Дело № 12-22/2021
РЕШЕНИЕ
18 марта 2021 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Корчева А.С., с участием защитника ООО «<данные изъяты>» ФИО3, представителей территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области ФИО4, ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 от 09 ноября 2020 года о привлечении
Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес> ИНН №,
к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,
установил:
03 ноября 2020 года государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 в отношении ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе в порядке пересмотра генеральный директор ООО «<данные изъяты>» не соглашается с указанным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку были допущены существенные нарушения при проведении измерений весового контроля, что подтверждается постановлением СЗМТУ Росстандарта в отношении ГОКУ «<данные изъяты>», проводившим измерение весового контроля, о привлечении Учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», имевшие место 15 сентября 2020 года. На основании акта взвешивания Общество и было привлечено к административной ответственности.
Изучив материалы дела, судья считает, что ООО «<данные изъяты>» не пропущен срок обжалования постановления.
В судебном заседании защитник ООО «<данные изъяты>» доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Законный представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, судья счел возможным рассмотреть дело без его участия.
Представители территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора в судебном заседании полагали, что постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что 15 сентября 2020 в 15 часов 09 минут на посту контроля СПВК-1 (Великий Новгород), расположенном на <адрес><адрес>, выявлено движение тяжеловесного транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № под управлением водителя ФИО2, с превышением установленных весовых параметров на величину более 10, но не более 20 % без специального разрешения, чем нарушена ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 15 сентября 2020 года № 118, фактическая масса транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № с прицепом (полуприцепом), государственный регистрационным знаком № составила 42230 кг при разрешенной 44000кг, фактическая масса на 5 ось транспортного средства с односкатными колесами, входящую в третью группу осей составила 8490 кг при разрешенной массе 7500 кг, превышение составило 13,2%, фактическая масса на третью группу осей с односкатными колесами составила 25000 кг при разрешенной массе 22500кг, превышение составило 11,1 %.
Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению должностным лицом ТОГАДН по Новгородской области в отношении перевозчика - юридического лица ООО «<данные изъяты>» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и привлечению к административной ответственности за данное правонарушение.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Выводы о виновности ООО «СитиКом» основаны, в том числе на сведениях, зафиксированных в акте № 118 от 15 сентября 2020 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, который подлежит оценке на предмет соблюдения требованиям закона при его составлении, то есть непосредственно самой процедуры взвешивания.
Приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (действовавшему на момент административного правонарушения), согласно которому СПВГК и АПВГК организуются владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами (далее - оператор СПВГК и оператор АПВГК соответственно) и должны быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения (п. 5).
По результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).
При измерении габаритных параметров, общей массы, нагрузки на одиночную ось, группу осей учитываются требования описания к свидетельству об утверждении типа средства измерения, инструкции по эксплуатации соответствующего весового оборудования и обязательные метрологические требования, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Ввиду несогласия ООО «<данные изъяты>» с процедурой взвешивания, произведенного сотрудниками ООО «<данные изъяты>» (владельцем автомобильной дороги), которые производили взвешивание на основании соглашения, заключенного между Северо-Восточным МУГАДН и ГОКУ «<данные изъяты>» 05 февраля 2018 года, 15 сентября 2020 года в 15 часов 09 минут, им была подана жалоба в Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Росстандарта, по итогам рассмотрения которой, административный орган пришел к выводу, что 15.09.2020 на весовой площадке передвижного пункта весового контроля, расположенного по адресу: <адрес>, подъезд к промышленной зоне железнодорожной <адрес> (км. 0+650), Учреждение произвело выполнение измерений по определению массы автотранспортного средства СКАНИЯ С824РС53, принадлежащего Обществу, и его осевой нагрузки на дорожное полотно при поосном способе взвешивания с нарушениями обязательных требований аттестованной методики измерений «ГСП. Нагрузки на оси, группы осей и масса автодорожных транспортных средств при поосном взвешивании в статическом режиме. Методика измерений» и руководства по эксплуатации на «Весы автомобильные электронные портативные ВА-П», в части требований по оценке отклонения площадки от плоскости, не горизонтальности и оценке превышения одной грузоприемной платформы над другой, чем были нарушены требования части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
В силу основных понятий, приведенных в статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средством измерений является техническое средство, предназначенное для измерений; поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям; методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Для произведения взвешивания Учреждением 15 сентября 2020 года использовались весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской № 10-28511 (паспорт на «Весы автомобильные электронные портативные ВА-П», свидетельство о поверке от 06.05.2020 № 0073669 со сроком действия до 05.05.2021).
В приложении к свидетельству RU.C.28.004.A № 42110 об утверждении типа средств измерений (описание типа средства измерений) на Весы автомобильные электронные портативные ВА-П, указаны методики (методы), по которым следует производить измерения:
- раздел 2 руководства по эксплуатации на «Весы автомобильные электронные портативные ВА-П»;
- аттестованная методика измерений «ГСИ. Нагрузки на оси, группы осей и масса автодорожных транспортных средств при поосном взвешивании в статическом режиме. Методика измерений» (далее по тексту - Методика).
Согласно требованиям пунктов 7.2 - 7.5 раздела 7 Методики с изменениями № 1 и 2 и требованиям пункта 2.1.4 раздела 2 руководства по эксплуатации на «Весы автомобильные электронные портативные ВА-П» весы должны быть установлены на плоскую горизонтальную недеформируемую поверхность. Перед весами и после них необходимо иметь прямолинейные участки дороги длиной, равной или большей длине взвешиваемого транспортного средства.
Для оценки отклонения площадки установки грузоприемного устройства весов от плоскости используется линейка поверочная лекальная ЛД, например Госреестр СИ РФ №3461-73, и линейка металлическая с ценой деления 1мм или аналогичные средства измерений. Отклонение от плоскости не должно превышать ±2мм. Общий уклон места расположения грузоприемного устройства весов и прямолинейных участков примыкающих путей не должен превышать 5%.
Превышение одной грузоприемной платформы над другой необходимо проверять при помощи линейки (щупа) и уровня (другой линейки с ровной поверхностью) длиной не менее 2,5 метра. Просвет между поверхностью уровня (линейки) и грузоприемной платформы не должен превышать 3 мм.
Поверхность площадки под весы должна быть очищена от грунта, мусора и щебня. Несущая способность покрытия площадки должна быть не менее 150-200 кг/см 2(~15-20 МПа). Это означает, что весы следует устанавливать только на площадке из монолитного бетона класса не ниже В20 по ГОСТ 26633-91, асфальтобетона типов ЩМА или на дорожных плитах.
Невыполнение требований аттестованных методик (методов) измерений и применение средств измерений, с нарушениями обязательных требований к условиям их эксплуатации не гарантирует необходимую точность при весогабаритном контроле транспортных средств.
Таким образом, при установке весов, Учреждением не были выполнены требования раздела 7 Методики и раздела 2 руководства по эксплуатации на «Весы автомобильные электронные портативные ВА-П» в части требований к покрытию площадки для установки весов, оценки отклонения площадки от плоскости, не горизонтальности и оценки превышения одной грузоприемной платформы над другой, что также подтверждается и представленной видеозаписью процедуры взвешивания.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что 15 сентября 2020 года превышение транспортным средством – <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением ФИО2, установленных ограничений по нагрузке на ось выявлено и зафиксировано с нарушением обязательных нормативных требований, потому акт от 15 сентября 2020 года № 118 является недопустимым доказательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствие объективных данных, свидетельствующих о превышение нагрузки на оси, не позволяет сделать вывод о совершении административного правонарушения ООО «<данные изъяты>», предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Каких-либо иных доказательств административным органом представлено не было, судьей исследовано не было.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
При таких обстоятельства постановление должностного лица ТОГАДН по Новгородской области, вынесенное в отношении ООО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление №53000000645, вынесенное 09 ноября 2020 года государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд.
Судья А.С. Корчева