Р Е Ш Е Н И Е
<...> 21 ноября 2016 года
Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Кириллов А.А., рассмотрев жалобу
ФИО1...
на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области И... от ..., которым директор обособленного структурного подразделения 2 17 (Волжский) ООО "..." ФИО1 признана виновной в совершении правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 15.000 рублей,
У С Т А Н О В И Л
Указанным постановлением директор обособленного структурного подразделения ООО "..." ФИО1 признана виновной в том, что ... в магазине ООО "..." по адресу .... нарушила требования пожарной безопасности, а именно:
- помещение столовой не защищено автоматической пожарной сигнализацией
7) помещения охраны не оснащены установкой автоматической пожарной сигнализации (нарушены приложение А п. А.4, п. 36.2 таблицы А3 СП 5.13130.2009, ч. 2 ст. 1, ч.ч. 3, ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 151 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года);
8) помещения охраны не оснащены системой оповещении и управления эвакуацией людей при пожаре II типа (нарушены п. 16 таблицы 2 СП 3.13130.2009, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 91 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года), то есть в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Эти же постановлением директор обособленного структурного подразделения ООО "..." ФИО1 признана виновной в том, что ... в магазине ООО "..." по адресу .... нарушила требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а именно:
- ширина основного эвакуационного прохода в торговом зале при торговой площади 300 м.кв. менее 2-х метров (по факту 1,96 м) (нарушены п. 7.2.4 СП 1.13130.2009, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года);
- в основном эвакуационном проходе торгового зала установлены банкоматы, уменьшающие ширину прохода до 1,19 метра (нарушены п. 7.2.4 СП 1.13130.2009, п. 36 ППР РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года);
- через разгрузочное помещение допускается устройство эвакуационного выхода (нарушены п. 7.2.6 СП 1.13130.2009, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года);
- при площади торгового зала более 200 м.кв. (по факту 300 м.кв.) отсутствует отдельный вход для обслуживающего персонала от входов для покупателей магазина (нарушены п. 7.2.8 СП 1.13130.2009, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года);
- ширина второго эвакуационного выхода (двери) из торгового зала вместимостью 100 человек менее 1,2 метра (по факту 1,09 метра) (нарушены п. 7.2.3 СП 1.13130.2009, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года);
- проход ко второму эвакуационному выходу загроможден торговыми стеллажами, уменьшающими ширину прохода до 0,89 метра (нарушены п. 7.2.3 СП 1.13130.2009, п/п "б" п. 36 ППР РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года), то есть в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
ФИО1 с постановлением не согласилась и просит его отменить, ссылаясь на то, что в её обязанности согласно должностной инструкции входит организация работы магазина, контроль за выполнением показателей магазина, организация и контроль товарооборота, правил продажи товаров и оформление отчетности. Организация выполнения мероприятий по пожарной безопасности в её обязанности не входит, поэтому её вины в указанных нарушениях нет.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу и дополнительно пояснила, что продуктовый магазин, директором, которого она работает, представляет собой отдельное строение. Здание магазина ООО "..." арендует у ООО "...". Здание находится в том состоянии, в котором оно было передано в аренду. В её полномочия не входит обустройство дополнительных эвакуационных выходов и расширение имеющих выходов. В торговом зале магазина размещены стеллажи. Размещением стеллажей в магазине занимаются сотрудники головного офиса по специальной схеме, и она не имеет права по собственной инициативе изменять расположение стеллажей с товарами. На входе в магазин размещены банкоматы, которые сужают эвакуационный выход. Размещением банкоматов занимается отдел аренды ООО "...", и она не имеет к этому отношению. Ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности в магазине назначена она.
Инспектор ОНД В просил оставить жалобу без удовлетворения и пояснил, что он проводил проверку соблюдения требований пожарной безопасности в указанном магазине. ФИО1 присутствовала при проверке и не оспаривала выявленные нарушения. ФИО1 проявила небрежности к соблюдению требований пожарной безопасности и должна нести за это ответственность.
Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 1 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, разработке технической документации на объекты защиты.
Согласно ч. 3 ст. 4 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно п. 36.2 таблицы А.3 свобода правил "Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" 5.13130.2009 помещения предприятий торговли, встроенные и встроенно-пристроенные в здания другого назначения, на надземных этажах при площади менее 500 кв.м. должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
В своде правил "Системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы" СП 1.13130.2009 изложены следующие требования к эвакуационным выходам в зданиях организаций торговли:
- п 7.2.3 ширину эвакуационного выхода (двери) из торговых залов следует определять по числу эвакуирующихся через выход людей согласно таблице 20, но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 человек;
- п. 7.2.4 ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2-х метров при торговой площади свыше 150 до 400 кв.м.;
- п. 7.2.6 устройство эвакуационных выходов через разгрузочные помещения не допускается;
- п. 7.2.8 входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов и лестниц для покупателей магазинов расчетной площадью более 200 кв.м.
В ходе проверки помещения магазина было установлено не соответствие количества и ширины эвакуационных проходов и выходов требованиям пожарной безопасности.
По совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ судья считает необходимым прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Кузнецовой состава правонарушения.
Согласно п. 6.2.3 договора аренды здания магазина обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности возложены на арендатора, то есть на ООО "...". Установка автоматической пожарной сигнализации не входит в компетенцию директора магазина, поскольку она не располагает полномочиями по распоряжению денежными средствами ООО "...".
По поводу правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 4 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
ФИО1 вменяется несоблюдение требовании пожарной безопасности, изложенных в своде правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты, установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" впервые утвержденном и введенном в действие приказом МЧС России от 25.09.2009 года № 175, и свобода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты, эвакуационные пути и выходы", впервые утвержденном и введенном в действие приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 171.
Согласно договору аренды здание принадлежит ООО "..." на праве собственности с ... года. Следовательно, здание магазина введено в эксплуатацию не позднее ... года. Сведений о том, что в здании магазина проводился капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, не имеется, поэтому оснований для предъявления к зданию вновь введенных требований пожарной безопасности не должно распространяться на эвакуационные пути и выхода, которые были запроектированы и построены до введения в действие указанных Сводов правил.
По изложенным доводам суд исключает из постановления нарушение требований п. 7.2.4 СП 1.13130.2009 в части ширины основного эвакуационного прохода в торговом зале при торговой площади 300 м.кв. менее 2-х метров (по факту 1,96 м), п. 7.2.6 СП 1.13130.2009 в части того, что допускается устройство эвакуационного выхода через разгрузочное помещение, п. 7.2.8 СП 1.13130.2009 в части отсутствия отдельного входа для обслуживающего персонала от входов для покупателей магазина, п. 7.2.3 СП 1.13130.2009 в части ширины второго эвакуационного выхода (двери) из торгового зала менее 1,2 метра (по факту 1,09 метра). Указанные недостатки могут быть устранены только при капитальном ремонте, реконструкции или техническом перевооружении здания. Принятие решений о капитальном ремонте, реконструкции или техническом перевооружении здания магазина в полномочия и в компетенцию ФИО1 не входят.
ФИО1 также вменяется несоблюдение требований пожарной безопасности к основному эвакуационному проходу торгового зала, в котором установлены банкоматы, уменьшающие ширину прохода до 1,19 метра (п. 7.2.4 СП 1.13130.2009), и к проходу ко второму эвакуационному выходу, который загроможден торговыми стеллажами, уменьшающими ширину прохода до 0,89 метра (п. 7.2.3 СП 1.13130.2009).
Согласно ст. 38 УК РФ закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Законом установлен широкий круг лиц, ответственных за пожарную безопасность, поэтому для определения конкретного субъекта ответственности необходимо определить полномочия и возможности каждого лица, ответственного за пожарную безопасность и наличие у него реальной возможности выполнить те или иные требования пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что банкоматы в магазине установлены на основании договоров субаренды части помещений между ООО "..." и соответствующими банками и организацией с указанием конкретного места размещения банкоматов в помещении магазина. Договоры субаренды части помещений ФИО1 не заключала, и заключение таких договоров в её полномочия не входит. В данном случае вменять ФИО1 нарушения требований пожарной безопасности при размещении банкоматов необоснованно, так как повлиять на этот процесс она не могла. Несоблюдение ФИО1 данного требования пожарной безопасности судья исключает из постановления.
Факт нарушения ФИО1 требований п. 7.2.3 СП 1.13130.2009 к проходу ко второму эвакуационному выходу, который загроможден торговыми стеллажами, судья считает доказанным и вмененным обоснованно. Несоблюдение этого требования пожарной безопасности доказано актом проверки ... от ... и не оспаривается самой ФИО1. Согласно должностной инструкции ФИО1 обязана следить за соблюдением персоналом правил противопожарной безопасности, оповещать непосредственного руководителя обо всех чрезвычайных ситуациях в магазине, организовывать эвакуацию покупателей, обеспечивать вызов пожарной команды и руководить ликвидацией аварийных ситуаций. Доводы ФИО1 о том, что торговые стеллажи в магазине размещаются сотрудниками головного офиса по определенной схеме, не могут быть приняты во внимание. Согласно представленной Кузнецовой схеме размещения стеллажей стеллажи не перекрывают проход ко второму эвакуационному выходу, а по факту стеллажи препятствуют эвакуации людей при пожаре. ФИО1, как ответственная за пожарную безопасность в магазине, должна была обратить внимание руководства на данный недостаток для изменения размеров стеллажей или мест их размещения. Нарушение данного требования создает опасность для людей в случае возникновения пожара.
По изложенным доводам судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения жалобы по правонарушению, предусмотренному ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтвердился только факт нарушения ФИО1 данных требований п. 7.2.3 СП 1.13130.2009.
Процессуальных нарушений, влекущих прекращение производства по делу должностными лицами МЧС РФ не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
Действия ФИО1 в части нарушения требований п. 7.2.3 СП 1.13130.2009 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкций. ООО "..." не является субъектом малого или среднего предпринимательства, поэтому оснований для замены штрафа предупреждением не имеется. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, так как выявленное нарушение прямо связано с безопасностью людей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л
Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м..... управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области И... от ... в отношении директора обособленного структурного подразделения 2 17 (Волжский) ООО "..." ФИО1 по делу о правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, - изменить.
Производству по делу в части совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава правонарушения.
Исключить из постановления выводы о нарушении ФИО1 требований п.п. 7.2.3, 7.2.4, 7.2.6, 7.2.8 СП 1.13130.2009 в части нарушения требований пожарной безопасности к ширине основного эвакуационного прохода в торговом зале менее 2-х метров (по факту 1,96 м), к основному эвакуационному проходу торгового зала, где установлены банкоматы, уменьшающие ширину прохода до 1,19 метра, к устройству эвакуационного выхода через разгрузочное помещение, к отсутствию отдельного входа для обслуживающего персонала от входов для покупателей магазина, к ширине второго эвакуационного выхода (двери) из торгового зала менее 1,2 метра (по факту 1,09 метра).
ФИО1 считать нарушившей требования п. 7.2.3 СП 1.13130.2009, п/п "б" п. 36 ППР РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года в части загромождения торговыми стеллажами прохода ко второму эвакуационному выходу, уменьшающими ширину прохода до 0,89 метра. В остальной части постановление оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти.
Судья Кириллов А.А.