ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-156/2022 от 11.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0032-01-2022-001252-98

РЕШЕНИЕ

11 мая 2022 года г. Иркутск

Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Заблоцкая М.Н., с участием защитника Лычагиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБПОУ ИО ИТТРИС ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО1 от 25.02.2022 о привлечении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

25 февраля 2022 года старшим государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ГБПОУ ИО ИТТРИС, согласно которого учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ГБПОУ ИО ИТТРИС ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что штраф может быть заменен предупреждением по следующим основаниям: при проведении проверки инспектором не проверялось наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом, техникум обеспечивает постоянное наличие твердого мыла, жидкого мыла в дозаторах в санитарно-бытовых помещениях; административное правонарушение совершено впервые; умысел на совершение административного правонарушения отсутствует; отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и др.; отсутствует имущественный ущерб; выявленные нарушения техникумом устранены. Просила суд постановление должностного лица отменить, заменить штраф на предупреждение либо назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель жалобы – ФИО2 не присутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. При указанных обстоятельствах, суд находит возможным рассмотреть жалобу в отсутствии заявителя жалобы.

Защитник Лычагина Н.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, по доводам, изложенным в нем, суду пояснила, что проверка проводилась в техникуме в корпусе по <адрес>, г.Иркутска. В ходе проверки было установлено, что в санитарных комнатах отсутствуют мыло. Правонарушение совершили впервые, это не повлекло тяжких последствий, угрозы жизни и здоровью людей, в настоящее время все необходимое закупили и обеспечили данными средствами сотрудников.

Суд, выслушав защитника, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в полном объеме, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу ч. 2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах, с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно ч. 1 ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из постановления должностного лица и следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 17.01.2022 по 28.01.2022 в ГБПОУ ИО ИТТРИС по адресу: г. Иркутск, м/<адрес>Б, установлено, что работодатель не обеспечил выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств, следующим работникам: дворнику ФИО4 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии -100 мл; уборщику служебных помещений ФИО5 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; дворнику ФИО6 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; столяру ФИО7 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; повару ФИО8 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО9 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО10 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО11 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах).

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ГБПОУ ИО ИТТРИС по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Факт нарушения Учреждением требований трудового законодательства подтверждается имеющимися в деле доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № 38/12-2020-И/2018-11 от 22.02.2022, составленным в отношении ГБПОУ ИО ИТТРИС по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в котором зафиксированы обстоятельства совершения административного правонарушения;

- решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО12 о проведении плановой выездной проверки от 13.01.2022 № 38/12-147-И/2018-11 в отношении ГБПОУ ИО ИТТРИС по адресу: г. Иркутск, <адрес>А. Законный представитель ГБПОУ ИО ИТТРИС ФИО2 ознакомлена с указанным решением 13.01.2022;

- актом выездной проверки № 38/12-905-И/2018-11 от 28.01.2022, по результатам которой выявлены нарушения трудового законодательства, в том числе, ГБПОУ ИО ИТТРИС нарушены требования абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 Трудового кодекса РФ, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н, работодатель не обеспечил выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств, следующим работникам: дворнику ФИО4 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии -100 мл; уборщику служебных помещений ФИО5 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; дворнику ФИО6 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; столяру ФИО7 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах), регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл; повару ФИО8 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО9 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО10 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах); повару ФИО11 - мыло или жидкие моющие средства в том числе для мытья рук - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах);

- предписанием № 38/12-1093-И/2018-11 от 28.01.2022, согласно которому ГБПОУ ИО ИТТРИС установлен срок для устранения выявленных нарушений до 01.04.2022;

- личными карточками учета выдачи СИЗ работников ГБПОУ ИО ИТТРИС: ФИО8, ФИО6, ФИО13, ФИО7, ФИО14, ФИО9, ФИО4

Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит вину ГБПОУ ИО ИТТРИС в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, доказанной.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ГБПОУ ИО ИТТРИС возможности выполнить требования трудового законодательства, материалы дела не содержат и суду не представлены.

Таким образом, обоснованность привлечения ГБПОУ ИО ИТТРИС к административной ответственности сомнений не вызывает.

Доводы заявителя о замене административного штрафа предупреждением были предметом проверки должностного лица, им дана надлежащая оценка, с которой суд полностью соглашается.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Вместе с тем, имеются основания для снижения размера административного штрафа до минимального, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, другими сведениями суд не располагает, признание вины.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих административное наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела, суд считает возможным снизить до минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то есть до 130000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом, не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.

При таких обстоятельствах, постановление от 25.02.2022 подлежит изменению со снижением назначенного административного наказания в виде штрафа до 130000 рублей.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не нарушен, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ГБПОУ ИО ИТТРИС допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» ФИО2 оставить без удовлетворения.

Постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО1 от 25.02.2022 о привлечении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.

В остальной части постановление от 25.02.2022 о привлечении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья М.Н. Заблоцкая