ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-155/2021 от 03.12.2021 Рамонского районного суда (Воронежская область)

?Дело №12-155/2021

РЕШЕНИЕ

03 декабря 2021 года р.п. Рамонь

Судья Рамонского районного суда Воронежской области Кожухова М.В.

с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности адвоката Харченко В.Н., представившего удостоверение 2308 и ордер 2091 и доверенность от ............,

представителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Анищенко И.С., по доверенности от ............,

рассмотрев жалобу ООО «ИПК-Сервис» на постановление государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Самсонова П.С. от 15.09.2021 г. о привлечении к административной ответственности ООО «ИПК-Сервис», за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Самсоновым П.С.. № 65-ВН от 15.09.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, юридическое лицо – ООО «ИПК-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, выразившихся в установлении в границах ООПТ на участке с географическими .............. факта вырубки зеленых насаждений в количестве 35 штук, а также проведение работ по планировке земельного участка – обустройства техникой с целью строительства дороги в границах государственного природного заказника областного значения «.............», в нарушение п. 5 и 17 ч.3.1, ч.3.3 раздела III режима особой охраны территории природного заказника областного значения .............» ч.1 ст. 58, Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ИПК-Сервис» обратилось в Ленинский районный суд г.Воронежа с жалобой, указав, что общество действительно допустило нарушения в части согласования вывоза мусора и валежника, хранение которых могло нарушить противопожарный режим, однако размер штрафа, назначенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении не соответствует тяжести допущенного обществом правонарушения и не отвечает целям административного наказания.

В обоснование жалобы, в том числе указал, что не общество произвело вырубку указанных в постановлении деревьев и кустарников, оно лишь произвело уборку данной территории от имеющегося там мусора и порубочных материалов.

Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 27.09.2021 жалоба передана для рассмотрения по подсудности в Рамонский районный суд Воронежской области.

В судебном заседании представитель ООО «ИПК-Сервис» – доводы изложенные в жалобе поддержал, просили снизить сумму штрафа, определенную контролирующим органом, ссылаясь, в том числе и на сложное финансовое положение организации.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области по доверенности Анищенко И.С. полагал постановление вынесено на основании исследования всех представленных доказательств и штраф назначен в пределах санкции статьи. Полагал, что не представлено обстоятельств, дающих право для снижения назначенного штрафа.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав участников, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу указанной статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "режим охранной зоны" соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

В силу пункта 1 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заказник относится к особо охраняемой природной территории федерального значения. Государственный природный заказник областного значения «Воронежская нагорная дубрава» образован в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области №321 от 17.04.2013 г. Приложением к Положению о государственном природном заказнике областного значения "Воронежская нагорная дубрава" (далее Положения) внесены сведения о границах государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава", определены задачи, режим и правила.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

На основании п. 1 ст. 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии с п. 5 той же статьи собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии с пунктами 5, 17 ч. 3.1 раздела 3 Положения о государственном природном заказнике областного значения "Воронежская нагорная дубрава" – на территории заказника запрещается проведение сплошных рубок леса, за исключением сплошных санитарных рубок и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов, осуществляемых в соответствии с настоящим Положением; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вред природным комплексам.

Как следует из обжалуемого постановления, 17.08.2021 г. в ходе осмотра территории государственного природного заказника областного значения «.............» в границах ООПТ, на участке с географическими координатами ............. установлен факт вырубки зеленых насаждений в количестве 35 штук, а также выявлен факт проведение работ по планировке земельного участка - обустройства техникой с целью строительства дороги. Лица, осуществляющие вырубку насаждений не установлены.

По данному факту составлен акт рейдового осмотра обследования особо охраняемой природной территории областного значения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды 15.09.2021 г., по события, произошедшим 17.08.2021 г., вынесено постановление в соответствии с которым ООО «ИПК-Сервис» признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В соответствии с договором аренды лесного участка от ............ заключенного между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ООО «ИПК-Сервис» лесной участок площадью .............. кв.м. расположенный по адресу: ....................................... предоставлен в аренду в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

В соответствии с условиями договора Арендатор обязан соблюдать установленный режим особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов,, расположенных в границах арендованных лесных участках; осуществлять санитарно- оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов; осуществлять складирование заготовленной или полученной при использовании лесов древесины в местах, предусмотренных проектом освоения лесов или технологической картой разработки лесосеки и другие.

В силу статьи 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Как следует из обжалуемого постановления событие административного правонарушение произошло 17.08.2021 года.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу п.п. 1 п.1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

Как усматривается из представленных материалов, основанием для привлечения ООО «ИПК-Сервис» к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ послужило то, что на земельном участке, переданном в аренду ООО «ИПК-Сервис» установлен факт вырубки земельных насаждений в количестве 35 штук, а также проведены работы по планировке земельного участка – обустройства его техникой с целью строительства дороги, проведены работы по вывозу валежника, порубочных остатков, опиловка одного аварийного дерева сосны, проведены работы экскаваторщиком погрузчиком по планировке грунтового покрытия, которые выполнялись без согласования с исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области – департаментом природных ресурсов и экологии.

В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу надлежащим образом изложено событие правонарушения.

В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа

Объективная сторона вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, выражается в осуществлении социально-экономической деятельности обществом без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России, в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне;

- под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства и др.)

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (пункт 1 статьи 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будут доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что для соблюдения правил, норм которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таких доказательств должностным лицом суду не представлено и материалы дела не содержат.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, исследованными в судебном заседании, которые суд с учетом их оценки в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ, относит к числу допустимых и достоверных, а в совокупности достаточные для установления вины заявителя в совершении правонарушения.

Действия ООО «ИПК-Сервис» правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для освобождения ООО «ИПК-Сервис» от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Также не имеется оснований для прекращения производства по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

По доводам жалобы о наложении штрафа в значительном размере суд приходит к следующему.

Административный штраф, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, - это один из основных видов административных наказаний (часть 1 статьи 3.3), устанавливается за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, может применяться как в судебном, так и в административном порядке; будучи денежным взысканием, административный штраф выражается в рублях.

Предусмотренные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

В силу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Обстоятельством смягчающим административную ответственность суд признает: совершение правонарушение впервые, признание вины и раскаяние общества, имеющийся проект освоения территории, в соответствии с которым на данном земельном участке планируется строительство автомобильной дороги и линии электропередач, для чего будет проведена вырубка части лесных насаждений на площади .............., которые согласованы с Управлением лесного хозяйства области в 2019 году, а также то обстоятельство, что общество производило работы по вывозу мусора и порубочных остатков, которые ранее складировались на данном земельном участке собственниками иных земельных участков, которые не установлены. Суд также учитывает, что данные работы проводились обществом во исполнение предписания, выданного прокуратурой Рамонского района Воронежской области об устранении нарушений природоохранного законодательства – в части не выполнения мероприятий по уборке территории лесного участка от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков от 20.08.2021 года.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность по делу не установлено.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в случаях, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуальности ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Однако законодателем предоставлена возможность судье органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая, что назначенный штраф в размере 300000 рублей не соразмерен установленным судом обстоятельствам, суд учетом вышеизложенных смягчающих обстоятельств суд полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа, применив положения статьи 4.1, статьи 4.2 КоАП, признав данные обстоятельства исключительными

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу ООО «ИПК-Сервис» на постановление государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Самсонова П.С. от 15.09.2021 г. о привлечении к административной ответственности ООО «ИПК-Сервис», за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Самсонова П.С. от ............ о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «ИПК-Сервис», за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить, снизив размер административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через Рамонский районный суд Воронежской области с момента получения или вручения копии решения.

Судья М.В. Кожухова

?Дело №12-155/2021