ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/20 от 08.09.2020 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-157/2020

64RS0044-01-2020-002401-86

Решение

08 сентября 2020 года г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Хисяметдиновой В.М., при секретаре Анисян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Газтехмонтаж» Макаровой Ю. С. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области от 14 апреля 2020 года в отношении должностного лица – руководителя общества с ограниченной ответственностью «Газтехмонтаж» Макаровой Ю. С. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса Актаева А.Ж.
№ 511 от 14.04.2020 руководитель ООО «Газтехмонтаж» Макарова Ю.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, ликвидатор ООО «Газтехмонтаж» Макарова Ю.С. обратилась с жалобой, в которой просит отменить названное постановление. Также заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления.

В судебное заседание Макарова Ю.С., представитель МРИФНС России №19 по Саратовской области не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены в установленном законом порядке, причины неявки не известны.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела усматривается, что копия обжалуемого постановления была получена заявителем 30.04.2020, жалоба подана 02.06.2020.

Сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

В рассматриваемом случае имеются основания для вывода о том, что срок обжалования пропущен по уважительной причине, в связи с чем суд считает возможным восстановить Макаровой Ю.С. срок на обжалование постановления от 14.04.2020.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как усматривается из представленных материалов, должностным лицом - начальником Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области было установлено, что 17.05.2019 в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ООО «Газтехмонтаж» было установлено, что постоянно действующий исполнительный орган юридического лица не находится в по адресу, указанному в учредительных документах: <адрес>. 22.05.2019 в адрес ООО «Газтехмонтаж», его руководителя, учредителей направлено уведомление об обязанности сообщить в регистрирующий орган сведения о юридическом лице или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений в ЕГРЮЛ в течение 30 дней. В связи с тем, что по истечении 30 дней руководитель юридического лица Макарова Ю.С. не представила сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО «Газтехмонтаж», должностным лицом сделан вывод о виновности директора юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.

Лица, уполномоченные быть заявителями при изменении сведений о юридическом лице, перечислены в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К ним относятся руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель или учредители юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2019 по делу №А57-24712/2019 признано недействительным решение (запись) Межрайонной ИФНС России
№ 19 по Саратовской области о недостоверности сведений в адресе (месте нахождения) ООО «Газтехмонтаж» № 2196451298074 от 02.07.2019. На Межрайонную ИФНС России
№ 19 по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения прав
ООО «Газтехмонтаж».

Указанным судебным актом установлено, что ООО «Газтехмонтаж» зарегистрировано в качестве юридического лица <Дата> с присвоением основного государственного регистрационного номера <№> с указанием адреса юридического лица – <адрес>. Запись об адресе юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 21.03.2019.

17.05.2019 должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области составлен протокол осмотра объекта недвижимости на предмет нахождения по адресу: <адрес> ООО «Газтехмонтаж».

Протоколом от 17.05.2019 зафиксировано, что по адресу: <адрес>, вывеска с наименованием и почтовый ящик, связь с юридическим лицом отсутствует.

22.05.2019 в адрес учредителя, руководителя общества и по юридическому адресу заявителя Межрайонной ИФНС России № 19 по <адрес> направлено уведомление <№> о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица.

Уведомления направлены на следующие адреса: - ООО «Газтехмонтаж»: <адрес>, - руководитель Общества Макарова Ю.С.: <адрес>, - учредитель Общества Макаров Н.Г.: <адрес>.

На основании проведенной проверки 02.07.2019 Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области внесена запись в ЕГРЮЛ <№> о недостоверности сведений об адресе ООО «Газтехмонтаж».

В соответствии с пунктом 18 Приложения №1 к Приказу от 11.02.2016 в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных, в том числе, подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ (адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона №129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона №129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Сведения о добровольной ликвидации Общества отражены в ЕГРЮЛ с 15.02.2018. 20.05.2019 в ИФНС был представлен ликвидационный баланс общества.

Налоговым органом не направлялось уведомление о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица по адресу места регистрации ликвидатора.

В силу ч.4 ст.62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Адрес для направления корреспонденции ликвидатору указан официально в «Вестнике государственной регистрации» часть 1 №8(673) от 28.02.2018/846: <адрес>. По указанному адресу налоговый орган уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений относительно адреса юридического лица не направлял. Налоговый орган, включая сведения о недостоверности адреса юридического лица, тем самым преследовал цель на принудительную ликвидацию общества, при наличии процедуры добровольной ликвидации, что недопустимо.

Постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2019 оставлено без изменения. При этом указано также, что на дату произведенного Инспекцией осмотра 17.05.2019 Общество могло не находится по названному адресу, т.к. приняло решение о добровольной ликвидации Общества 05.02.2018, а сведения о том, по какому адресу следует направлять корреспонденцию ликвидатору, указаны официально в «Вестнике государственной регистрации» часть 1 № 8 (673) от 28.02.2018/846: <адрес>. Установление налоговым органом факта отсутствия
ООО «Газтехмонтаж» по адресу места нахождения в ходе осмотра, проведенного должностными лицами Межрайонной ИФНС России по Саратовской области – 17.05.2019, суд апелляционной инстанции не признал достаточным доказательством, поскольку осмотр позволяет установить отсутствие юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, только на конкретную дату и не свидетельствует о невозможности осуществления связи с ним и его отсутствии по указанному адресу до момента принятия решения о добровольной ликвидации.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2020 вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения.

Установленные вышеприведенными судебными актами обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.

Поскольку как на момент проверки 17.05.2019, на дату совершения вменяемого правонарушения, так и на дату вынесения обжалуемого постановления полномочиями по управлению делами юридического лица обладал его ликвидатор, которому уведомление о необходимости сообщить в регистрирующий орган сведений о юридическом лице, не направлялось, при осведомленности ИФНС о процедуре добровольной ликвидации юридического лица, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях руководителя
ООО «Газтехмонтаж» состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких обстоятельствах постановление начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области от 14.04.2020 в отношении должностного лица – руководителя общества с ограниченной ответственностью «Газтехмонтаж»
Макаровой Ю.С. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области от 14 апреля 2020 года в отношении должностного лица – руководителя общества с ограниченной ответственностью «Газтехмонтаж» Макаровой Ю. С. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья В.М. Хисяметдинова