Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Республики Татарстан
Судья <адрес> городского суда Республики Татарстан ФИО2, при секретаре Мухаметзяновой А.Ф., рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Газпром» на постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Газпром»,
установил:
постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «Газпром» (далее — ПАО «Газпром») подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, защитник ПАО «Газпром» ФИО4, действующая на основании доверенности, просит состоявшееся по делу постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, указывая, что:
исполнение обязательств по внесению арендной платы относятся к спорам гражданско-правового характера, возникающим из гражданских, а не административно-правовых отношений;
согласно пункту 19 Договора аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях использования лесов для строительства и эксплуатации линейных объектов (реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220-285 км) срок его действия установлен по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктами 4 и 5 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ срок действия Договора продлен по ДД.ММ.ГГГГ. Остальные условия Договора остались прежними. Новый проект освоения лесов был представлен на государственную экспертизу в административный орган и заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов утверждено приказом министра лесного хозяйства Республики Татарстан от 15.02.2018 №67-осн (л.д. 41). Кроме того, в 2017 году использование лесного участка по Договору не осуществлялось, строительство линейного объекта не выполнялось, поэтому обязанность по представлению на государственную экспертизу проекта освоения лесов отсутствовала.
Защитник ПАО «Газпром» ФИО4 в суд не явилась, обратилась с ходатайством о проведении судебного заседания без участия ПАО «Газпром».
Министерство Лесного хозяйства Республики Татарстан своего представителя в суд не направило, надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представило возражения на жалобу ПАО «Газпром» за подписью заместителя Главного государственного лесного инспектора Республики Татарстан ФИО5
ФИО6, государственный лесной инспектор Республики Татарстан, которая составила протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебном заседании показала, что Дополнительным соглашением была изменена площадь лесного участка, период арендной платы, срок действия Договора от ДД.ММ.ГГГГ№. В приказе Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-осн. «Об утверждении заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов» прописан срок до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в пункте 5 Дополнительного соглашения прописали, что «остальные условия Договора лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ остаются прежними и Стороны подтверждают по ним свои обязательства», а значит они соглашаются с указанием в основном договоре «Арендатор имеет право… приступить к использованию лестного участка после … представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в соответствии с условиями настоящего договора». Отдельно указала, что отсутствие проекта освоения лесов не позволяет определить перечень мероприятий на лесном участке, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также предупреждение лесных пожаров, включающих в себя противопожарное обустройство лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках, что ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Свидетель ФИО1 показал, что на ПАО «Газпром» был составлен протокол в феврале текущего года за неисполнение договора в части арендной платы и несвоевременного поступления в бюджет Российской Федерации денежных средств, а также несвоевременного составления проекта освоения лесов. По условиям договора сроки были нарушены. Площадь изменилась. В любом случае проект должен был составляться в течение 90 дней и представлен в Министерство лесного хозяйства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на жалобу, выслушав ФИО6 и ФИО1 прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 и 2 статьи 94 Лесного кодекса использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 этого Кодекса.
По части 1 статьи 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязансвоевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан предоставлен в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (реконструкция газопровода Миннибаево- Казань на участке 220-285 км) ПАО «Газпром» лесной участок площадью 4,6 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> муниципальный район, <адрес> лесничество, № выделов 8, 9; квартал № части выделов 15-17; квартал № части выделов 14-18 <адрес> участковое лесничество, кадастровый номер, номер учетной записи в государственном лесном реестре №, а ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение № об изменении и дополнении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, которым срок аренды был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 10 минут государственным лесным инспектором Республики Татарстан ФИО6 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым ПАО «Газпром»:
не внесло арендную плату за 3 и 4 кварталы 2017 года в бюджет Российской Федерации,
в нарушение части 1 статьи 88, части 1 статьи 89 Лесного кодекса использовало лесной участок в отсутствие проекта освоения лесов.
По результатам рассмотрения протокола старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан ФИО3 было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ПАО «Газпром» к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, должностным лицом по первому пункту не было учтено следующее.
Административная ответственность по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения состоит в нарушении условий использования лесов, указанных в договоре аренды, договоре купли-продажи лесных насаждений, договоре безвозмездного пользования лесным участком, иных документов на основании которых предоставляются лесные участки. Состав данного административного правонарушения считается оконченным в случае использования лесного участка в нарушение условий, определенных в том числе договором аренды.
Из установочной части оспариваемого постановления следует, что в вину ПАО «Газпром» вменено нарушение условия договора аренды, выразившееся в не внесении арендной платы за использование лесов.
При этом судья полагает, что невыполнение арендатором лесного участка обязанности по своевременному внесению арендных платежей не может рассматриваться в качестве использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, а является основанием для принудительного взыскания задолженности по арендным платежам.
Кроме того, в разделе IV договора аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что за нарушение сроков уплаты арендной платы Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) от неуплаченной суммы за каждый день просрочки; за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных пунктом 11 Договора уплачивает Арендодателю неустойку в размере годовой арендной платы.
В данном случае имело место нарушение Договора по внесению арендных платежей.
Таким образом, по первому пункту в действиях ПАО «Газпром» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным полагаю, что постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Газпром» подлежит изменению, из Постановления необходимо исключить указание о том, что за 3 и 4 кварталы 2017 года арендная плата не поступала в бюджет Российской Федерации.
По второму пункту вменяемого административного правонарушения установлено, что Дополнительным соглашением, кроме увеличения срока действия Договора по ДД.ММ.ГГГГ, была увеличена площадь лесного участка с 4,6 га до 5,5838 га, изменен размер арендной платы и сроки оплаты.
Доводы о том, что в 2017 году использование лесного участка по Договору не осуществлялось, строительство линейного объекта не выполнялось, поэтому обязанность по представлению на государственную экспертизу проекта освоения лесов отсутствовала, суд считает несостоятельным, это опровергается заключением Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 этого Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пунктов 1, 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с пунктами 29 и 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»:
29. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II данного документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
30. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Пункт 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 этого Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Из материалов дела усматривается, что срок действия Заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ на предоставленный лесной участок по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ истек ДД.ММ.ГГГГ, то есть лесной участок после этого использовался ПАО «Газпром» в отсутствие проекта освоения лесов.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 28.07.2015 №284-осн «Об утверждении заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов», которым было утверждено заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ОАО «Газпром» по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, площадью 4,6 га, расположенных в кварталах №<адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества на территории <адрес> муниципального района Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 2 этого приказа срок действия Заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов был установлен на срок действия освоения лесов – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 119).
В нарушение подпункта «г» пункта 11 Договора аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ в течение 90 дней с момента государственной регистрации Дополнительного соглашения (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ) Арендатор в установленном порядке не разработал и не представил новый проект освоения лесов на государственную экспертизу в административный орган.
Заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный ПАО «Газпром» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов площадью 5,5838 га, в квартал № выдела 8, 9, 12, в квартале № выдела 15-17, в квартале № выдела 14-18, <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества утверждено приказом министра лесного хозяйства Республики Татарстан только ДД.ММ.ГГГГ за №-осн (л.д. 41-42). Таким образом лесной участок ПАО «Газпром» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использовался в отсутствие проекта освоения лесов, что является нарушением части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах в остальной части постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Газпром» полагаю оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Газпром» - изменить, исключить из него указание о том, что за 3 и 4 кварталы 2017 года арендная плата не поступала в бюджет Российской Федерации, в остальной части оставить без изменения.
Жалобу ПАО «Газпром» удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его получения.
Судья: подпись
Копия верна.