ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/2021 от 09.09.2021 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело №12-157/2021

29MS0071-01-2021-001334-08

РЕШЕНИЕ

09 сентября 2021 года г. Нарьян-Мар

Судья Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа Яровицына Д.А.,

при секретаре Вокуевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Калининой Ольги Федоровны на постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке №2 от 16 июля 2021 года,

установил:

постановлением мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке №2 от 16.07.2021 АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Калинина О.Ф. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Калинина О.Ф. и законный представитель АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Остапчук В.Е. доводы жалобы поддержали по указанным в ней основаниям.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Яковлев И.О. с доводами жалобы не согласился, полагая постановление мирового судьи законным.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника и законного представителя АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», должностное лицо, составившее протокол, прихожу к следующему.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту - Закон № 256-ФЗ).

Под субъектом топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (ст. 2 Закона № 256-ФЗ).

Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учётом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов (объекты высокой, средней и низкой категории опасности) (п.п. 1, 2 ст. 5 Закона № 256-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 256-ФЗ по окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Исходя из изложенного, перечень мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, зависит от категории опасности объекта. При этом объекты, подлежащие категорированию, включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.

Пунктом 14 ст. 2 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – Правила № 458), в соответствии с п. 1 которых, данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №460 утверждены Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее – Правила №460).

Согласно п. 1 Правил, данные Правила устанавливают порядок актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

В силу ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой или средней категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что объект топливно-энергетического комплекса «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», расположенная по адресу: <адрес>, включен в перечень объектов топливно-энергетического комплекса на территории Ненецкого автономного округа подлежащих категорированию и отнесен к средней категории опасности.

Судьей установлено, что на основании плана на 2021 год Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу в период с 01 по 29 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на объекте «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».

По результатам проведенной проверки составлен акт № 25/2021 от 29.06.2021, из которого следует о наличии на объекте АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» нарушений, а именно:

- в нарушение требований п. п. 23, 25, 26 Правил №458 актуализированный акт обследования объекта ТЭК «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» по состоянию на 29.06.2021 не составлен;

- в нарушение требований п. 3 Правил № 460 субъект ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО» не актуализировал паспорт безопасности объекта ТЭК. Кроме того на основании п. 7 Правил № 460 субъект ТЭК каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, уведомляет в письменной форме соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта. Паспорт опасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» утвержден генеральным директором 14.08.2017, согласован председателем антитеррористической комиссии Ненецкого АО 22.08.2017, в связи с чем субъект ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО» вовремя не уведомил об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта;

- в нарушение требований п. 1 ст. 9 Закона № 256-ФЗ, сотрудники собственной службы авиационной (транспортной) безопасности объекта ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО», осуществляют охрану объекта без использования гражданского, служебного оружия и специальных средств;

- в нарушение требований п. 4 ст. 9 Закона № 256-ФЗ охрана силами собственной службы авиационной (транспортной) безопасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО», осуществляется неправомерно, поскольку для обеспечения физической защиты объекта ТЭК могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта ТЭК. Служба авиационной (транспортной) безопасности не относится ни к вневедомственной охране, ни к подразделениям ведомственной охраны, ни к частным охранным организациям.

В связи с наличием вышеуказанных нарушений, выявленных на объекте топливно-энергетического комплекса «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» в отношении юридического лица АО «Нарьян-Марский ОАО» должностным лицом Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ, который с материалами проверки направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка №2 Ненецкого автономного округа.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья вынес обжалуемое постановление.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 8 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «е» п. 3 Правил № 460 актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.

Вместе с тем, вменяя нарушение АО «Нарьян-Марский ОАО» п.п. «е» п. 3 Правил № 460 ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении мирового судьи не указаны ни обстоятельства, являющиеся основаниями для проведения актуализации паспорта, ни время их возникновения. Более того, таковые обстоятельства не нашли отражения ни в акте проверки № 25/2021, ни в предписании № 25/2021 от 29.06.2021.

Следовательно, при установленных обстоятельствах имеются основания для исключения из мотивировочной части постановления указаний на нарушения АО «Нарьян-Марский ОАО» п.п. «е» п. 3 Правил № 460 в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 7 Правил № 460 субъект топливно-энергетического комплекса каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела паспорт безопасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» утвержден генеральным директором 14.08.2017, согласован председателем антитеррористической комиссии НАО 22.08.2017.

Таким образом, исходя положений п. 7 Правил № 460 уведомление должно было быть направлено АО «Нарьян-Марский ОАО» в адрес Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу не позднее 22.08.2020.

Согласно п. 23 Правил № 458 анализ уязвимости объекта в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты объекта осуществляется путем его обследования комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия). Объекты высокой и средней категорий опасности обследуются не реже одного раза в год, объекты низкой категории опасности - не реже одного раза в 3 года.

В силу п. 25 Правил № 458 по результатам работы комиссии составляется в том числе акт обследования объекта.

Акт обследования объекта составляется в 4 экземплярах, при этом 2 экземпляра остаются у субъекта топливно-энергетического комплекса для реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, 1 экземпляр направляется в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации и 1 экземпляр - в Министерство энергетики Российской Федерации (п. 26 Правил № 458).

Из материалов дела следует, что акт обследования объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» составлен 15.02.2019.

Судьей установлено и указанное не оспаривалось защитником АО «Нарьян-Марский ОАО», что более после указанной даты обследование объекта ТЭК не проводилось и как следствие соответствующие акты не составлялись.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из обстоятельств, установленных материалами дела об административном правонарушении, с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ, следует, что вмененное АО «Нарьян-Марский ОАО» правонарушение не является длящимся, поскольку законодательством предусмотрены сроки исполнения соответствующих обязательств, в данном случае – каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, тогда как паспорт безопасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» утвержден генеральным директором 14.08.2017, согласован председателем антитеррористической комиссии НАО 22.08.2017. При этом проведение анализа уязвимости объекта средней категорий опасности - не реже одного раза в год с составлением соответствующего акта, тогда акт обследования объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» составлен 15.02.2019.

Таким образом, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения.

По смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ составляет три месяца.

Следовательно, срок давности привлечения АО «Нарьян-Марский ОАО» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ в части несоблюдения п. 7 Правил № 460 и п.п. 23, 25, 26 Правил № 458 на момент вынесения оспариваемого постановления истек.

В силу ст. 6 Закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 9 Закона № 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: 1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; 2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 12 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, на основании вышеизложенных норм, следует, что охрану объектов топливно-энергетического комплекса вправе осуществлять подразделения охраны, имеющие в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

В соответствии с Правилами № 458 под подразделением охраны понимается вооруженное подразделение, предназначенное для физической защиты объекта.

При этом в п. 2.1.26 ГОСТ Р 52551-2016 Системы охраны и безопасности. Термины и определения, дано понятие подразделение охраны объекта, т.е. структурное подразделение, осуществляющее деятельность по обеспечению защиты охраняемого объекта от криминальных и террористических угроз.

При проведении проверки должностным лицом установлено, что охрану объекта ТЭК осуществляют сотрудники собственной службы авиационной (транспортной) безопасности без использования гражданского, служебного оружия и специальных средств.

Защитник, не оспаривая наличие данного нарушения, считает оспариваемое постановление в указанной части незаконным, ссылаясь на то обстоятельство, что паспортом безопасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» утвержденного антитеррористической комиссией определено, что организация охраны и защиты объекта осуществляется собственной службы авиационной (транспортной) безопасности без использования гражданского, служебного оружия и специальных средств, а также на наличие заключенных договоров об экстренном вызове группы немедленного реагирования.

Вместе с тем, защитником не учтено, что в паспорте безопасности указываются актуальные сведения об объекте, которые были установлены на момент категорирования объекта.

Таким образом, в паспорте безопасности должна отражаться актуальная информация об объекте, тогда как требования по организации физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса установлены ст.9 Закона № 256-ФЗ.

Кроме того, заключенные договоры между АО «Нарьян-Марский ОАО» и ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по НАО» на оказание услуг по экстренному вызову группы немедленного реагирования не подтверждает исполнение АО «Нарьян-Марский ОАО» требований п. 1 ст. 9 Закона № 256-ФЗ.

Иными словами, заключенный договор на оказание услуг по экстренному вызову группы немедленного реагирования не является основанием для не обеспечения вооруженной охраны объекта топливно-энергетического комплекса.

В связи с этим обоснованность привлечения АО «Нарьян-Марский ОАО» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Пунктом 4 ст. 9 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Вместе с тем, мировым судьей не учтено, что привлечение субъектом топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации является его правом, но не обязанностью о чем указано в п. 4 ст. 9 Закона № 256-ФЗ.

При этом право определения способа обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса как то посредствам подразделений охраны, имеющими в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства, либо с привлечением подразделений и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в силу норм ст. 9 Закона № 256-ФЗ возложена в данном случае на АО «Нарьян-Марский ОАО».

Однако вменяя нарушение АО «Нарьян-Марский ОАО» п. 4 ст. 9 Закона № 256-ФЗ указанным обстоятельствам мировым судьей оценка дана не была.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о необходимости исключения из мотивировочной части постановления указаний на нарушения АО «Нарьян-Марский ОАО» в нарушение требований п. п. 23, 25, 26 Правил №458, п.п. 3, 7 Правил № 460, п. 4 ст. 9 Закона № 256-ФЗ, со снижением размера назначенного АО «Нарьян-Марский ОАО» штрафа до 50 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу защитника акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Калининой Ольги Федоровны удовлетворить частично.

Исключить из мотивировочной части постановления мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке №2 от 16 июля 2021 года указание на нарушение акционерным обществом «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» требований п. п. 23, 25, 26 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 дсп; п.п. 3, 7 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №460; п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Снизить размер наложенного на акционерное общество «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» административного штрафа с 70 000 руб. до 50 000 руб.

В остальной части постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения.

Судья подпись Д.А.Яровицына