Дело № 12-4/2021
УИЗ 23 RS 0004-01-2020-003734-08
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
«20» февраля 2021 года г. – к. Анапа
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Немродов А.Н.,
при секретаре Саввиди А.С.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу - ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К., действующего на основании доверенности 000 от 08.04.2019 года,
представителя административного органа - Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Багмут М.В., действующего на основании доверенности № 000 от 00.00.0000,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К. на постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000-Н-2 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000-Н-2 юридическое лицо ФИО2 государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ, то есть нарушение правил пожарной безопасности в лесах и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
00.00.0000 представителем ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К. в Анапский районный суд Краснодарского края подана жалоба на постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ.
Определением Анапского районного суда Краснодарского края от 00.00.0000 жалоба представителя ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К. на постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ была возвращена лицу ее подавшему со всеми приложенными материалами.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 00.00.0000 определение Анапского районного суда Краснодарского края от 00.00.0000 о возвращении жалобы отменено. Дело направлено в Анапский районный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
В обоснование доводов жалобы указано, что 00.00.0000 Южное межрегиональное управление ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - ЮМУ Росприроднадзора), в лице ФИО3 главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Чечеткина А.В. вынесло постановление о назначении административного наказания 000, согласно которому юридическое лицо - ФИО2 государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» (далее - ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш»), 000 признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а именно, нарушение правил пожарной безопасности в лесах». ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В постановлении указано, что ЮМУ Росприроднадзора провело в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» внеплановую выездную проверку на предмет готовности к пожароопасному сезону 2020 года на основании распоряжения ФИО4 ЮМУ Росприроднадзора Молдованова Р.А. от 00.00.0000000 с целью выполнения протокола совещания ФИО3ФИО1 от 00.00.0000 № 000 пр, утвержденного ФИО3ФИО1 В. Абрамченко, распоряжения в.р.и.о. ФИО4 Росприроднадзора Жулий С.А. по вопросу проведения проверки готовности к пожароопасному сезону особо охраняемых природных территорий ФИО2 значения в 2020 году. В постановлении утверждается, что действиями (бездействием) ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» нарушены статьи 53 и 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правила пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением ФИО1 от 00.00.0000000. При этом, какие конкретно нормы права, изложенные в ст.ст. 53 и 53.1 Лесного Кодекса Российской Федерации и Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением ФИО1 от 00.00.0000000, в постановлении не указано. В постановлении также указано, что обстоятельства правонарушения подтверждаются «протоколом об административном правонарушении от
00.00.0000000-Н и другими материалами дела в отношении юридического лица ФГБУ «ГПЗ «Утриш». При этом, какими «другими» материалами дела подтверждается вина не указано. Однако, 00.00.0000ФИО4 ЮМО Росприроднадзора Молдованова Р.А. издано незаконное распоряжение 000 о проведении проверки в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», которым для проверки назначены неуполномоченные лица. Внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» проведена неуполномоченными лицами старшим государственным инспектором Кравченко Е.В. и государственным инспектором Багмут М.В. ЮМУ Росприроднадзора, о результатах которой ими составлен незаконный акт проверки от 00.00.0000000. На основании данного акта проверки, неуполномоченным лицом, государственным инспектором ЮМУ Росприроднадзора Толстой А.А. составлен незаконный протокол об административном правонарушении 000-Н от 00.00.0000. На основании данного протокола 00.00.0000 неуполномоченным лицом, ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ЮМУ Росприроднадзора Чечеткина А.В. вынесено незаконное постановление о назначении административного наказания 000. В соответствии с п.1 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Лицами, осуществлявшими внеплановую проверку юридического лица, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» протокол осмотра места совершения административного правонарушения, в соответствии со ст. 28.1.1, не составлялся.
Вместо этого был ими составлен акт проверки, что свидетельствует о том, что они руководствовались не нормами КоАП РФ, а требованиями Федерального закона от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако, при назначении и проведении проверки нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ о порядке назначения и проведения проверки, так как проверка назначена и проведена неуполномоченными лицами. В тоже время на основании данного незаконного акта проверки и в нарушение ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ, иное неуполномоченное лицо, не участвовавшее в осмотре места совершения административного правонарушения и в проведении проверки, составило протокол об административном правонарушении, то есть возбудило дело об административном правонарушении на основании ст. ст. 28.1 и 28.2 КоАП РФ. Таким образом, акт проверки от 26.03.2020 года № 05-05-07-Н и протокол об административном правонарушении № 05-70-44-Н от 02.07.2020 года составлены с нарушением законодательства неуполномоченными лицами и не могут являться допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении. Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регулируются Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400). В соответствии с п.1 данного положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 5.1.17 данного положения Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки). Кроме того, порядок осуществления федерального государственного экологического контроля устанавливает Положение о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 года № 426). В соответствии с п. 3 этого положения федеральный государственный экологический контроль осуществляется также Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники). Правительством России, сразу двумя нормативными правовыми актами, четко установлено, что в компетенцию Росприроднадзора не входит государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники). Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» - это юридическое лицо, созданное для надзора (контроля) в области охраны окружающей среды на территории государственного природного заповедника «Утриш», а также для управления особо охраняемой природной территорией федерального значения и, также как и Росприроднадзор, находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Порядок проведения проверок органами Росприроднадзора установлен Административным регламентом исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (утв. Приказом Минприроды России от 29.06.2012 года № 191). В соответствии с подпунктами 1,3,7 пункта 54 при приведении «внеплановой проверки» должностное лицо Росприроднадзора (территориального органа) не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Росприроднадзора и его территориального органа, требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету, а также осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ не являлось предметом проверки, указанном в распоряжении о проведении проверки от 10.03.2020 года № 14-05/137, изданном руководителем ЮМО Росприроднадзора.
Кроме того, юридическим лицом, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» не нарушены и не могли быть нарушены требования статей 53 и 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства России от 30.06.2007 года № 417.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Лесного Кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Однако, в соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ «лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса».
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природного заповедника «Утриш» (далее - заповедник), предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, до настоящего времени лесные земельные участки государственного природного заповедника «Утриш», являющиеся собственностью Российской Федерации, юридическому лицу - ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в постоянное (бессрочное) пользование Российской Федерацией не предоставлялись, поэтому Учреждение не несет никакой ответственности за разработку в установленном законом порядке проекта освоения лесов, а также заключений государственной экспертизы освоения лесов, о чем ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» неоднократно извещало ЮМУ Росприроднадзора по Краснодарскому краю.
ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» не несет обязанностей, предусмотренных ст. ст. 53 и 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства России от 30.06.2007 г. № 417, так как не владеет земельными участками государственного природного заповедника «Утриш», не может осуществлять в отношении них какие-либо проектные или хозяйственные работы, в том числе и обеспечение пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» не нарушило требования ст. ст. 53 и 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства России от 30.06.2007 г. № 417 и не может нести ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, что является основанием для отмены постановление ФИО3 главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприроднадзора) Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о признании юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседание представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу - ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К. доводы жалобы поддержал в полном объеме просил отменить постановление ФИО3 главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприроднадзора) Чечеткина А.В. от 00.00.0000000-Н-2 о признании юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и прекратить производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
00.00.0000 и 00.00.0000 представителем административного органа - Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Багмут М.В. представлены возражения на жалобу представителя ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К. на постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа - Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Багмут М.В. возражал против удовлетворения жалобы представителя юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении по ранее представленным доводам, просил оставить постановление ФИО3 главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприроднадзора) Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о признании юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ без изменения.
Из содержания оспариваемого постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000-Н-2 следует, что на основании распоряжения ФИО4 Южного межрегионального управления Росприроднадзора Молдованова Р.А. от 00.00.0000000, с целью выполнения протокола совещания ФИО3 Председателя Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 № ВА-П11-5 пр, утвержденного ФИО3 Председателя Правительства Российской Федерации В. Абрамченко, Распоряжения ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования Жулиной С.А. по вопросу проведения проверки готовности к пожароопасному сезону особо охраняемых природных территорий ФИО2 значения 2020 года, была проведена внеплановая выездная проверка ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» на предмет готовности к пожароопасному сезону 2020 года. Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» утвержден Директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды ФИО100.00.0000. 00.00.0000ФИО3 директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды ФИО1 утверждены внесенные изменения в лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш». Лесничество «Государственный природный заповедник «Утриш» расположено в границах государственного природного заповедника «Утриш» на территории г. Анапа и Новороссийск Краснодарского края, в юго-западной части Краснодарского края на полуострове Абрау, находящемся на северо-востоке Черного моря. Площадь земель лесного фонда, вошедших в состав заповедника, составляет 9 225 га, в том числе покрытые лесной растительностью земли 8 952 га, что составляет 97,1%. Распределение территории лесничества Государственный природный заповедник «Утриш» по классам природной пожарной опасности по лесорастительным условиям: II класс - 3555 га, III - 2693 га, IV - 2550 га, V - 267 га.
ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» разработан план тушения лесных пожаров на территории лесничества на период пожароопасного сезона 2020 года, утвержденного ФИО3 директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской территории 00.00.0000Григорьевым А.И. (далее План). В ходе проведения проверки установлено, что дирекцией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» меры пожарной безопасности в лесах в соответствии с установленными лесохозяйственным регламентом нормативами по охране лесов от пожаров в нарушение ч. 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляются не в полном объеме, в части противопожарного обустройства лесов лесничества Государственный природный заповедник «Утриш».
Так в соответствий с лесохозяйственным регламентом лесничества Государственный природный заповедник «Утриш» (Таблица 14.5) предусматривается в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 3 шт., 2 в Анапском участковом лесничестве, 1 в Абраусском участковом лесничестве.
Вместе с тем осмотром установлено, что Дирекцией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» эксплуатируются пункты сосредоточения противопожарного инвентаря Центральная усадьба ((...) Анапское участковое лесничество Новороссийского лесничества, создание которых не предусмотрено лесохозяйственным регламентом лесничества Государственный природный заповедник «Утриш». Также осмотром установлено наличие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в квартале 72, выделе 10 Анапского участкового лесничества.
Также в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества Государственный природный заповедник «Утриш» (Таблица 14.5) предусматривается в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров ежегодная эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения 2 шт.: в Анапском участковом лесничестве — 1 шт., в Абраусском участковом лесничестве - 1 шт.
В рамках противопожарного обустройства лесов мероприятие по устройству и эксплуатации пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения Дирекцией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» не выполнялось.
Вышеназванные обстоятельства не позволят принять немедленный комплекс мер направленных на ликвидацию лесных пожаров.
Изложенное послужило основанием для привлечения ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ст.ст. 53, 53.1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.
Заслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд полагает, что постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, к числу которых относится наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 53 «Лесного кодекса Российской Федерации» от 00.00.0000 N 200-ФЗ определено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. ч. 2, 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 53.1 ч. 1, 2 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах», которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее Правила).
Согласно п.З. Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Доводы представителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» о том, что в оспариваемом постановлении о привлечении к административной постановлении не указаны конкретные нормы требований пожарной безопасности и противопожарного обустройства были нарушены юридическим лицом, суд считает необоснованными, поскольку в постановлении о привлечении к административной ответственности указано на допущенные нарушения требований ст.ст. 53, 53.1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.
Из содержания материалов дела об административном правонарушении, следует, что меры по охране лесов от пожаров и их нормативы определены Лесохозяйственным регламентом лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» утвержденным Директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России 30.04.2013 года.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом (Таблица 14.5) предусматривается в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 3 шт., 2 в Анапском участковом лесничестве, 1 в Абрауском участковом лесничестве.
В соответствии с утвержденным планом тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2020 год Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» имеет в наличии оборудование для обеспечения профилактики и тушения лесных пожаров, а именно: мобильные средства пожаротушения - 13 ед., пожарная мотопомпа -3 шт., пожарная емкость по 500 л. - 2 шт., напорный пожарный рукав диаметром 50 - 220 м, пожарный рукав диаметром 20 - 80 м, воздуходувки - 6 шт., бензопилы - 6 шт., ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) - 32 шт., топоры - 36 шт., топоры-мотыги - 10 шт., лопаты - 46 шт., емкости для доставки воды: канистры для воды 15 шт., бидон 18 л. - 1 шт., ведро оцинкованное - 20 шт., бидон для питьевой воды 25 л - 3 шт., радиостанции - 15 шт., дежурная спецодежда - 15 шт., аптечки первой помощи - 15 шт., индивидуальные перевязочные пакеты - 15 шт., защитные очки - 15 шт.
Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» эксплуатируются пункты сосредоточения противопожарного инвентаря Центральная усадьба ((...) «В»), база «Лесная долина», квартал 24, выдел 33, Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества, создание которых не предусмотрено лесохозяйственным регламентом лесничества Государственный природный заповедник «Утриш». Также установлено наличие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в квартале 72, выделе 10 Анапского участкового лесничества. ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» построен и эксплуатируется только один пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, предусмотренный Лесохозяйственным регламентом, вместо двух на территории Анапского участкового лесничества и не одного вместо одного на территории Абрауского участкового лесничества.
Основная масса, оборудование для обеспечения профилактики и тушения лесных пожаров размещена в нарушение лесохозяйственного регламента вне пределов заповедника в центральной усадьбе по адресу (...) квартал 24, выдел 33, что не позволяет принять немедленный комплекс мер направленных на ликвидацию лесных пожаров.
Также в соответствии с Лесохозяйственным регламентом (Таблица 14.5) предусматривается в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров ежегодная эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения 2 шт.: в Анапском участковом лесничестве - 1 шт., в Абрауском участковом лесничестве - 1 шт. Однако, на территории обоих участковых лесничеств пожарные водоемы и подъезды к источникам водоснабжения не организованы и не используются.
Таким образом, из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» меры пожарной безопасности в лесах в соответствии с установленными Лесохозяйственным регламентом нормативами по охране лесов от пожаров выполнены не в полном объеме, в части строительства, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, а также устройства и эксплуатации пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения не соблюдаются.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» требований ст.ст. 53, 53.1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.
Доводы представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» об отсутствии у Учреждения обязанности по выполнению требований ст. 53, 53.1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ в связи с ем обстоятельством, что земельные участки государственного природного заповедника «Утриш», являющиеся собственностью Российской Федерации не предоставлялись в пользование Учреждению судом отклоняются как необоснованные по следующим основаниям.
Из содержания выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1101000:118 и 23:47:0000000:698 следует, что они находятся в собственности Российской Федерации, относятся к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования государственный природный заповедник «Утриш».
Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2010 года № 1436-р учрежден государственный заповедник «Утриш» общей площадью 10 008 гектаров. На данной территории установлен режим особой охраны природных комплексов.
Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 2286-р создано ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», предметом и целями деятельности учреждения определены сохранение и восстановление природных комплексов на территории заповедника.
В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном природном заповеднике, утвержденное Приказом Минприроды РФ от 03.03.2011 года № 145 на заповедник возложена задача по осуществлению охраны природных территорий, приложением 1 установлены границы заповедника.
Согласно уставу ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» (пункт 13) недвижимое имущество, расположенное в границах заповедника, является федеральной собственностью, земельные участки в границах заповедника предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Предметом деятельности Учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о заповеднике, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом (пункт 19). Целями деятельности Учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (пункт 20). В соответствии с целями, для достижения которых создано Учреждение, Учреждение в установленном законодательством РФ порядке осуществляет основные виды деятельности, в том числе, выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ территории заповедника, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками) (пункт 21).
Статьей 53 Лесного кодекса РФ, возлагается на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по предупреждению лесных пожаров; статьей 53.1 Лесного Кодекса РФ - обязанность по строительству, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройству пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 об утверждении «Правила пожарной безопасности в лесах», возлагается обязанность по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составлять проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Вышеуказанные положения действующего законодательства не освобождают ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» от несения обязанностей по соблюдению требований 53 и 53.1 Лесного кодекса РФ, пункта 3 Правил и Лесохозяйственного регламента в связи с отсутствием проекта освоения лесов и не содержит запрет на составление проекта освоения лесов на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.
Доводы представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения в связи с проведением проверки неуполномоченными должностными лицами, действующими в нарушение п. 5.1.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400), а также п. 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 8.05.2014 года № 426) суд также расценивает как необоснованные по следующим обстоятельствам.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 устанавливает, что Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды (пункт 1).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Порядок проведения документарной проверки закреплен в ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Распоряжение о проведении проверки от 10.03.2020 года № 14-05/137 было издано с целью выполнения протокола совещания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 года № ВА-П11-5 пр, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Абрамченко, Распоряжения Врио Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.А. Жулиной по вопросу проведения проверки готовности к пожароопасному сезону особо охраняемых природных территорий федерального значения 2020 года.
Вышеуказанное распоряжение о внеплановой проверке было согласовано с органами прокуратуры.
Согласно ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки являются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Согласно п. 5 Распоряжения от 10.03.2020 № 14-05/137 проверка проводилась в рамках в том числе федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 ГОДА N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) на особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 указанной статьи также предусмотрено, что на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Таким же образом полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами и федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемых природными территориями федерального значения, определены в пункте 3 Положения о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 1391 (далее - Положение N 1391).
В соответствием с пунктом 5.1.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (деле - Положение N 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки).
Суд учитывает, что пункт 5.1.17 Положения N 400 в части исключения из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществление государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заповедников, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды России, противоречит пунктам 2 и 3 статьи 33 Закона N 33-ФЗ, поэтому в применению при рассмотрении настоящего спора не подлежит.
Пунктом 5 Положения N 1391 определены должностные лица, осуществляющие государственный надзор в федеральных государственных бюджетных учреждениях, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Таким образом, государственный надзор в области охраны и использования государственных природных заповедников могут осуществлять как Росприроднадзор и его территориальные органы, так и учреждения, осуществляющие управление этими государственными природными заповедниками.
Кроме того, согласно п. 5 Распоряжения от 10.03.2020 № 14-05/137 проверка проводилась в рамках, в том числе федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с п. 5.1.14 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно Постановления Правительства РФ от 08.05.2014 года № 426 федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках, том числе, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Приказом Минприроды России от 12.10.2017 N 553 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий"
Пунктами 1, 2 указанного Административного регламента установлено, Осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и его территориальными органами.
Пунктом 4 Административного регламента установлено, что предметом федерального государственного пожарного надзора в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, осуществления пожарной охраны в лесах и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Таким образом, при осуществлении проверки деятельности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Межрегиональное управление Федеральной государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Старший государственный инспектор Кравченко Е.А., государственный инспектор Багмут М.В. являются сотрудниками Росприроднадзора и пунктом 3 Распоряжения от 10.03.2020 № 14- 05/137 назначены лицами, уполномоченными на проведение проверки ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
В соответствии с ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Государственный инспектор Толстая А.А. является сотрудником Росприроднадзора.
Действующее законодательство не содержит запрета лицу, не участвующему в проведении проверки, составить протокол об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 02.07.2020 года составлен уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии со статьей 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов уполномочены, в том числе, руководители территориального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.
Заместитель главного государственного инспектора Чечеткин А.А, является заместителем руководителя территориального органа Росприроднадзора, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 27.02.2020 года вынесено уполномоченным на то должностным лицом.
Довод представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» о допущенном при проведении проверки нарушении, выразившемся в не составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения также отклоняется судом как необоснованный.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Как уже было указано, к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, в силу положений ст. 26.2 КоАП РФ результаты проверок, проведенных в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, относятся к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Поскольку проверка деятельности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» проводилась в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" составления протокола осмотра места административного правонарушения не являлось обязательным.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28.1.1 КоАП РФ протокол осмотра места происшествия составляется в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса.
Требований о составлении протокола осмотра места происшествия при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ не предусмотрено.
Доказательствами виновности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ являются протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ от 06.02.2020 года, распоряжение о проведении проверки от 03.03.2020 года № 6 – р, распоряжение органа государственного контроля о проведении проверки от 10.03.2020 года № 10 – 05/137, лесохозяйственный регламент лесничества Государственный заповедник «Утриш» 2013 года, акт проверки от 26.03.2020 года № 05-05-07 – Н, протокол об административном правонарушении от 02.07.2020 года № 05-70-44-Н,постановление о назначении административного наказания от 27.07.2020 года № 05-70-44-Н-2, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица.
Таким образом, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Действия ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» согласно санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» и отмены или изменения постановления должностного лица отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление ФИО3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления ФИО2 государственной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Чечеткина А.В. от 00.00.0000000 о привлечении ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО2 государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Утриш» Попова В.К. на указанное постановление без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Анапского районного суда
Краснодарского края Немродов А.Н.