ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/2018 от 05.06.2018 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-157/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

05 июня 2018 года судья Лысьвенского городского суда Пермского края Киселёва Т.А., при секретаре Шаравиной Н.М.,

с участием представителя юридического лица ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе Фонда социальных инициатив на постановление мирового судьи судебного участка Лысьвенского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Лысьвенского судебного района Пермского края Фонд социальных инициатив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

В жалобе на указанное постановление представитель Фонд социальных инициатив ФИО6 просит его отменить. В обоснование ссылается на то, что нарушен порядок проведения проверки в отношении Фонда, проверка была назначена в отношении иного юридического лица, что не учтено мировым судьей. Помимо того, мировым судьей не дана оценка представленным в дело доказательствам, подтверждающим целевой характер использования денежных средств, расходование которых было согласовано с администрацией города Лысьвы. Кроме того, мировым судьей не установлен умысел на совершение правонарушения. Считает вывод мирового судьи о невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, несостоятельным, поскольку вмененный ущерб явно не относится к существенным угрозам, охраняемым общественным отношениям.

Представитель Фонда социальных инициатив ФИО7 в судебном заседании жалобу поддержал по указанным в ней доводам.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, проверив доводы жалобы, исследовав доказательства, прихожу к следующим выводам.

Так, согласно ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу абз. 3 п. 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления субсидий из местного бюджета иным некоммерческим организациям устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.

Постановлением администрации города Лысьвы Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета Лысьвенского городского округа некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, на проведение мероприятий, направленных на социально-культурную реабилитацию.

Согласно п. 1.2, п. 3.1. Порядка субсидии предоставляются некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, зарегистрированным в установленном порядке в соответствующих государственных органах и осуществляющим деятельность на территории Лысьвенского городского округа, на основании договора о предоставлении субсидий, заключенного с администрацией города Лысьвы.

Согласно п. 1.3 Порядка субсидии за счет средств бюджета Лысьвенского городского округа некоммерческим организациям носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Пунктом 4.2 Порядка предусмотрена ответственность получателя субсидий за целевое использование субсидии, качественное и своевременное составление отчетности и достоверность представляемых сведений в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 4.5 Порядка контроль за целевым использованием субсидии осуществляют в том числе органы муниципального финансового контроля.

Как следует из материалов дела, Фонд социальных инициатив является некоммерческой организацией, созданной в целях предоставления услуг в области культуры, просвещения и т.п. Юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-52, 74-89).

В ДД.ММ.ГГГГ годах Фонду социальных инициатив из бюджета Лысьвенского городского округа было выделено субсидий на общую сумму 1 231 109 руб. 08 коп., в том числе: на основании договоров о предоставлении субсидий на реализацию социальных проектов и на проведение мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ - 56000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ – 50000 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 40 000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ – 90910 руб., от ДД.ММ.ГГГГ – 60 000 руб.

Согласно п.3.3.1 договоров о предоставлении субсидий на реализацию социальных проекта по итогам конкурса социальных проектов Получатель субсидии обеспечивает целевое использование полученных от Заказчика средств субсидии в соответствие с бюджетом проекта согласно приложению 1 к договору и картой проекта согласно приложению 2 к договору.

Согласно п. 1.2 договоров о предоставлении субсидий на проведение мероприятий денежные средства, переданные Получателю, используются в соответствии с планом-сметой мероприятий (приложение 1 к договору) и расчетом сметы расходов (приложение 2 к договору).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой Лысьвенского городского округа на основании решений о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий в Фонде социальных инициатив. В ходе проверки выявлено нецелевое использование юридическим лицом предоставленных в ДД.ММ.ГГГГ годах субсидий на общую сумму 36 055 руб. 02 коп., в том числе:

- 4470 руб. 20 коп. - по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на организацию деятельности клуба «<данные изъяты>», ансамблей «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», организацию мероприятий;

- 17970 руб. - по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на выполнение работ по реализации проекта «<данные изъяты>»;

- 11 976 руб. 17 коп. - по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на организацию деятельности ансамблей «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>»;

- 0,65 руб. - по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на организацию издания путеводителя и, организацию и проведение мероприятий празднования Октябрьской революции;

- 1638 руб. - по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на организацию деятельности ансамбля «<данные изъяты>», деятельности Фонда и издание общественной газеты «<данные изъяты>».

Указанные обстоятельства подтверждается имеющимися в деле и полученными с соблюдением установленных процессуальных требований доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в котором представитель юридического лица, не оспаривая вину, просил прекратить дело за малозначительностью (л.д.2-7), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями (л.д.8-31,90-94, 167-169), копиями договоров о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-49), свидетельством о постановке на налоговый учет (л.д.49), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.50-53), планом проверки Контрольно-счетной палаты Лысьвенского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-69), Уставом Фонда социальных инициатив (л.д.74-89), требованием о возврате субсидий (л.д.95-99), выпиской по расчетному счету (л.д. 100-115), бухгалтерской справкой о расходовании субсидии (л.д.171).

Помимо того, свидетель ФИО8 подтвердила, что в ходе проверки Фонда социальных инициатив был выявлен факт нецелевого использования субсидий, данный факт подтверждался документально. После выявления нарушений, сотрудники Фонда стали представлять документы, якобы подтверждающие целевой характер расходов, однако, таких расходов в отчетах юридического лица не было указано ранее, и такие расходы не были утверждены администрацией города Лысьвы.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Выводы судьи мотивированы, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности юридического лица в его совершении, его действия верно квалифицированы по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы не влекут отмену постановленного судебного акта.

Довод жалобы о нарушении порядка проведения проверки юридического лица был предметом оценки мирового судьи. Мировым судьей были обоснованно отвергнуты доводы о том, что решений о проведении проверки в отношении Фонда социальных инициатив не было принято.

Действительно, согласно имеющемуся в деле плану работы Контрольно-счетной палаты Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ год запланировано проведение проверки в отношении ОО Фонда социальных инициатив. Однако, ввиду ошибочности указания наименования юридического лица в данный план ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, наименование юридического лица указано как Фонд социальных инициатив. Доводы жалобы в этой части надуманы, поскольку доказательств того, что на территории Лысьвенского городского округа зарегистрировано иное юридическое лицо с аналогичным наименованием, являющееся при этом получателем субсидий из местного бюджета, в дело не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях вины юридического лица в форме умысла, по существу сводятся к переоценке установленных мировых судьей обстоятельств.

В силу ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения требований бюджетного законодательства, а также принятия всех зависящих мер по их соблюдению Фондом социальных инициатив не представлено, несогласие с оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта.

Довод жалобы о наличии в деле доказательств, свидетельствующих о целевом характере использованных денежных средств, со ссылкой на оплату услуг ИП ФИО9 по договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17000 руб. (л.д.153-162), следует признать необоснованным, ввиду их недостоверности.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ Фонду социальных инициатива предоставлены субсидии на выполнение работ по реализации проекта «<данные изъяты> в размере 50000 руб. Как следует из бухгалтерской справки Фонда социальных инициатив, являющейся фактически отчетом об использовании субсидий за ДД.ММ.ГГГГ, оплата услуг ИП ФИО10 в сумме 17000 руб. не указана, при этом, субсидии в сумме 50000 руб. полностью израсходованы при оплате иным получателям (л.д.171). Помимо того, согласно письму администрации города Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ указанные расходы не приняты к учету как целевые расходы по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

С доводом жалобы о том, что административное правонарушение, совершенное Фондом социальных инициатив следует квалифицировать как малозначительное также нельзя согласиться.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения юридическим лицом, являющимися получателем субсидии, условий ее предоставления. Устанавливая административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидии без квалифицирующих признаков в виде наступления последствий, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.

Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств, к которым отнесены средства местных бюджетов.

Таким образом, действия Фонда социальных инициатив признаков малозначительности не содержат, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ у мирового судьи не имелось.

Постановление о привлечении Фонда социальных инициатив к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При этом, мировым судьей обосновано исключено из вменяемого объема нецелевое использование субсидий по договору от ДД.ММ.ГГГГ ввиду истечения указанного срока.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ, в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ для юридических лиц. Размер административного штрафа исчислен верно.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Лысьвенского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фонда социальных инициатив оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке главы 30 КоАП РФ.

Судья: