РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Смирнова И.В. дело № 12-156/2014 г.
РЕШЕНИЕ
24 июля 2014 года г. Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи областного суда
Коноваленко А.Б., при секретаре Маринченко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба на постановление судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 12 мая 2014 года, которым МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба ФИО1, поддержавшей жалобу, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 12 мая 2014 года МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть за осуществление деятельности с грубым нарушением требований или условий лицензии и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
В жалобе и в судебном заседании на приведенное выше постановление представитель МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба, не соглашаясь с выводами судьи, в том числе по объему вмененных юридическому лицу нарушений, указывая на суровость назначенного наказания и проведение мероприятий по устранению нарушений, просит постановление изменить, переквалифицировать действия на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает, что имеются основания для отмены постановления судьи и прекращения производства по делу за малозначительностью совершенного МБОУ СОШ пос. Дружба административного правонарушения, по следующим основаниям.
Согласно п. п. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями при осуществлении образовательной деятельности являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Между тем, основная образовательная программа МБОУ СОШ пос. Дружба 2011-2015 годов не соответствует ст. 12 названного федерального закона, поскольку не содержит обязательные согласно федерального государственного образовательного стандарта предметные области, включает в себя часть учебного плана адаптированной общеобразовательной программы. В школе реализуются адаптированные общеобразовательные программы, однако в нарушение приказа Министерства образования Калининградской области от 23.12.2008 года № 2728/1 «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях» отсутствуют педагог-психолог, учитель дефектолог. Учебные планы для специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах, противоречат приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 года № 29/2065 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Расписание уроков в классах, где обучаются, в том числе и ученики по специальным программам, не обеспечивает исполнения нормативных актов.
Согласно п. п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями при осуществлении образовательной деятельности являются наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Между тем, в нарушение ст. 46 названного Федерального закона образование Ш., имеющей диплом по специальности «Библиотековедение и библиография», квалификация «библиотекарь - библиограф», стаж педагогической работы 7 лет, не соответствует квалификационным требованиям учителя литературы.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя МБОУ СОШ пос. Дружба, Ш. вела уроки литературы в 5 классе в период с января по 31 мая 2014 года, была назначена на эту должность временно до выхода учителя русского языка и литературы из декретного отпуска, приказ по МБОУ СОШ пос. Дружба № от 06.01.2014 года.
В нарушение ст. 48 названного Федерального закона на момент проверки не было произведено повышение квалификации старшей вожатой Ж.
В нарушение приказов Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования», от 17.02.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования, от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования» материально-техническое обеспечение в МБОУ СОШ пос. Дружба имеется не в полном объеме. Так, не имеется материально-технического обеспечения для реализации тем по блоку «кулинария» по предмету «технология», что затрудняет реализацию практической части общей программы по данному предмету в полном объеме, а соответственно федерального компонента по предмету «технология». Материально-техническое обеспечение по предмету «физическая культура» представлено частично. Так, уроки физической культуры проводятся в спортивном зале, являющимся нежилым помещением общей площадью 396,9 кв.м., расположенном на первом этаже здания в <...> № Правдинского района, используемого МБОУ СОШ пос. Дружба на основании договора № от 02.12.2012 года, заключенного с администрацией МО «Правдинский район». При этом, данное нежилое помещение по указанному адресу осуществления образовательной деятельности не внесено в лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Выводы судьи о доказанности указанных выше нарушений МБОУ СОШ пос. Дружба лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются совокупностью доказательств исследованных судьей, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, а также документы, представленные МБОУ СОШ пос. Дружба в судебное заседание при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, об уровне образования, квалификации иных педагогических работников школы, суд считает, что имеются неустранимые сомнения в доказанности иных вмененных МБОУ СОШ пос. Дружба нарушений лицензионных требований: не соответствия квалификационным требованиям иных педагогических работников, отсутствия свидетельств о курсах повышения квалификации за последние пять лет, аттестации иных педагогических работников школы, указанных в постановлении, в связи с чем данные нарушения подлежат исключению из объема нарушений вмененных юридическому лицу.
Кроме того, подлежит исключению из объема нарушений, вмененных юридическому лицу, указание на то, что в отношении части работников, педагогическая работа которых на условиях почасовой оплаты составляет более 300 часов в год не составлены приказы о внутреннем совмещении; дипломы учителей технологии Д., учителя начальных классов О., учителя музыки Р. не легализованы в установленном порядке, поскольку как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении судьи не указана объективная сторона данных нарушений, не указаны фамилии работников, в отношении которых не составлены приказы о внутреннем совмещении; не указаны причины, в силу которых учителя Д., О., Р. не могут осуществлять свои должностные обязанности в МБОУ СОШ пос. Дружба.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Данная статья, исходя из ее содержания, предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от ответственности в случае малозначительности совершенного им административного правонарушения. При этом малозначительным административным правонарушением следует расценивать действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая изложенное, в том числе характер нарушений МБОУ СОШ пос. Дружба лицензионных требований, установленных по делу, которые не являются грубыми, суд считает, что деяние МБОУ СОШ пос. Дружба формально содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
В то же время с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд считает, что имелись предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения МБОУ СОШ пос. Дружба от административной ответственности и объявления ему устного замечания.
Приведенные выше обстоятельства судьей не были учтены при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем действия МБОУ СОШ пос. Дружба необоснованно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 данного Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Правдинского районного суда Калининградской области от 12 мая 2014 года в отношении МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, прекратить за малозначительностью.
Освободить МБОУ Средняя общеобразовательная школа пос. Дружба от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Судья: А.Б. Коноваленко