ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1562/2021 от 22.12.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-1562/2021

УИД 24RS0056-01-2021-008829-97

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 22 декабря 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Федорова О.А.

с участием представителя Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – ФИО1

заявителя ФИО2,

рассмотрев жалобу руководителя отдела безопасности УФПС России Красноярского края – филиала АО «Почта России» ФИО2 на постановление ст. государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО3 №По-24/4/551 от 05.08.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. ст. 15.27 КоАП РФ в отношении руководителя отдела безопасности УФПС России Красноярского края – филиала АО «Почта России» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ст. государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО3 №По-24/4/551 от 05.08.2021 года, руководитель отдела безопасности УФПС России Красноярского края – филиала АО «Почта России» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, руководитель отдела безопасности УФПС России по Красноярскому краю – филиала АО «Почта России» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить.

Жалобу мотивирует тем, что является в УФПС Красноярского края специальным должностным лицом, но его должностные обязанности не дают ему возможности не допустить вменяемые ему нарушения, он не имеет властных и иных полномочий для направления электронных сообщений в РФМ в указанные сроки. Причиной таковых нарушений является отсутствие штатных единиц, отсутствие технической возможности отправлять требуемое количество сообщений в РФМ через один личный кабинет, не корректная работа сайта РФМ. Все эти вопросы относятся к компетенции Директора Филиала, а так же юридического лица АО Почта России.

С 10 января 2021 г., в связи с изменениями в федеральном законодательстве, пороговая сумма по операциям обязательного контроля понизилась до 100000 рублей.

Два раза в год в периоды январь-февраль, июнь – июль количество внутренних сообщений увеличивается в десятки раз.

С такой ситуацией Филиал столкнулся в январе -феврале 2021 года, в июне-июле 2021 года, когда в отдельные рабочие дни количество необходимых для отправки ФЭС составляло 273. При таком увеличении количества сообщений, с 24 января 2021 года зафиксировано нарушение сроков отправки по 387 ФЭС. Начиная с 26.01.2021г. филиал периодически информировали Директора Филиала, СДЛа АО «Почта России» ФИО4, СДЛа МР ФИО5, директора безопасности МРЦ ФИО6 посредством корпоративной электронной почты.

На их вопросы в адреса указанных руководителей ответов не последовало. Для принятия мер на своём уровне мы организовали электронное согласование с СДЛ Филиала и Директором, а также установили дополнительный компьютер для подготовки ФЭС. На их телефонные звонки СДЛ Предприятия мероприятий по устранению имеющихся нарушений законодательства не доводилось. Все уровни АО Почта России по ситуации с просроченными ФЭС в РФМ были проинформированы.

10 февраля 2021 года от имени СДЛ Филиала была подготовлена служебная записка о создавшейся ситуации по нарушению сроков направления ФЭС в РФМ. Филиал внес конкретные предложения для устранения нарушений. Ответов в их адрес со стороны указанных руководителей не получено. В периоды больших нагрузок серверы портала Росфинмониторинг не справляются с возросшим объемом ФЭС, работа личного кабинета временно приостанавливается. Электронные сообщения удавалось отправить в ночное время, либо рано утром.

В марте 2021 года, им удалось стабилизировать ситуацию, отправив все сообщения с нарушенными сроками, после чего все последующие ФЭС были направлены с соблюдением регламентированных сроков.

Очередное нарушение сроков предоставления ФЭС возникло в июне 2021 года. О ситуации с нарушениями в июне 2021 года нами также проинформированы Директор Филиала, СДЛ МР «Сибирь» ФИО5, СДЛ АО Почта России ФИО4, а также Роскомнадзор.

В связи с вышеизложенным, он как СДЛ Филиала, не имел никакой возможности не допустить указанные нарушения без решения вопроса на уровне АО «Почта России». Им сделано все на уровне Филиала для устранения нарушений; СДЛ филиала, к сожалению, не имеет полномочий и ресурсов для исправления ситуации в будущем. Указанное в Постановлении нарушение возникло по независящим от меня причинам, с моей стороны требования должностной инструкции выполнены полностью.

АО «Почта России», будучи надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.

Представитель Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – ФИО1 просила признать постановление по делу об административном правонарушении от 05.08.2021 года законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы отказать, представив отзыв на жалобу.

В судебном заседании ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признал, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление отменить, назначить дополнительную проверку для определения другого должностного лица, либо юридического лица, в компетенции которых лежит решение данного вопроса.

Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, доводы отзыва административного органа на жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: организации федеральной почтовой связи.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям" (утвержденного Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209), Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию: о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

Согласно пп. «а» п. 4 Положения, информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.

Согласно абз. 2 п. 5.1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утвержденной Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.

В соответствии с п. 1.7 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Согласно ст. 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утвержденных Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (ред. от 01.11.2010) руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

Материалами дела установлено, что 12.07.2021 года, в соответствии с Планом деятельности Енисейского управления Роскомнадзора на 2021 год, утвержденного приказом руководителя Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций от 20.11.2020 года №453, в соответствии с приказом врио руководителя Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций от 19.04.2021 года №47-нд, руководителя Енисейского управления Роскомнадзора от 03.06.2021 года №70-нд, в период с 17.05.2021 года по 12.07.2021 года проведена плановая выездная проверка исполнения Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации и осуществления внутреннего контроля в отношении АО «Почта России» (филиала Управления федеральной почтовой связи Красноярского края).

Приказом №у420-К УФПС Красноярского края – Филиала ФГУП «Почта России» от 31.10.2016 года ФИО2 принят на должность руководителя отдела безопасности.

Специальным должностным лицом в УФПС Красноярского края приказом директора УФПС Красноярского краю от 29.12.2016 года №370-п «О назначении специальных должностных лиц и возложении на них ответственности» назначен: ФИО2 – руководитель отдела безопасности УФПС Красноярского края.

Приказом от 22.04.2021 года №49-п «О внесении изменений в приказ №370-п «О назначении специальных должностных лиц и возложении на них ответственности» врио директора ФИО7, специальным должностным лицом в УФПС Красноярского края – филиала ФГУП «Почта России» назначен ФИО2

Согласно п.3.16 должностной инструкции руководителя отдела безопасности УФПС Департамента безопасности №8.1.10.3-03/56 утвержденной директором Мокрорегиона от 27.06.2019 года в должностные обязанности руководителя отдела безопасности УФПС организация работы по противодействию отмывания денежных средств и финансирования терроризма на Предприятии входит, в том числе обеспечение направления сообщений уполномоченный орган (Росфинмониторинг), анализ и проверка поступающей из почтамтов Филиала информация о почтовых переводах денежных средств, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, принятия по ним решения.

Предприятием АО «Почта России» разработаны и утверждены правила внутреннего контроля от 10.04.2021 года №122/2-п, от 18.12.2020 №576/1, от 09.02.2021 года №37/1.

В Правилах разработаны и утверждены программы из них:

- программа выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным пущ Jr или финансированием терроризма (раздел 5);

- программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ/ФРОМУ (раздел 10).

На основании Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, установлено, что руководитель организации (АО «Почта России») утверждает Перечень сотрудников (Приложение № 16 к Правилам), которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, получению преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

Проведены дополнительные инструктажи для указанных в Перечне работников, проходящих подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе:

- при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- при утверждении Предприятием новых или изменении действующих Правил.

Обучение и дополнительные инструктажи, при утверждении Предприятием новых или изменении действующих Правил внутреннего контроля, специальным должностным лицом УФПС Красноярского края ФИО2 пройдены: 23.12.2020, 01.02.2021, 25.02.2021 в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и утверждением правил внутреннего контроля от 10.04.2020 № 122/1-п, от 18.12.2020 № 576/1-п, от 09.02.2021 № 37/1-п (далее - Правила), что подтверждается записью в карточке учета прохождения обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Согласно пункту 5.2. Правил внутреннего контроля, утвержденных приказом АО «Почта России» от 09.02.2020 №37/1 -п, обязательному контролю подлежат следующие операции:

- операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает её;

- операции почтового перевода денежных средств, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает её;

Согласно п. 5.6. Правил СДЛ Филиала при получении из почтамта внутреннего сообщения, в случае необходимости, проводит мероприятия по сбору дополнительной информации. Принимает обоснованное решение об операции (сделке) и предоставляет внутреннее сообщение руководителю филиала в тот же день, а во внутреннем сообщении об операции делает соответствующую запись (отметку). На основании п. 5.7. Правил Руководитель филиала на внутреннем сообщении делает отметку о приятом решении:

а) о признании операции (сделки) клиента, подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст. б и пунктом 1 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;

б) о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой) осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов полученных преступным путем, или финансирование терроризма;

в) о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;

г) о представлении информации об операциях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 5.7. в уполномоченный орган.

Согласно пункта 5.8. Правил внутреннего контроля, утвержденных приказом АО «Почта России» от 09.02.2019 № 319-п (операции с денежными средствами и иным имуществом подлежащие обязательному контролю направлены СДЛ Филиала в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) с нарушением установленного срока).

В ходе проверки обнаружено, что должностным лицом ФИО2 – руководителем отдела безопасности УФПС Красноярского края, не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а именно УФПС Красноярского края за проверяемый период с 01.12.2020 года по 27.05.2021 года СДЛ филиала внутренние сообщения об операциях почтовых переводов денежных средств, подлежащих обязательному контролю, с суммой свыше 100 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ подтвержден материалами дела, в частности:

протоколом об административном правонарушении № АП-24/5/1009 от 22.07.2021 года, актом проверки – филиала АО «Почта России» А-24/5-47-нд/88, приложением к акту, приказом о приеме работника на работу №у420-К, приказом от 22.04.2021 г №49-п.

Довод заявителя о том, что он как специальное должностное лицо Филиала, не имел никакой возможности не допустить указанные нарушения без решения вопроса на уровне АО «Почта России», не могут служить обстоятельством, исключающим его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, данные доводы не являются основанием для несоблюдения установленных требований в области законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Довод заявителя о необходимости назначения дополнительной проверки для определения другого должностного лица, либо юридического лица, в компетенции которых лежит решение данного вопроса не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с ч. 2 примечаний к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица, согласно должностной инструкции руководителя отдела безопасности УФПС в должностные обязанности руководителя отдела безопасности УФПС организация работы по противодействию отмывания денежных средств и финансирования терроризма на Предприятии входит, в том числе обеспечение направления сообщений уполномоченный орган (Росфинмониторинг), анализ и проверка поступающей из почтамтов Филиала информация о почтовых переводах денежных средств, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, принятия по ним решения.

Жалоба не содержит в себе иных доводов, которые ставили бы под сомнение состоявшиеся постановление должностного лица.

Нахожу, что должностным лицом верно и надлежащим образом установлены обстоятельства совершения административного правонарушения, действия ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Оснований для освобождения лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления судом не установлено.

Административное наказание ФИО2 назначено в пределах санкции нормы ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление ст. государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО3 №По-24/4/551 от 05.08.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. ст. 15.27 КоАП РФ в отношении руководителя отдела безопасности УФПС России Красноярского края – филиала АО «Почта России» ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья О.А. Федорова