Дело № 12-156/2020
Р Е Ш Е Н И Е
14 января 2020 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, генерального директора <данные изъяты>,
привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении №04-08/36-2/1 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО2 от 22 октября 2019 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде предупреждения.
При этом установлено, что ФИО1, являясь генеральным директором <данные изъяты> совершил неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, не повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений о таких операциях, а именно:
09.10.2019 года в результате проведения проверки деятельности <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма за период с 06.04.2018 по 31.08.209 сотрудниками МРУ Росфинмониторинга по СЗФО установлено, что ФИО1, являющимся руководителем <данные изъяты> а также должностным лицом, ответственным за организацию и осуществление Правил внутреннего контроля, в проверенном периоде не были приняты меры по надлежащей организации и осуществлению в Обществе внутреннего контроля, что привело к несоблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В нарушении п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, в Обществе не назначено.
Действующая редакция Правил внутреннего контроля Общества, разработанная и утвержденная 29.06.2018 года не соответствует требованиям, установленным ст.7 Закона №115-ФЗ в корреспонденции с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом…»
В нарушение п.15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом…» в утвержденной генеральным директором Общества «Программе оценки риска», содержащейся в Правилах внутреннего контроля, не закреплены порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях последующего контроля изменения оценки степени (уровня) риска.
В нарушение п.28 в «Программе документального фиксирования информации» не закреплена форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу.
В нарушение пункта 10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, которым утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации лицо, которое должно было осуществлять функции специального должностного лица, не прошло обучение в форме целевого инструктажа, проводимое однократно до начала осуществления таких функций.
В нарушении п.2 Положения №203 не представлен перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, Обществом не представлено документов (доказательств), подтверждающих осуществление предусмотренных нормативными актами мер, направленных на идентификацию клиентов, проведенную в соответствии с Приказом №366, и документальную фиксацию сведений, полученных в результате такой идентификации, а также документов (доказательств), подтверждающих осуществление действий, направленных на проведение проверок, в соответствии с требованиями ст.ст.7, 7.5 Закона №115-ФЗ, а также информирование о результатах таких проверок, выявление лиц, в отношении которых должны быть приняты меры по замораживанию денежных средств или иного имущества, и операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пп.2 п.1 ст.6 Закона №115-ФЗ.
На указанное постановление ФИО1 подана жалоба, в которой он полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, а кроме того, не учтены положения ст.2.9 КоАП РФ. Не доказано, что <данные изъяты> относится к организациям, перечень которых установлен в ст.5 Закона №115-ФЗ. Ранее он к административной ответственности не привлекался. С 01.07.2019 года агентский договор с <данные изъяты> был расторгнут. 21.10.2019 года <данные изъяты> подано заявление о снятии с учета в Росфинмониторинге.
В судебное заседание ФИО1, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствии.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ).
Статья 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 147-ФЗ) относит к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие операции по приему платежей.
Оператором по приему платежей в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" является платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным агентом, в свою очередь, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Согласно материалам проверки, проведенной в отношении <данные изъяты>» установлено, что Общество заключило 29.06.2018 года с <данные изъяты> (принципалом) агентский договор <данные изъяты>, принимая на себя обязательства по поручению и за счет принципала осуществлять действия по действия по организации перечисления сумм платежей собственников за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, поступивших в оплату жилых помещений и коммунальных услуг, то есть являлось платежным агентом.
Таким образом, доводы жалобы о том, что генеральный директора Общества не является субъектом ответственности, не состоятелен.
Обстоятельства совершения правонарушения установлены правильно и фактически в жалобе не оспариваются, вина генерального директора полностью доказана материалами дела: актом проверки №27 от 09.10.2019 года, протоколом об административном правонарушении от 10.10.2019 г., копией агентского договора <данные изъяты> от 29.06.2018 г., приказом о проведении выездной проверки, требованием о предоставлении документов и сведений.
Расторжение с 01.07.2019 года агентского договора с <данные изъяты> не освобождает от административно ответственности за совершенные ранее действия (бездействие), установленные при проведении выездной проверки сотрудниками Росфинмониторинга в <данные изъяты>
Административное наказание в виде предупреждения назначено административным органом в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в минимальном размере, избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам выражается в пренебрежительном отношении ФИО1 как должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. При таких обстоятельствах оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении №04-08/36-2/1 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО2 от 22 октября 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В.Медведева