ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-156/18 от 13.07.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-156/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

13 июля 2018 года город Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска И.Д. Костевская, рассмотрев жалобу защитника Грицких Т.Р. в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности – администрации г. Хабаровска на постановление государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору от 21.05.2018 года № 63/04 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г.Хабаровска УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Пинчук М.В. № 63/04 от 21.05.2018 администрация г. Хабаровска признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.

Защитник Грицких Т.Р. обратилась в Кировский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в действиях администрации города Хабаровска отсутствует состав и событие административного правонарушения. Доказательств, свидетельствующих о том, что администрация города Хабаровска является правообладателем земельных участков (собственником земельных участков, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельных участков), на острове «Дачный», на которых не произведен покос травы, материалы административного дела не содержат. Кроме того, в соответствии ст. 41, 42, 43 Устава городского округа «Город Хабаровск», администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа. Перечень полномочий администрации города Хабаровска установлен п. 3 ст. 41 Устава города.

В структуре администрации города могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), действующие на основании Положений о них. Комитеты, управления, департаменты, службы администрации города самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, организуют работу подведомственных организаций по профилю своей деятельности. Функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями.

Согласно Положению об управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Хабаровска, № 462, управление создано для реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. К функциям Управления ГО и ЧС относятся, в том числе, организация мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа и контроль за разработкой и реализацией структурными подразделениями администрации города и подведомственными учреждениями мероприятий в области ГОЧС и пожарной безопасности. Управление ГО и ЧС является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица.

В соответствии с Положением о Комитете администрации города Хабаровска по управлению районом, утвержденному решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 464, Комитет создан с целью исполнения отдельных полномочий в рамках вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица. К функциям Комитета относится, в том числе, участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории соответствующего района.

Следовательно, указанные органы самостоятельно отвечают за неисполнение возложенных на них функций.

В судебном заседании защитники Грицких Т.Р., Феоктисков Ю.А. жалобу поддержали, приведя те же доводы. Дополнили, что из постановления №63/04 от 21.05.2018 заместителя главного государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска об административном правонарушении следует, что 29.04.2018 на острове «Дачный» установлено возгорание сухой растительности на левом берегу реки Амур, на территории острова большие площади, покрытые сухой растительностью, не относящиеся к территориям садовых обществ. Вывод надзорного органа - территория относится к администрации города Хабаровска. Вместе с тем, кадастровые номера, позволяющих идентифицировать земельныеучастки, какие либо фотоматериалы, зафиксировавшие территорию пожара и наличие сухой растительности отсутствуют. В нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой проверки орган, осуществляющий федеральный пожарный надзор, администрацию города не извещал. Акты о принятии решения о проведении проверки и месте ее проведения отсутствуют. Причины возгорания не устанавливались.

В административном деле нет доказательств о том, на каком земельном участке произошло возгорание, отсутствуют основания отнесения участка к администрации города Хабаровска, уполномоченной на владение данным участком и разграничения его от территории садовых обществ. Не обоснованно возложена ответственность на администрацию города за не выполнение требований пожарной безопасности обеспечения очистки объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Акты обследования земельного участка от 29.04.2018 отсутствуют. В постановлении указано, что «на территории острова «Дачный» Кировского района находятся площади не эксплуатируемых земельных участков покрытые сухой растительностью не относящиеся к территориям садовых обществ». Доводы о том, что данные земельные участки не относятся к территориям садовых обществ не подтверждены ни выписками из государственного реестра прав, ни выписками из публичной кадастровой карты, ни другими документами. Кроме того, в постановлении не указаны границы и координаты земельных участков, на которых выявлено вменяемое администрации города правонарушение. Таким образом, не указано конкретное место совершения правонарушения, в том числе на каком земельном участке присутствует сухая растительность, а также её высота, и в чьём ведении находится соответствующий земельный участок. В соответствии с требованиями ФЗ от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», измерения, осуществляемые в сфере государственного контроля и надзора, равно как и в сфере деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, должны производиться с применением средств измерений утверждённого типа, пошедших проверку. Аналогичные требования установлено в ст. 26.8 КоАП РФ. Таким образом, место совершения правонарушения установлено с нарушением закона, в связи с чем, доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы при рассмотрении дела по существу. Представителями Госпожнадзора вывод о том, что данные земельные участки не относятся к территориям садовых обществ, сделаны ошибочно ввиду того, очевидно только на визуальном восприятии по наличию на земельных участков поросли травы и отсутствию следов возделывания участков. Вместе с тем, следует принять во внимание, что согласно решению исполнительного комитета Хабаровского городского совета народных депутатов от 09.10.89 № 356/11 Кировскому райисполкому были представлены для жителей города во временное пользование под огороды земельные участки площадью 280 га на острове Дачном. Сведения о садоводческих товариществах, расположенных на о. Дачный, имеются на карте-схеме садоводческих товариществ г. Хабаровска, 1998 года издания, составленной с участием Дальневосточной территориальной инспекции государственного геодезического надзора и Дальневосточного предприятия земельно-кадастровых съёмок, что подтверждается картой – схемой. Наличие садоводческих товариществ на о. Дачный подтверждается сведениями Хабаровского межрайонного союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, от 12.07.2018 исх. № 64 направленными начальнику управления по делам ГО и ЧС администрации г. Хабаровска. В целях доставки садоводов на земельные участки о. Дачный ОАО «Амурское пароходство» осуществляет регулярные пассажирские перевозки на остановки Арсеналец и Солнечная о. Дачный Кировского района, что подтверждается расписанием и списком остановочных пунктов. члены садоводческих товариществ являются законными правообладателями используемых (или не используемых) земельных участков не зависимо от юридической регистрации некоммерческих объединений и связи с тем, что гражданам земельные участки были предоставлены ранее на основании актов органов местного самоуправления. Согласно ст. 69 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» указано, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ ««О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. В администрацию города Хабаровска не поступали обращения о прекращении отношений с товариществами и их членами в связи, с чем действия по прекращению отношений не проводились. Принять меры по прекращению прав на неиспользуемые по целевому назначению земельные участки не представляется возможным, так как ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. В соответствии со ст. 44 земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительно изъятия у собственника земельного участка. В данной ситуации собственники земельных участков не отказались от права собственности и оснований к изъятию земельных участков так же нет, поскольку в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ установлен перечень случаев изъятия, в котором также отсутствует такое основание как неиспользование земельного участка. В соответствии с п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, правообладатели земельных участков собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ правообладатели земельных участков - это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Собственники земельных участков - это лица являющиеся собственниками земельных участков, землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. Кроме того, полагают, что постановлением от 21.05.2018 № 63/04 к ответственности по ч. 1. Ст. 20.4 КоАП РФ привлечён ненадлежащий субъект, иными словами, лицо, не отвечающее требованиям ч. 2. Ст. 2.1. КоАП РФ, а также вывод о наличии на территории острова сухой растительности носит произвольный характер и не основывается на нормах права. Так, по нормам Правил противопожарного режима в РФ, как и содержащимся в иных нормативных актах требованиями пожарной безопасности не установлена предельно допустимая высота растительности. При таких обстоятельствах выводы должностного лица о наличии в действиях администрации города Хабаровска состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ являются не обоснованными, а постановление подлежит отмене.

В судебном заседании главный государственный инспектор Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г.Хабаровска УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Пинчук М.В. с доводами, изложенными в жалобе и дополнениях к ней не согласился, суду пояснил, что земли острова «Дачный» находятся территориально в границах администрации г.Хабаровска, на указанных землях официально никакие дачные, садовые общества не зарегистрированы Администрация г.Хабаровска была привлечена к административной ответственности как правообладатель земельного участка и как орган местного самоуправления, на которого возложены обязанности по профилактике, обеспечении мер пожарной безопасности. Передача каких-либо функций администрацией г.Хабаровска, созданным комитетам и управлениям в силу того, что администрация г.Хабаровска является органом местного самоуправления, не снимает с нее ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитников, должностного лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности предусмотрены в статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со статьей 1 вышеназванного Федерального закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно статье 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 указанного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий и учреждений, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции за нарушения требований пожарной безопасности.

Статьей 2 указанного Закона, установлено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме".

В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Из материалов дела следует, что 29.04.2018 инспектором ОНД и ПР по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска старшим лейтенантам внутренней службы Кожевниковым В.Г. осуществлен выезд на протоку «Башенная», остров «Дачный» для проведения проверки по факту пожара. В ходе проверки по факту пожару установлено, что произошло возгорание сухой растительности на левом берегу реки Амур, остров Дачный (координаты от широты 48.483190 долготы 134.984112 до широты 48.489809 долготы 134.987975). Кроме того, на территории острова «Дачный» Кировского района г. Хабаровска находятся большие площади не эксплуатируемых земельных участков покрытые сухой растительностью не относящиеся к территориям садовых обществ. Данные территории расположены в границах городского округа Хабаровска. Работы по очистке территории от сухой растительности не производились. Данная территория относится к администрации г. Хабаровска. Выявлен факт нарушения требований пожарной безопасности, установленный Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее по тексту ППР), а именно: п.77 ППР руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, и п. 17.1 ППР правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Данные обстоятельства указаны в протоколе об административном правонарушении, составленном 7.05.2018 № 63/04 заместителем государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска по пожарному надзору Пинчук М.В. в отношении администрации г.Хабаровска, привлекаемой к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Администрации г.Хабаровска, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления (уведомление № 272-6-57 от 3.05.2018).

21.05.2018 заместителем государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска по пожарному надзору Пинчук М.В. в отношении администрации г.Хабаровска вынесено постановление № 63/04 о привлечении к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, согласно которому администрации г.Хабаровска было инкриминировано нарушение требований пожарной безопасности, установленный Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее по тексту ППР), а именно: п.77 ППР, согласно которому руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, и п. 17.1 ППР правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно информации, содержащейся в данном постановлении, представитель администрации г.Хабаровска заявил о несогласии с вменяемым нарушением, привел следующие основания: согласно ст.41 Устава городского округа «Город Хабаровск» Администрации города осуществляет контроль через свои структурные подразделения. Согласно Решения Хабаровской городской Думы «Об утверждении положения о комитете Администрации города Хабаровска по управлению районом» комитет осуществляет функции по вопросам благоустройства, в которые входят в том числе вопросы по очистке территории. В соответствии с решением Хабаровской городской Думы «Об утверждении положения по управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Хабаровска» основной задачей подразделения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Вышеуказанные лица являются органом администрации с правами юридического лица.

Данный довод представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, был отклонен должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, Пинчук М.В. со ссылкой на п.17.1 ППР.

В судебном заседании защитник Грицких Т.Р. пояснила, что в оспариваемом постановлении не были отражены иные вышеприведенные доводы, на которые впоследствии была сделана ссылка в жалобе, данным доводам должностным лицом не была дана надлежащая оценка.

Рассмотрев все доводы, изложенные защитниками, а также должностным лицом в ходе рассмотрения жалобы в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения жалобы и прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях администрации г.Хабаровска состава инкриминируемого ему административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества;руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом,в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Судом установлено, что администрация г.Хабаровска привлекается к административной ответственности за нарушение п.77 ППР, согласно которому руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, и п. 17.1 ППР правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Вместе с тем, границы данной территории в оспариваемом постановлении должностным лицом не указаны, соответственно и допустимые доказательства, подтверждающие нарушение администрацией г.Хабаровска указанных пунктов ППР в пределах границ территории, принадлежащей субъекту ответственности, равно как и основания принадлежности территории субъекту ответственности, должностным лицом не представлены. Сам по себе факт нахождения территории, на которой произошло возгорание сухой растительности на острове «Дачный» в границах муниципального образования администрации г.Хабаровска, не доказывает его вины в инкриминируемом административном правонарушении, поскольку из предоставленных последним доказательств следуют, что на указанном острове земельные участки на основании решения исполкома Хабаровского городского Совета народных депутатов от 9.10.1989 г были переданы под коллективные огороды рабочим, служащим и пенсионерам, используются фактически гражданами в указанных целях по настоящее время, что подтверждается картой схемой садоводческих товариществ, списком СНТ, схемой, расписанием движения и остановок судов ОАО «Амурское пароходство».

В соответствии с п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, правообладатели земельных участков Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов. садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ правообладатели земельных участков - это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Собственники земельных участков - это лица являющиеся собственниками земельных участков, землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

В оспариваемом постановлении указаны координаты территории, на которой произошел пожар, по факту которого и проводилась проверка, при этом, данные координаты были определены при помощи использования приложения сотового телефона, других измерений с целью определения данных координат, которые бы производились с использованием специальных измерительных приборов, прошедших соответствующую поверку, должностным лицом не представлено, в указанный части доводы защитников не опровергнуты. В соответствии с требованиями ФЗ от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», измерения, осуществляемые в сфере государственного контроля и надзора, равно как и в сфере деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, должны производиться с применением средств измерений утверждённого типа, пошедших проверку. Аналогичные требования установлено в ст. 26.8 КоАП РФ. Кроме того, сам по себе факт пожара в указанных в постановлении координатах территории, при отсутствии актов проверки территории острова «Дачный» как в границах фактических граждан -пользователей земли под огороды (дачных, садоводческих объединений, пусть и не прошедших соответствующую регистрацию), так и пустующих земель, не доказывает обстоятельств нарушения администрацией г.Хабаровска п.п.77, 17.1 ППР, в том числе наличие на данной территории сухой растительности, мусора и т.д.

Административное расследование по делу не проводилось, виновное лицо в возникновении пожара установлено не было.

Согласно частям 1, 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в том числе являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ).

Из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения и субъективной стороны правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако, при этом, отсутствует хотя бы один из признаков, в совокупности образующих состав административного правонарушения: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ являются граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.

Согласно п. 2.2. Положения об управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Хабаровска, утвержденного Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 462 Управление ГОЧС создано для реализации полномочий органов местного самоуправления города Хабаровска по вопросам обеспечение первичных мер пожарной безопасности (далее - ПБ) в границах городского округа.

При этом, в соответствии с п. 1.2.Управление ГОЧС является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица.

Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 464 утверждено Положение о Комитете администрации города Хабаровска по управлению районом, согласно которого Комитет администрации города Хабаровска по управлению районом (далее - Комитет) является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица.

Комитет по вопросам благоустройства осуществляет организацию мероприятий по исполнению Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" на территории района, в том числе временно не используемых и бесхозных территориях (п. 2.2.1.)

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что Уставом администрации города Хабаровска установлен перечень полномочий органа местного самоуправления, в который не входит решение вопросов благоустройства, поскольку созданы соответствующие подразделения с правами юридического лица, которые самостоятельно решают указанные вопросы.

Таким образом, установлено, что лицо, привлеченное к ответственности – администрация г. Хабаровска не является субъектом указанного правонарушения, в связи с чем, полагаю, что административным органом не установлено наличие состава административного правонарушения.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, недоказанности обстоятельств, на основе которых оно постановлено.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья,

р е ш и л :

Жалобу защитника администрации г. Хабаровска Грицких Т.Р. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору от 21.05.2018 года № 63/04 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, недоказанности обстоятельств, на основе которых оно постановлено.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: Судья И.Д.Костевская

Подлинник решения находится в материалах дела № 12-156/2018 в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь А.Ю.Новокрещенных