Дело №12-157/12
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2012 года г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области
В составе:
председательствующего судьи Громоздиной Г.Ф.
при секретаре Аминовой З.М.,
с участием защитника ФИО1 – Черниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Алкомаркет «Русский градус» - ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Существо административного правонарушения заключается в том, что ООО «Алкомаркет «Русский Градус» арендует в двухэтажном здании, расположенном по адресу: <адрес>, помещение первого этажа. При этом слева от входа в здание размещена вывеска с наименованием организации и режимом работы магазина, на здании размещены светящиеся конструкции над входом в здание из букв «Алкомаркет» и по краю крыши «Русский градус». Рассматриваемая информация «Алкомаркет», размещенная над входом в здание и информация «Русский градус», размещенная на крыше того же здания адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечении внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является продавец товара – ООО «Алкомаркет «Русский градус». Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой. ООО «Русский градус» является продавцом алкогольной продукции, о чем свидетельствует лицензия <адрес> рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ, которая разрешает ООО «Алкомаркет «Русский градус» осуществлять розничную продажу алкогольной продукции. Согласно перечню обособленных подразделений № от ДД.ММ.ГГГГ к лицензии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, находится «Алкомаркет «Русский градус», в котором осуществляется реализация алкогольной продукции – спиртных напитков и вина. Следовательно, реклама продавца алкогольной продукции – ООО «Алкомаркет «Русский градус», в данном случае явно относится к товару (алкогольной продукции), в отношении рекламы которого ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения. Таким образом, в данном случае, требования статьи 21 ФЗ «О рекламе» распространяются на рекламу продавца алкогольной продукции - ООО «Алкомаркет «Русский градус». В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
ФИО1 подала жалобу на постановление с просьбой о его отмене и прекращении административного производства по делу на том основании, что указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не может рассматриваться в качестве рекламы. Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Вывеска ООО «Алкомаркет «Русский градус», расположенная над входом в здание по адресу: <адрес> соответствует требованиям законодательства о защите прав потребителей и не имеет никакого отношения к рекламе. Из вышеизложенного следует, что выводы ответчика о том, что информация, расположенная по адресу: <адрес> является рекламой не соответствует фактическим обстоятельствам дела, противоречат действующему законодательству и являются незаконными.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Черникова Е.М. настаивала на удовлетворении жалобы.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО2 в судебном заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поступил отзыв о рассмотрении жалобы без его участия.
Суд, выслушав защитника ФИО1 – Черникову Е.М., исследовав административный материал, пришел к следующему:
Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.2 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ).
Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ установлено, что рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются
В соответствии с пп.3 п.2 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ недобросовестности признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничении, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (пп. 5 п.2 ст. 21 ФЗ от 13.03.2006 г. №38-ФЗ).
Из материалов дела следует, что перед входом в здание на первом этаже возле двери имеется табличка с наименованием ООО «Алкомаркет «Русский градус», адресом и режимом работы магазина, над входом имеется конструкция с буквами «Алкомаркет», выше на крыше конструкция со словами «Русский градус». ООО «Алкомаркет «Русский градус» занимает помещения на первом этаже здания по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, табличка с наименованием ООО «Алкомаркет «Русский градус», а также конструкция «Алкомаркет» действительно информируют о расположении организации и месте входа, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что данные объекты составляют вывеску общества.
Статья 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Согласно статье 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в частности путем его указания на вывесках.
Статьи 1538 и 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют за юридическим лицом такие же права в отношении такого объекта интеллектуальной собственности, как коммерческое обозначение.
Наименование юридических лиц служит необходимым средством индивидуализации юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
К данным сведениями не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следовательно, решение вопроса об отнесении размещенной на здании информации к вывеске следует принимать с учетом ее целевого назначения и обстоятельств размещения на здании. Так, отвечают целям обозначения места входа и нахождения организации и должны признаваться вывеской, вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание.
Данной позиции придерживается и Федеральная антимонопольная служба РФ. Так, в своем письме от 16 марта 2006 года №АК/3512, пункт 4, она указывает, что Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по мнению ФАС России отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 24 января 2011 года №АК/1829 указано, что «системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. Одновременно обращено внимание территориальных органов, что в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 г. №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Таким образом, размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте их осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает. Позиция ФАС России поддерживается арбитражными судами (постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 01.10.2009 г по делу №А45-19222/2008, ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 г. по делу №А12-20100/2008, ФАС Уральского округа от 13.04.2009 г. № Ф09-2073/09-С1)».
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ подлежит отмене ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Алкомаркет «Русский градус» - директора ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и прекратить производство по делу.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Громоздина Г.Ф. Решение вступило в законную силу 29.12.2012 г.