ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-156/2022 от 24.02.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

19RS0-59

12-156/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

<адрес> Хакасия 24 февраля 2022 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Бубличенко Е.Ю.,

при секретаре ФИО4,

рассматривая в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 на постановление заместителя руководителя ФИО2 антимонопольной службы по <адрес> по делу .32.4-1128/2021 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – члена конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя ФИО2 антимонопольной службы по <адрес> по делу .32.4-1128/2021 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - член конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу, должностное лицо ФИО1 обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, указывая на признание вины, совершение правонарушения впервые и на то, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя конкурса.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В соответствии с ч.2 ст.25.1, ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В судебном заседании защитник ФИО5, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.

ФИО2 антимонопольной службы по <адрес>ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно доводов заявителя, указывая их на необоснованность. Полагал, что материалы дела содержат достаточные данные и доказательства вины должностного лица во вмененном административном правонарушении. Также указал на невозможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с Приказом Минсельхозпрода РХ N 140 от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыболовных участков, расположенных на территории Бейского и <адрес> Республики Хакасия, для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) и об утверждении конкурсной документации" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении конкурса (извещение на сайте http://torgi.gov.ru) по лотам N 1 - 19 размещены:

- ДД.ММ.ГГГГ извещение, конкурсная документация и информация в отношении 19 рыболовных участков, расположенных на территории Бейского и <адрес>ов Республики Хакасия, для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб);

- ДД.ММ.ГГГГ протокол N 1 вскрытия конвертов;

- ДД.ММ.ГГГГ протокол N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

- ДД.ММ.ГГГГ протокол N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

- ДД.ММ.ГГГГ опубликованы итоги конкурса.

Организатором торгов выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия

Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ФИО2 антимонопольной службы по <адрес> поступила жалоба ИП ФИО7 на действия комиссии организатора конкурса - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия при проведении указанного выше конкурса.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией ФИО2 антимонопольной службы по <адрес> в действиях организатора торгов - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и его комиссии выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно в части неправомерного допуска к участию в конкурсе ООО «Айсберг» по лотам ,3,4,6.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются, в частности, ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).

Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных Законом о рыболовстве другими ФИО2 законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Закона о рыболовстве).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора" (далее - Постановление N 264) утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства (далее - Правила) и Правила подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила заключения договора).

Абзацем 3 пункта 1 Правил предусмотрено, что конкурс проводится в отношении рыболовных участков, предусмотренных перечнем рыболовных участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации (далее соответственно - рыболовные участки, перечень рыболовных участков), утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с ФИО2 агентством по рыболовству.

В силу пункта 2 указанных выше Правил предметом конкурса (лотом) является право на заключение договора. Конкурс является открытым и проводится как в отношении рыбопромыслового участка, так и в отношении нескольких рыбопромысловых участков. Право на заключение договора на каждый из рыбопромысловых участков составляет отдельный лот.

Правила определяют общие положения, устанавливают требования к заявителям, извещениям о конкурсе, конкурсной документации, а также порядок подачи и рассмотрения заявок, их оценки и сопоставления.

Перечень сведений, обязательных к указанию в заявке, определен в пункте 27 Правил. Пунктом 28 Правил определяется перечень документов, прилагаемых к заявке.

Конкурсная документация содержит положения в соответствии с требованиями Постановления N 264.

Пунктом 27 Правил установлено, что заявка должна содержать:

а) для юридических лиц - наименование, адрес места нахождения, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер контактного телефона заявителя;

для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), номер контактного телефона;

б) предложение заявителя о размере платы за предоставление в пользование рыболовного участка, перечисляемой в соответствующий бюджет, - в случае признания его победителем конкурса;

в) сведения о количестве рыболовных участков для осуществления промышленного рыболовства и (или) сформированных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ рыбопромысловых участков для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, расположенных на территории 1 муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на которых заявитель последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, осуществлял рыболовство (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство);

г) сведения за последние 4 года и менее, предшествующие году проведения конкурса, о средневзвешенных показателях освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также рекомендуемых объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, выделенных заявителю для осуществления промышленного рыболовства на рыболовных участках и (или) промышленного или прибрежного рыболовства на сформированных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ рыбопромысловых участках, расположенных в том же районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов, что и рыболовный участок, выставляемый на конкурс (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство) (сведения подаются в произвольной форме);

д) сведения о нахождении или ненахождении заявителя под контролем иностранного инвестора - для юридического лица;

е) сведения о решении ФИО2 антимонопольной службы, оформленном на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, - для юридического лица в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении такого юридического лица установлен в порядке, предусмотренном ФИО2 законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";

ж) сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на береговых производственных объектах, позволяющих осуществлять переработку водных биологических ресурсов, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок (далее - рыбоперерабатывающий завод), за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса, в случае если этот период менее 4 лет (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство);

з) сведения о средней численности работников, каждый из которых работает у заявителя в течение 4 лет, предшествующих году проведения конкурса, имеет общий стаж работы у заявителя не менее 12 месяцев, зарегистрирован в муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство);

и) сведения о видах производимой заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на рыбоперерабатывающем заводе за последний год, предшествующий году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса, в случае если этот период менее года, в соответствии с перечнем видов такой продукции, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство и производивших указанную продукцию).

Данные требования указаны в пункте 13.3 Конкурсной документации.

Пунктом 28 Правил установлено, что к заявке прилагаются следующие документы:

б) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - в случае необходимости;

в) документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения о рыбоперерабатывающем заводе). Договор аренды в отношении рыбоперерабатывающих заводов должен быть заключен на весь срок действия договора. Если предметом конкурса является рыболовный участок, расположенный в акватории внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, указанные документы представляются в случае наличия у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод;

г) документы, подтверждающие внесение заявителем задатка.

Данные требования указаны в пункте 15 Конкурсной документации.

Согласно подп. «а» пункта 15 Правил, основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящих Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений.

Как следует из материалов дела, в заявках по лотам , 3, 4, 6 ООО «Айсберг» прилагает сведения о средней численности работников, за предшествующий календарный год - 2 человека, при этом значение данного показателя согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет - 1 человек.

В заявке ООО «Айсберг», в соответствии с требованиями подп. «з» п. 27 Правил, по пункту 9 "Сведения о средней численности работников, каждый из которых работает у заявителя в течение 4 лет, предшествующих году проведения конкурса, имеет общий стаж работы у заявителя не менее 12 месяцев, зарегистрирован в Бейском или <адрес> Республики Хакасия (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство) указано 2 человека.

В составе заявки ООО «Айсберг» представлены Сведения с ФНС по РХ от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указана численность - 2 человека. Согласно информации, представленной ФНС в адрес организатора торгов в соответствии с пунктом 28 (2) Правил указана численность - 2 человека.

В ходе проверки установлено, что в пункте 9 заявки сведения в отношении 2 работников являются недостоверными сведениями, поскольку установлено, что ранее ООО «Айсберг» рыболовство не осуществляло, о чем Общество самостоятельно указало в пункте 4 заявки "Сведения о количестве рыболовных участков, на которых заявитель последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, осуществлял рыболовство (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство)", а также в связи с отсутствием в составе заявки документов, подтверждающих информацию о наличии участков, на которых Обществом осуществлялось рыболовство.

С учетом установленного административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку сведения, указанные в заявке ООО «Айсберг» о средней численности работников, осуществлявших ранее рыболовство, являются недостоверными сведениями, то действия организатора торгов и его комиссии по допуску к участию в конкурсе ООО «Айсберг» нарушают подп. «а» п. 15 Правил.

Решением комиссии ФИО2 антимонопольной службы по <адрес>.1-948/2021 от ДД.ММ.ГГГГ организатор конкурса и его комиссия признаны нарушившими подпункт а) пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N 264. Предписание не выдавалось, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителей конкурса по лотам N 2, 3, 4, 6.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье, лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

На основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является членом комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыболовных участков на территории Республики Хакасия для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод РФ (за исключением внутренних морских вод РФ и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб).

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению от ДД.ММ.ГГГГ подписан, в том числе членом комиссии ФИО1

Исходя из приведенных выше требований действующего законодательства, административный орган пришел к выводу о том, что должностным лицом – членом комиссии организатора торгов ФИО1 ООО «Айсберг» допущено к участию в конкурсе в нарушение требований действующего законодательства.

Указанные обстоятельства дела и вина должностного лица ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: жалобой ИП ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, конкурсной документацией, утв. ДД.ММ.ГГГГ, протоколом , протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, заявками ООО «Айсберг» лот ,3,4,6, решением УФАС по РХ по жалобе .1-948/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении .32.4-1128/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором достаточно подробно изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и иными материалами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела.

Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что имеются неоспоримые доказательства и достаточные данные для установления в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами у суда не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу должностного лица, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Между тем, с учетом всех обстоятельств данного дела, суд полагает возможным признать совершенное должностным лицом ФИО1 правонарушения малозначительным и освободить ее от административной ответственности по следующим основаниям.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Конкретные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ненадлежащее исполнение должностным лицом обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства лишь формально содержит признаки состава административного правонарушения, негативные последствия отсутствуют, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителей конкурса по лотам N 2, 3, 4, 6.

Исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае возбуждением и рассмотрением дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, а применение меры административного наказания в виде административного штрафа будет носить для ФИО1 неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения, и являющийся для нее значительным, в связи с чем объявление ФИО1 устного замечания будет являться в данном случае необходимым и достаточным для нее негативным последствием.

Учитывая указанное, в данном случае имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Изложенное в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления и прекращение производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя ФИО2 антимонопольной службы по <адрес> по делу .32.4-1128/2021 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – члена конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по данному делу прекратить, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения.

Объявить должностному лицу - члену конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Ю. Бубличенко