ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/18 от 23.08.2018 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

23 августа 2018 года г. Нижний Новгород

Судья Московского районного суда г. Н. Новгорода Лопатина И.В. рассмотрев дело об административном правонарушении

по жалобе АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова»

на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 29 мая 2018 года о привлечении к административной ответственности АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

с участием представителя заявителя ФИО1, представителя старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 29 мая 2018г. № * АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Московский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой, в которой просит отменить постановление от 29 мая 2018г., полагая его незаконным и необоснованным в части составления формы отчета. Также полагают, что отсутствие по объективным причинам, не зависящим АО «ОКБМ Африкантов», паспортов на опасные отходы повлекло за собой всю цепочку выявленных в ходе проверки нарушений. Так как для изготовления проекта нормативов образования и лимитов на размещение необходим комплект документов, в том числе паспорт на опасный отход, а так же договор на утилизацию (размещение) отхода, который так же невозможно заключить без паспорта на опасный отход. Кроме того, учитывая исключительные обстоятельства в виде финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица и характера совершенного правонарушения, а также отсутствие негативных последствий, на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ просит размер штрафа установить менее установленного минимального размера санкции ст.8.2 КоАП РФ, а именно в сумме 50 000 руб.

Представителю АО «ОКБМ Африкантов» - ФИО1 (по доверенности) разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ. Отводов не заявлено. В судебном заседании представитель АО «ОКБМ Африкантов» доводы жалобы поддержала.

Представитель департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу ФИО2, поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, из которых следует, что в результате проведения плановой выездной проверки Департаментом Росприроднадзора по ПФО в отношении АО «ОКБМ им. Ц.И. Африкантова» был составлен акт проверки с выявленными нарушениями. Заявитель был привлечен к административной ответственности то ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Заявитель в ходе проведения проверки предоставил Департаменту документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2016-2017 гг., данные учета отходов за 2017 г., статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) и другие документы. В соответствии с ПНООЛР на АО «ОКБМ Африкантов» образуется 123 вида отходов I- V классов опасности, из них: I класса опасности - 4 вида отхода, II класса опасности - 21 вид отходов, III класса опасности - 30 видов отходов; IV класса опасности - 37 видов отходов; V класса опасности - 31 видов отходов. Согласно представленному техническому отчету Заявитель превысил годовые нормативы образования отходов по отходам II - IV классов опасности на общую массу 60, Э52 тонн отходов (то есть 60 952 кг химических опасных отходов для здоровья людей и окружающей среды), а именно: отходы меди сернокислой 5-водной при технических испытаниях и измерениях (код по ФККО (2016г.) 941 403 21 41 2) - на 0,018 т; лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием алюминия, цинка и меди (код по ФККО (2017г.) 462 011 12 20 3) - на 3,703 т; отработанные фиксажные растворы (код по ФККО (2017г.) 307 112 10 00 0) - на 1,45 т; отходы из жироотделителей, содержащие растительные жировые продукты (код по ФККО (2017г.) 301 148 01 39 4) - на 7,2 т; шлак сварочный (код по ФККО (2014г.) 919 100 Э2 20 4) - на 1,411 т; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15 % (код по ФККО (2014г.) 361 222 02 31 4) - на 47,17 т., что является нарушением п. 3 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ; п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Также АО «ОКБМ Африкантов» образовало отходы, не включенные в ПНООЛР и присутствии нормативов образования отходов I-IV класса опасности. Общая масса отходов составила 11,9075 тонн (то есть 11907,5 кг).

Из представленных в ПНООЛР на 15 видов отходов II-IV классов опасности паспорта и материалы паспортизации вообще не были представлены Департаменту Росприроднадзора по ПФО, что является нарушением ч.2, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712.

Доводы о том, что Заявитель предпринял все необходимые действия для получения паспортов на отходы II-IV классов опасности, необоснованны. У Заявителя было достаточно времени, чтобы сделать паспорта на те отходы, которые указаны в ПНООЛР. Согласно статистическому отчету по форме 2-ТП (отходы) в 2017 году в АО «ОКБМ Африкантов» образовалось 4573,942 тонн отходов, в том числе I класса опасности - 9,416 тонн; II класса опасности - 2,802 тонны; III класса опасности - 21,974 тонн; IV класса опасности - 517,4 тонн; V класса опасности - 4022,4 тонны.

Согласно данному отчету и данным первичного учета в области обращения с отходами, информация представлена искаженной и не в полном объеме. Порядок представления статистической отчетности, предусмотренной ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон), установлен Приказом.

Заслушав мнение представителя заявителя, представителя старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО2, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Как усматривается из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу с 16 апреля по 16 мая 2018 года была проведена плановая комплексная выездная проверка, с целью соблюдения АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки было выявлено, что администрацией указанного предприятия нарушаются нормы статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно: в 2017 году превышены нормативы образования отходов, надлежащим образом не организована работа по оформлению необходимой документации, а именно: в действующем Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствуют 16 видов отходов, которые были обнаружены при проведении проверки, отсутствуют паспорта и материалы паспортизации на 15 видов отходов II - IV классов опасности, представлен статистический отчет по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год в искаженной форме и не в полном объеме.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в Акте проверки N * от 16 мая 2018 года.

На основании вышеуказанного акта 18 мая 2018 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ПФО составлен протокол об административном правонарушении N * за нарушение: 1) п. 3 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ; п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

2) ч. 2-5 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, п. 3 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

3) ч.2, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712;

4) ч.2 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 29 мая 2018г. * ФИО3 АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Виновность АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» подтверждается материалами дела: актом проверки от 16.05.2018г. № *., протоколом об административном правонарушении от 18.05.2018г. № * статистическим отчетом по форме № 2-ТПчто является административным правонарушением.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела по существу, фактические обстоятельства дела установлены и исследованы полно и объективно. Факт совершения АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтвержден совокупностью представленных доказательств.

Вина АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» установлена собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.2, 26.7, 26.11 КоАП РФ, подробно изложенными в постановлении должностного лица, их правильность сомнений не вызывает.

Довод заявителя о том, что в действиях АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» отсутствует событие административного правонарушения, выразившееся в предоставлении отчета с искаженной информацией и не в полном объеме, не находит своего подтверждения. Данный довод отмену либо изменение постановления не влечет, кроме того он являлся предметом рассмотрения должностного лица, в постановлении ему дана надлежащая правовая оценка, выводы должным образом мотивированы, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В ходе проверки АО «ОКБМ Африкантов» был представлен статистический отчет по форме *- (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления» за 2015 - 2017 года.

Согласно данному отчету и данным первичного учета в области обращения с отходами информация представлена искаженной и не в полном объеме, а именно:

не показано образование, использование, обезвреживание и размещение отходов I класса опасности - ртуть металлическая (код по ФККО - 353 000 00 00 00 0);

не показано образование, использование, обезвреживание и размещение 13-и отходов II класса;

не показано образование, использование, обезвреживание и размещение 8-и отходов III класса;

не показано образование, использование, обезвреживание и размещение 8-и отходов IV класса опасности;

не показано образование, использование, обезвреживание и размещение 7-и отходов V класса опасности

вместо конкретных отходов указаны группы, подгруппы и блоки: лабораторные отходы и остатки химикалиев (железо хлорное 6-водное) (код по ФККО (2017г.) 941 000 00 00 0), лабораторные отходы и остатки химикалиев (калий двухромовокислый) (код по ФККО (2017г.), лабораторные отходы и остатки химикалиев (медь сернокислая 5-водная) (код по ФККО (2017 г. 941 000 00 00 0); лабораторные отходы и остатки химикалиев 2 кл. (код по ФККО (2017г.) 941 000 00 00 0); отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств (код по ФККО (2017г.) 363 485 00 00 0) и др.,

отход IV класса опасности: отходы сульфатов, нитратов, хлоридов натрия, калия и железа в смеси при технических испытаниях и измерениях (код по ФККО 9 41 491 11 4) помещен в paздел отходов III класса опасности, в связи с чем, искажена информация общего образования отходов III и IV классов опасности.

Данные нарушения какими-либо допустимыми и относимыми доказательствами со стороны заявителя не опровергнуты.

Оснований для исключения данного нарушения судом не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» заключается в невыполнении норм природоохранного законодательства при наличии такой возможности.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Довод жалобы о применении положений ст. 2.9. КоАП РФ и снижении размера наказания суд также находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, его направленности (отношения в сфере охраны окружающей природной среды), роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий основания для признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Наказание назначено должностным лицом в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения - административный штраф в минимальном размере.

Согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, а также части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Суду не были представлены документы об имущественном и финансовом положении АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова». В связи с этим также отсутствуют основания для рассмотрения вопроса о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.

Суд не находит оснований для отмены постановления должностного лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1, 2, ст. 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу № * от 29 мая 2018 года о привлечении к административной ответственности АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ - оставить без изменения, а жалобу АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: И.В. Лопатина