения в зоне ожидания при прибытии в аэропорт вы можете воспользоваться кнопкой вызова персонала в аэропорт, расположенной на входе в аэровокзал на передней дверной панели и обозначенной специальным знаком». Не размещение информации на сайте аэропорта обуславливается тем, что у аэропорта Тигиль отсутствует официальный сайт, так же как у других аэропортов-филиалов. Пункт 12 Порядка имеет признак диспозитивности, так как не указывает на прямую обязанность иметь сайт аэропорта, а только лишь предусматривает обязанность размещения такой информации при его наличии.

Генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3 участия в рассмотрении жалобы не принимал, согласно ходатайства врио генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО6., ФИО3. находится в ежегодном отпуске, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Помощник Камчатского транспортного прокурора ФИО2 указал, что доводы жалобы являются необоснованными и жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку мировым судьёй верно принято решение о привлечении ФИО3. к административной ответственности.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст.106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей. В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги: дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации.

Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Приказом Минтранса России от 15.02.2016 №24 утвержден Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах.

Настоящий Порядок применяется при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности регулярными и чартерными рейсами.

Согласно п.12 Порядка обслуживающая организация посредством звукового и визуального оповещения в аэропорту, а при наличии официального сайта аэропорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" также на сайте, обязана обеспечить информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова); о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок; о местах встречи пассажиров; о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию; о расположении мест для выгула собак-проводников; о транспорте для перемещения между терминалами, ином наземном транспорте; об ограничениях при перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции); об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации; о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 7 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации", а также иных услуг, оказываемых в аэропорту.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФКП «Аэропорты Камчатки» законодательства о защите прав потребителей в аэропорту Тигиль.

В ходе проверки установлено, что ФКП «Аэропорты Камчатки» в аэропорту Тигиль оказывает услуги по обслуживанию убывающих и прибывающих пассажиров, в том числе из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

В нарушение требований законодательства в аэропорту Тигиль посредством звукового и визуального оповещения не обеспечено информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания в части мест встречи пассажиров данной категории. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФКП «Аэропорты Камчатки» не обеспечено информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта Тигиль услугах и порядке их оказания, в том числе: о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова); о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок; о местах встречи пассажиров; о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию; о расположении мест для выгула собак-проводников; о транспорте для перемещения между терминалами, ином наземном транспорте; об ограничениях при перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции); об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации; о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также иных услуг, оказываемых в аэропорту.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки исполнения законодательства о безопасности на воздушном транспорте, защиты прав потребителей в филиале «Аэропорт Тигиль» ФКП «Аэропорты Камчатки» от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями к акту проверки, и иными материалами дела, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное генеральным директором ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, суд рассмотрел дело об административном правонарушении с соблюдением требований ст. 24.1 КоАП РФ - всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства данного дела. Судом установлено наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», о проведении проверки генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3 был извещен заблаговременно, решение о проведении проверки было доведено до сведения руководителя ФКП «Аэропорты Камчатки», при проведении проверки присутствовали начальник филиала «Аэропорт Тигиль» ФИО4., заместитель начальника филиала «Аэропорт Тигиль» ФИО5. (л.д.16,17,18-21).

Камчатский транспортный прокурор и его подчинённые сотрудники, действовали в строгом соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре РФ». Проверку деятельности юридического лица ФКП «Аэропорты Камчатки», Камчатская транспортная прокуратура проводила на основании распоряжения Дальневосточного транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности», распоряжения Дальневосточного транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности», задания Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, плана работы Камчатской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2017 года с целью исполнения законодательства в сфере безопасности на воздушном транспорте, защиты прав потребителей. В ходе проверки выявлены нарушения, перечисленные в акте от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в силу части 15 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Вопреки доводам жалобы, должностному лицу вменено нарушение не размещения информации не на сайте аэропорта Тигиль, а на официальном сайте ФКП «Аэропорты Камчатки» не обеспечение информирования об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта Тигиль услугах и порядке их оказания.

Доводы жалобы генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3 сводятся к несогласию с оценкой, данной мировым судьей фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, и не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом постановлении. Несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с оценкой конкретных обстоятельств дела и представленных по делу доказательств само по себе не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 9.13 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьёй соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.

Судебное постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка №22 Елизовского судебного района Камчатского края, исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №24 Камчатского края, от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО3 оставить без изменения, а жалобу генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО3. - без удовлетворения.

Судья А.Н. Соловьёв