ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/2021 от 11.04.2022 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-157/2021

УИД: 23RS0042-01-2022-000062-21

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Новороссийск 11 апреля 2022 г.

Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Васильев А.В.,

с участием:

представителя заявителя АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" по доверенности Нечипоренко Л.М.,

государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Кочетова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (ИНН <№>, КПП <№>) на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Кочетова В.В. <№> от 29.10.2021 о привлечении АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении <№> от 29.10.2021, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Кочетовым В.В. АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением наказание в виде 300 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" направило жалобу, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, положенных в их основу дела об административным правонарушением и отсутствием вины АО «КТК-Р» в совершении административного правонарушения.

В обосновании жалобы указано, что в основу постановления административного органа положены доказательства, не отвечающие признакам достоверности и допустимости. Экспертные заключения в деле отсутствуют, информация экспертного учреждения о невозможности провести экспертные исследования также отсутствует. Не доказан ни факт наличия нефтепродуктов в указанной водной смеси, ни их объем, предположительно поступивший в акваторию Черного моря. В обжалуемом решении указано, что результаты экспертиз представлены в виде соответствующих протоколов испытаний (измерений). Подобный довод не соответствует законодательству, поскольку протоколы испытаний (измерений) не имеют силы экспертных заключений, из протоколов не следует, что лица, проводившие измерения, предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что они имеют полномочия на проведение подобных экспертиз и т.п. Кроме того, в качестве доказательств по делу используются светокопии документов, не заверенных установленном законом порядке. Вывод относительно поступления нефти в грузовые танки после остановки погрузки со ссылкой на ведущего специалиста по швартовым операциям ООО «Транснефть-Сервис» <ФИО3 не подтверждается ни объяснениями <ФИО3, ни иными допустимыми доказательствами. От своего имени <ФИО3 такого утверждения не заявляет, а лишь ссылается на свидетельство своего коллеги <ФИО4, который в ходе административного расследования опрошен не был. Более того, данный вывод опровергается записью переговоров диспетчера по наливу <ФИО5 с мастером по швартовке, которая сохранена на сервере КТК и представлена в дело на электронном носителе; временем перекрытия береговых задвижек (отсечения поступления нефти на ВПУ). Также допущены нарушения при отборе проб с учетом требований ГОСТ 31861-2012 и ГОСТ ISO/1EC 17025-2019, отсутствует информация о соблюдении условий транспортировки проб к месту проведения испытаний, нарушены требования методики измерений (ПНД Ф 14.1:2:4.128-98), содержащиеся в протоколах измерений концентрации нефтепродуктов и т.п. Учитывая многочисленные нарушения, допущенные при отборе и исследовании проб морской воды, а также отсутствие иных доказательств загрязнения, засорения, истощения водного объекта (каковым выступает наличие превышения ПДК в пробах морской воды), ЧАМУ РПН не доказало, что АО «КТК-Р» допущено какое-либо нарушение требований к охране водных объектов, которое могло повлечь их загрязнение, засорение, истощение, то есть не доказало наличие события административного правонарушения. Государственным инспектором не установлена вина АО «КТК-Р» во вменяемом правонарушении. В постановлении не указаны конкретные меры, которое обязано было принять, но не приняло АО «КТК-Р».

Представителя АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" по доверенности Нечипоренко Л.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Кроме того, пояснила, что документальных доказательств фактического соблюдения всех применимых требований к отбору проб и проведению их испытаний заинтересованным лицом не представлено. При отборе проб и их анализе специалисты обязаны выполнять требования ГОСТов и методик, которые они сами указали в актах и протоколах. Таким образом, обеспечивается требование к точности измерений, установленное для данной сферы деятельности законом.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Кочетов В.В. в судебном заседании просил оставить постановление от 29.10.2021 без изменения, а жалобу АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" - без удовлетворения, представил отзыв на жалобы. 07.08.2021 в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от капитана морского порта Новороссийск поступила информация (спецсообщение <№>), о том, что 07.08.2021 в 17 часов 00 минут в районе Морского терминала АО КТК-Р в результате аварии при погрузке судна «<данные изъяты>», произошел залповый сброс сырой нефти из ВПУ-1 в акваторию Черного моря (район <адрес>). По прибытию в район разлива установлено, что в указанном районе осуществляются мероприятия по ликвидации разлива нефти, установлены боновые заграждения, специализированными судами осуществляется сбор водонефтяной эмульсии в плавучие емкости. На акватории установлены пятна и пленки нефти, покрывающие значительные участки поверхности акватории водного объекта, не разрывающиеся при волнении. Специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» отобраны пробы морской воды для определения концентрации нефтепродуктов. По результатам исследования проб (протокол испытаний <№> от 11.08.2021 установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций (0,05 мг/дм3) нефтепродуктов в морской воде (до 220 ПДК). Относительно доводов Общества об отсутствии в материалах дела экспертных заключений по назначенным в рамках административного расследования экспертизам необходимо указать, что при рассмотрении 29.10.2021 должностным лицом дела об административном правонарушении, представителем Общества было заявлено ходатайство о предоставлении вышеупомянутых экспертных заключений. Соответствующим определением должностного лица в удовлетворении ходатайства отказано, ввиду того, что такие экспертные заключения в материалах дела отсутствуют, а результаты экспертизы представлены в виде соответствующих протоколов испытаний (измерений). Кроме того, при описании установленных при проведении административного расследования фактов, в том числе, относительно количества собранной водонефтяной эмульсии, использовались сведения, представленные АО «КТК-Р», которые и отражены в постановлении о назначении административного наказания. При проведении экспертиз осуществлялся отбор проб отходов (водонефтяной эмульсии) из подземной емкости ЕП-40 и из танков судов, в которых накапливалась собранная с акватории и выкачанная из полости ВПУ-1 водонефтяная эмульсия. Ввиду конструктивных особенностей емкости ЕП-40 и танков судов (т/х правонарушении протоколов испытаний (измерений) проб отходов обосновано тем, что при проведении экспертиз осуществлялся отбор проб отходов (водонефтяной эмульсии) из подземной емкости ЕП-40 и из танков судов, в которых накапливалась собранная с акватории и выкачанная из полости ВПУ-1 водонефтяная эмульсия. Ввиду конструктивных особенностей емкости ЕП-40 и танков судов (т/х «Орион А», судна «Арктик»), а именно узких горловин отбора, не представилось возможным отобрать пробы, которые позволили бы объективно установить массовую долю нефтепродуктов в смеси. Так как нефтепродукт легче воды, при отстое водонефтяной смеси происходит разделение на составляющие, а именно слой нефти поднимается в верхнюю часть, вода остается в нижней части емкости. Конструктивные особенности емкостей позволили отобрать лишь верхнюю часть смеси, в которой в основном содержалась отделенная нефть. В результате было принято решение не использовать результаты исследования проб отходов (водонефтяной эмульсии) ввиду того, что такое использование привело бы к необоснованному увеличению массы нефти, собранной АО «КТК-Р» в ходе операции по ликвидации разлива нефти. Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении учитывались сведения предоставленные АО «КТК-Р» письмом исх. № Out-L-CPCR-8275-2021 от 10.09.2021. В материалах дела имеются определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в частности, направленные в адрес ООО «Антарика». Ответными письмами ООО «Антарика» представлены запрошенные сведения путем направления соответствующих писем на фирменном бланках юридического лица, подписанные соответствующим должностным лицом. Относительно доводов, о наличии в материалах дела документов, оформленных на английском языке, установлено, что все использованные при рассмотрении дела об административном правонарушении имели своим приложением перевод на русский язык, выполненный ООО «Антарика». Должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, в представленных ООО «Антарика» сведениях, не были усмотрены признаки предоставления заведомо ложных сведений, в связи с чем, указанные сведения правомерно приобщены к материалам дела. Относительно доводов о недоказанности факта продолжения поступления груза (нефти) в судно после аварийной остановки грузовых операции необходимо указать, что указанный довод опровергается пояснения капитана судна «Minerva Symphony» от 02.09.2021. Экоаналитическая лаборатория (<адрес>) ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» является аккредитованным лицом (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21AH01, дата внесения в реестр аккредитованных лиц 15.07.2015г.) на соответствие ГОСТ 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в полном объеме и проходит постоянно подтверждение компетентности в установленные сроки. Порядок отбора проб, транспортировки к месту проведения испытаний (измерений), а также процесс проведения испытаний (измерений) в лаборатории регламентирован документами системы менеджмента качества и методикой испытаний (измерений), включенными в область аккредитации, утвержденными Федеральным органом Росаккредитации. Отобранные пробы (образцы) передаются в Экоаналитическую лабораторию (<адрес>) автотранспортом, находящимся на балансе ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция». Время получения отобранных проб (образцов) и начала анализа отображается в Протоколах испытаний (измерений) в соответствующих графах. В соответствии с п. 8.1. ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 (М 01-05-2012) «Методика измерений массовой концентрации нефтепродуктов в пробах природных, питьевых, сточных вод флуориметрическим методом на анализаторе жидкости «Флюорат-02» транспортировать пробы (образцы) необходимо при температуре не выше 4°С. Данный пункт лаборатория обеспечивает транспортировкой проб в сумках-холодильниках. Каждая сумка-холодильник снабжена термометрами, которые показывают температуру внутри сумки-холодильника. Термометры, проходят ежегодную поверку, в установленном порядке. Так же, согласно выше указанному пункту методики испытаний (измерений) пробы хранят при температуре не выше 4°С не более 4 суток до начала проведения испытаний (измерений). Данное требование, подтверждается записями в журнале регистрации проб и соответствующими графами протокола испытаний (измерений). Форма акта отбора проб Экоаналитической лаборатории соответствует обязательным требованиям ГОСТ 17025-2019. Пункт 5.5 ГОСТ 31861-2012 носит рекомендательный характер, и не несет в себе обязательных требований. Лаборатория в праве использовать для получения достоверных данных при проведение испытаний (измерений) требования прописанные в методики количественного химического анализа, если они противоречат требованиям ГОСТ 31861-2012. В соответствии с требованиями Федеральной службы Росаккредитации и ГОСТ 17025-2019 протоколы испытаний (измерений) экоаналитической лаборатории содержат все необходимые данные. Указание сведений об условиях проведения испытаний (измерений) не является обязательным. Соблюдение п. 7 ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 (М 01-05-2012) осуществляется путем регистрации условий проведения испытаний (измерений) в соответствующих журналах согласно системы менеджмента качества лаборатории. Так же в соблюдение требований ГОСТ 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в протоколах испытаний (измерений) указывается год издания методики, но не применяемой редакции. Все методики испытаний (измерений), в соответствии с установленной процедурой системой менеджмента качества экоаналитической лаборатории, проходят своевременную проверку актуализации. Данная методика актуализирована, что подтверждается соответствующими записями, а так же приложенными сканами методики испытаний (измерений) в Приложении 1. Таким образом, все отобранные пробы прошли испытания (измерения) в соответствии с действующей и актуальной методикой количественного химического анализа. Отбор проб, согласно п. 8.1. ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 (М 01-05-2012) «Методика измерений массовой концентрации нефтепродуктов в пробах природных, питьевых, сточных вод флуориметрическим методом на анализаторе жидкости «Флюорат-02» проводился устройством для отбора проб растворенных в воде нефтепродуктов ОРН-ЮО. В соответствии с технической документацией батометр ОРН-ЮО оснащен специальным поплавковым механизмом, позволяющий производить отбор с заданной глубины. Таким образом, исключается попадание в пробу пленки нефтепродукта с поверхности водного объекта. Таким образом, доводы АО «КТК-Р» в указанной части не состоятельны. В результате разлива нефти из ВПУ-1 АО «КТК-Р», Управлением зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в морской воде до 440 ПДК. Сброс загрязняющих веществ, который влечет превышение предельно допустимых концентраций таких веществ в водном объекте, запрещается действующим законодательством Российской Федерации. Протоколам испытаний (измерений) проб морской воды, имеющимися в деле об административном правонарушении, подтверждается значительное загрязнение Акватории Черного моря. Кроме того, сам факт разлива нефти на поверхность акватории Черного моря, нахождение которой при естественных условиях не свойственно водному объекту, доказывает факт негативного изменения состояния водного объекта и подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе актом осмотра, фото и видеоматериалами. Относительно доводов Общества о недоказанности вины АО «КТК-Р» в совершении административного правонарушения считает, что объективной стороной административного правонарушения, вменяемого в вину Обществу, является сам факт допущения разлива нефти в акваторию Черного моря, невзирая на причины допущения такого разлива. Вина, а также фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.

Исследовав и оценив представленные доказательства, судья пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей I статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному I использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Положением ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" запрещается ахоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения донного грунта, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.

В силу п. 3 ч. 2. ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры рекою порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 56 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Из материалов дела следует, что 07.08.2021 в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от Капитана морского порта Новороссийск поступила информация (спецсообщение <№>), о том, что 07.08.2021 в 17 часов 00 минут в районе Морского терминала АО КТК-Р в результате аварии при погрузке судна «Minerva Symphony», произошел залповый сброс сырой нефти из ВПУ-1 в акваторию Черного моря (район <адрес>).

В районе разлива установлено, что в указанном районе осуществляются мероприятия по ликвидации разлива нефти, установлены боновые заграждения, специализированными судами осуществляется сбор водонефтяной эмульсии в плавучие емкости. На акватории установлены пятна и пленки нефти, покрывающие значительные участки поверхности акватории водного объекта, не разрывающиеся при волнении. Специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» отобраны пробы морской воды для определения концентрации нефтепродуктов. По результатам исследования проб (протокол испытаний <№> от 11.08.2021 установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций (0,05 мг/дмЗ) нефтепродуктов в морской воде (до 220 ПДК).

Определением от 07.08.2021 в отношении АО «КТК-Р» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

В ходе расследования установлено, что 07.08.2021 в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от Врио капитана морского порта Новороссийск поступило сообщение <№> (о происшествии, инциденте и аварийном случае), согласно которому, в 22 часа 47 минут 07.08.2021 поступила информация от директора АСФ ООО «Транснефть-сервис» <ФИО8 о завершении активной фазы операции ЛАРН, в которой участвовало 17 единиц сил АСФ, собрано около 200 м водонефтяной смеси, которая передана на накопитель судна «Орион А».

08.08.2021 в 11 часов 49 минут в адрес Управления посредством электронной почты поступило информационное письмо АО «КТК-Р» (исх. <№> от 07.08.2021) о разливе нефти, возникшем в ходе проведения грузовых операций на ВПУ-1. В указанном письме Обществом сообщено о том, что объём вышедшей нефти составляет менее 1 тонны.

Определением от 09.08.2021 у ФГУП «Росморпорт» истребованы имеющиеся сведения о разливе нефти в акватории Черного моря в границах морского терминала АО «КТК-Р» 07.08.2021.

Приложением к ответному письму от 10.08.2021 ФГУП «Росморпорт» представлены видеозаписи с камер наблюдения за районом Морского терминала за период с 16 часов 50 минут до 17 часов 50 минут 07.08.2021. При изучении видеозаписей установлено, что момент начала разлива нефти зафиксирован не был, вместе с тем зафиксировано истечение нефти из ВПУ-1 с 16 часов 59 минут 50 секунд по 17 часов 13 минут 08 секунд. Весь указанный период истечение нефти происходило интенсивно, стремительно угасая лишь в 17 часов 12 минут.

Из объяснений от 23.09.2021 ведущего специалиста по швартовым операциям ООО «Транснефть-Сервис» <ФИО3 следует, что после получения информации от диспетчера по наливу танкеров АО «КТК-Р» об остановке погрузки истечение нефти из ВПУ-1 продолжалось. <ФИО3, со ссылкой на слова коллеги <ФИО4 пояснил, что поступление нефти в грузовые танки судна продолжалось вплоть до момента прекращения истечения нефти из ВПУ-1 (до 17 часов 13 минут).

Из объяснений регионального менеджера АО «КТК-Р» <ФИО7, отобранных 12.08.2021 следует, что после аварийной остановки подачи нефти (после закрытия задвижки ESV-0050) истечение нефти из ВПУ-1 продолжалось вследствие статического схода нефти, оставшейся в шлангах, подающих нефть на танкер. Также <ФИО7 указал о том, что он участвовал в облете над акваторией Черного моря 08.08.2021, в ходе которого были зафиксированы несколько серых (серебристых) бликов на воде в районе ВГ1У-1 по направлению к ВГТУ-3, а также от б/о «Энергетик» и до пансионата «Фрегат» в 500 метрах ох берега (не широкая рваная полоса).

Доводы, изложенные <ФИО7, относительно статического схода нефти, оставшейся в шлангах, подающих нефть на танкер недостоверны, ввиду того что они опровергаются объяснениями <ФИО5, <ФИО3, а также письменным пояснения капитана судна «Minerva Symphony» Тцакиса Панагиотиса от 02.09.2021, согласно которым поступление груза (нефти) в танки судна продолжалось после аварийной остановки подачи нефти. Кроме того, капитан судна пояснил, что обратная протечка груза через манифолды невозможна.

Определением государственного инспектора от 09.08.2021 у ООО «Антарика», являющегося корреспондентом ассоциации взаимного страхования, в которой застрахован судовладелец судна «Minerva Symphony», истребованы необходимые сведения относительно разлива нефти, а также письменные пояснения капитана судна и др.

Исходящим письмом <№> от 09.08.2021 ООО «Антарика» сообщено о том, что разлив нефти был обнаружен экипажем судна в 16 часов 55 минут 07.08.2021. Грузовые шланги были отсоединены от судна в 17 часов 36 минут, а в 18 часов 00 минут судно было отшвартовано и отошло от ВПУ-1, что подтверждается судовым журналом. Также в журнале указано, что в 22 часа 42 минуты на судно прибыл сюрвейер для осуществления судовых замеров. Приложением к указанному письму являлся план погрузки судна «Minerva Symphony», согласно которому к погрузке на судно планировалось 135 100 тонн нефти.

Определением государственного инспектора от 09.08.2021 у АО «КТК-Р» истребованы сведения относительно разлива нефти, в том числе сведения об объёме нефти, поступившей в акваторию Черного моря.

Исходящим письмом Общества <№> от 13.08.2021 сообщено, что 15 часов 57 минут обнаружен аварийный выход нефти в районе компенсатора трубной обвязки ВПУ-1, в 17 часов 00 минут береговые задвижки были закрыты, погрузка судна остановлена в аварийном режиме. Ориентировочный объём разлива оценен Обществом в 32,6 м3 нефти и требует уточнения путем подсчета собранной водонефтяной эмульсии. Фактически на судно было погружено - 129 484 тонн нефти из планируемых к погрузке 135 100 тонн.

Определением государственного инспектора от 10.08.2021 у АО «КТК-Р» истребованы сведения о должностных лицах, внутренние руководящие документы по организации деятельности на Морском терминале, паспорт нефти и др.

В ответ на вышеуказанное определение 12.08.2021 заместителем регионального менеджера АО «КТК-Р» по морским операция <ФИО6, представлены истребованные документы, а именно: паспорт качества нефти <№> от 07.08.2021; вместимость и градировочная таблица стального горизонтального цилиндрического резервуара (емкость ЕП-40); акт рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления приемочной комиссии от 03.06.2002; акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 20.06.2002; разрешение <№> от 13.01.2000 на применение выносных причальных устройств, выданное Госгортехнадзором России; лицензия серия № МР-4 <№> от 18.04.2021 на осуществление погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем в транспорте, в морских портах, выданная Федеральной службой по надзору в сфере транспорта; лицензия № ВХ-00-014398 от 11.11.2013 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов и классов выданная Ростехнадзором; фотоматериалы, отражающие степень повреждения компенсатора трубной обвязки ВПУ-1, ВРД 52.07.2020 руководство по морскому терминалу КТК-Р, ВРД 44.10.2018 руководство по взаимодействия диспетчера ГЦУ по наливу и мастера по швартовке при обработке танкера у ВПУ.

Исходящим письмом Общества <№> от 12.08.2021 представлены сведения о должностных лицах АО «КТК-Р».

Определением государственного инспектора от 10.08.2021 у капитана морского порта Новороссийск истребованы имеющиеся сведения относительно разлива нефти 07.08.2021.

Исходящим письмом капитана морского порта Новороссийск <№> от 13.08.2021 г сообщено следующее. Вербальная сигнальная информация о разливе нефти получена в ИГПК МТ «КТК-Р» в 17 часов 00 минут 07.08.2021. К 17 часам 30 минутам развернуты и, после отшланговки от ВПУ-1 танкера «Minerva Symphony», введены в операцию по локализации и ликвидации разлива нефти штатные средства ПАСФ ООО «Транснефть-Сервис» в составе 4-х нефтесбориых ордеров. В 22 часа 47 минут 07.08.2021 со стороны органа управления по ликвидации аварийного происшествия МТ АО «КТК-Р» было заявлено о завершении активной фазы сбора нефти в месте разлива и передаче собранной нефтеводяной смеси на танкер «Орион-А» в объеме 200 м.

Из объяснений директора департамента аварийно-спасательной готовности ООО «Транснефть-Сервис» <ФИО8, отобранных 06.10.2021, следует, что в период с 07.08.2021 по 13.08.2021 он осуществлял руководство работами по ликвидации разлива нефти. В 22 часа 47 минут 07.08.2021 ему поступил звонок из аппарата Капитана морского порта с целью получения информации о ходе операции по ЛРН. <ФИО8 сообщил о завершении активной фазы операции, о количестве задействованных единиц флота. На вопрос о количестве собранной водонефтяной эмульсии <ФИО8 не ответил, так как указанной информацией не обладал. На вопрос о количестве задействованных в сборе нефти из акватории плавучих емкостях <ФИО8 сообщил о том, что задействовано 4 плавучих емкости максимальной вместимостью по 50 м3 каждая. Сведений об уровнях наполненности плавучих емкостей <ФИО8 не предоставлял. Ранее представленные капитаном морского порта Новороссийск сведения о том, что во время активной фазы операции по ЛРН собрано 200 м3 водонефтяпой эмульсии, опровергаются объяснением <ФИО8 и являются недостоверными. <ФИО8 пояснил, что во время операции по ЛРН он получал распоряжения от руководства Штаба Руководства Операцией (далее - ШРО), и в соответствии с полученными распоряжениями координировал силы и средства аварийно-спасательного формирования (АСФ). <ФИО8 указал, что в рамках операции по ЛРН руководством ШРО не отдавались команды на выполнение работ по защите берега от загрязнения, соответственно такие работы не проводились. Осуществлялись лишь выходы мониторинговых групп, которые за всё время операции не фиксировали загрязнения берега и прилегающей акватории.

Определением государственного инспектора от 11.08.2021 у Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды истребованы необходимые сведения о результатах мониторинга морской воды в районах распространения пятна нефти, иной дополнительной информации.

Исходящим письмом Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды <№> от 16.08.2021 представлены справки о погодных условиях в порту Новороссийск, в <адрес>, в <адрес> и др. Среди прочих документов представлена справка о массовой концентрации нефтепродуктов в пробах морской воды в районе <адрес> 11.08.2021, из которой следует, что в морской воде в районе пляжа <адрес> зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов, которое составило 1,4 Г1ДК.

Письмом АО «КТК-Р» исх. <№> от 13.08.2021 в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора сообщено о том, что операция ЛРН и работы по ликвидации последствий аварийного разлива нефти, произошедшего 07.08.2021 на ВГ1У-1, завершены в 17 часов 00 минут 13.08.2021.

Определением государственного инспектора от 19.08.2021 у ООО «Транснефть-Сервис» истребованы сведения об общем объёме нефти, собранной силами АСФ ООО «Транснефть-Сервис» в ходе операции по ЛРН в Морском терминале АО «КТК-Р», о средствах, применяемых специалистами для ликвидации последствий разлива с берега и иные сведения.

Письмом ООО «Транснефть-Сервис» исх. № ОТНС-02-01/11-09/2446 от 23.08.2021 сообщено, что общий документально зафиксированный и переданный на Морской терминал АО «КТК-Р» объём нефте-водяной смеси, собранной силами АСФ ООО «Транснефть-Сервис» составил 52 м3. Объём нефте-водяной смеси, переданной ООО «Транснефть-Сервис» с транспортных плавучих емкостей на Морской терминал АО «КТК-Р» не известен.

Дополнительным письмом ООО «Транснсфть-Сервис» исх. № OTIIC-02-01/11-09/2458 от 24.08.2021 сообщено о том, что в письме ОТНС-02-01/11-09/2446 была допущена техническая ошибка в части объёма собранной нефте-водяной смеси. Правильное количество — 59 м.

Определением государственного инспектора от 19.08.2021 у АО «КТК-Р» истребованы сведения о точном времени возникновения разлива нефти, развернутая форма показаний системы SCADA по линии налива ВПУ-1, сведения об объёмах нефти, собранной с акватории Черного моря в ходе операции по ликвидации разлива нефти и др.

Исходящим письмом АО «КТК-Р» № Out-L-CPCR-7734-2021 от 25.08.2021 сообщено, что точное время начала разлива - 16 часов 57 минут 55 секунд 07.08.2021. Представлены формы показаний системы SCADA с пояснительными записками, акт замера площади сечения отверстия, образовавшегося в компенсаторе трубной обвязки.

Определением государственного инспектора от 06.09.2021 у АО «КТК-Р» истребованы актуализированные сведения об объёме нефти попавшей в акваторию Черного моря в результате разлива нефти 07.08.2021.

Исходящим письмом АО «КТК-Р» № Out-L-CPCR-8228-2021 от 09.09.2021 сообщено, что количество нефти, вышедшей из гидрокомпенсатора ВПУ-1 составило 50,7 м3. При этом 34,37 м3 осталось в технологии ВПУ-1, а 16,33 м3 попало в акваторию Черного моря.

Определением государственного инспектора от 07.09.2021 у ООО «Транснефть-Сервис» истребованы копии судовых журналов судов «Орион А» и «Сириус-1», за период, позволяющий установить объемы водонефтяной эмульсии, собранной при ликвидации разлива нефти 07.08.2021.

Истребованные документы представлены письмом ООО «Транснефть-Сервис» исх. № ОТНС-13-00/11-09/2665 от 13.09.2021. При изучении судового журнала судна «Орион-А» установлено, что 08.08.2021 указанным судном осуществлен прием водонефтяной эмульсине трех плавучих емкостей в количестве 12 м3. Объём нефте-водяной смеси, переданной напрямую с транспортных плавучих емкостей ООО «Транснефть-Сервис» на Морской терминал АО «КТК-Р» не известен. Судовым журналом судна «Сириус-1» подтверждается прием нефтесодержащих вод с судна «Орион-А» и передача их в Морской терминал АО «КТК-Р» 09.08.2021.

Определением государственного инспектора от 08.09.2021 у АО «КТК-Р» истребованы актуализированные сведения об объёме водонефтяной эмульсии собранной с акватории Черного моря в ходе операции по ликвидации разлива нефти 07.08.2021, с указанием содержания нефти в эмульсии, сведения об объёме водонефтяной эмульсии выкачанной из технологической полости ВПУ-1, об объёме нефти, выделенной из нефтесодержащих отходов, образовавшихся в ходе операции ЛРН.

Исходящим письмом АО «КТК-Р» № Out-L-CPCR-8275-2021 от 10.09.2021 представлены запрошенные сведения в табличных формах. При изучении представленной информации установлено. Плавучими емкостями в ходе операции по ликвидации разлива собрано 22,74 м3 водонефтяной эмульсии, при этом масса нефти в указанном объёме водонефтяной эмульсии составила 8,01 т. Водонефтяная эмульсия, переданная с судна «Сириус-1» в объёме 12 м3 Обществом сдана для утилизации в ООО «Биопотенциал». По результатам анализа содержания нефти в переданной водонефтяной эмульсии установлено, что в ней содержится 2,2 т. нефти. В ходе операции ЛРН образовались твердые нефтесодержащие отходы в массе 3,906 т. По результатам анализов содержания нефти в отходах установлено, что общая масса нефти составила 0,767 т. Образовавшуюся в корпусе ВПУ-1 водонефтяную эмульсию откачивало судно «Арктик» в течение 3 дней с 08.08.2021 по 12.08.2021. Суммарный объём эмульсии составил 47,960 м3. Из указанного объёма было выделено 23,16 т. нефти, которая закачана в Многоцелевой резервуар (далее — МЦР) АО «КТК-Р». Оставшаяся водонефтяная эмульсия передана для утилизации ООО «Биопотенциал» в объёме 26,5 м3.

С целью подтверждения представленных АО «КТК-Р» сведений, определением государственного инспектора от 08.09.2021 у ООО «Биопотенциал» истребованы протоколы анализов содержания нефти в переданных нефтесодержащих отходах.

Согласно сведениям, представленных ООО «Биопотенциал» исх. <№> от 10.09.2021 (протоколы исследований <№> от 24.08.2021, <№> от 24.08.2021, <№> от 27.08.2021), содержание нефтепродуктов в отходах следующее: 1 партия - 8,5 м3 (8,67 тонн), содержание нефтепродуктов 23%, что составит 1,99 т. нефтепродуктов (нефти); 2 партия — 9,5 м3 (9,69 тонн), содержание нефтепродуктов 25%, что составит 2,42 т. нефтепродуктов (нефти); 3 партия - 8,5 м3 (8,67 тонн), содержание нефтепродуктов 24%, что составит 2,08 т. нефтепродуктов (нефти).

Определением государственного инспектора от 15.09.2021 у ООО «Транснефть-Сервис» истребованы копии судового журнала судна «Арктик» и иные необходимые сведения.

Истребованные документы представлены письмом ООО «Транснефть-Сервис» исх. № ОТНС-15/11-09/2730 от 13.09.2021. При изучении судового журнала судна «Арктик» и письменных пояснений капитана судна подтверждены ранее представленные АО «КТК-Р» сведения относительно объёма водонефтяной эмульсии выкачанной из технологической полости ВПУ-1.

Таким образом, установлено, что общая масса нефти, собранной в ходе операции по ликвидации разлива составляет 40,627 т., из которой 29,65 т. выкачано из корпуса ВПУ-1.

Исходящим письмом АО «КТК-Р» № Out-L-CPCR-8188-2021 от 09.09.2021 представлен Акт технического расследования причин происшествия, произошедшего 07.08.2021 на ВПУ-1 (далее - Акт).

При изучении акта установлено, что технической причиной происшествия является внезапное повреждение корпуса компенсатора внутренней грузовой линии. Дефект оборудования, выявленный в связи с происшествием — отслоение внешней и внутренней оболочек компенсатора от силового стального каркаса. Причиной развития происшествия явилось отсутствие защиты и автоматической остановки погрузки в случае резкого снижения давления в линии погрузки.

В разделе № 7 Акта «Режим работ оборудования до происшествия» указано, что в период с 10.06.2021 по 03.07.2021 на ВПУ-1 проведен ежегодный планово-предупредительный ремонт с заменой морских шлангов и испытание под давлением всей системы ВГТУ. 01.07.2021 во время проведения опрессовки трубной обвязки были выявлены замечания к компенсатору внешней линии трубной обвязки ВПУ — появление трещины на внешнем покрытии компенсатора. При проведении опрессовки внутренней линии трубной обвязки замечаний не было. 02.07.2021 произведена замена внешнего компенсатора, выполнена опрессовка.

Таким образом, установлено, что во время проведения планово-предупредительного ремонта, вышедший из строя 07.08.2021, компенсатор внутренней линии трубной обвязки заменен не был. Вышедший из строя компенсатор был установлен на ВПУ-1 18.09.2015.

Исходящим письмом АО «КТК-Р» № Out-L-CPCR-8888-2021 от 28.09.2021 в адрес Управления представлена копия Технического отчета № ТО-КТК-045-2021 по результатам технической экспертизы разгерметизации компенсационной вставки. Технический отчет составлен ФБУ «НИЦ Энергобезопасность» и утвержден директором ФБУ <ФИО1<ДД.ММ.ГГГГ>.

Из представленного отчета установлено следующее. Выносное причальное устройство ВПУ-1 изготовлено в 1999 году, введено в эксплуатацию в 2002 году. Расчетный ресурс составляет 20 лет на все элементы конструкции ВПУ, включая компенсаторы.

В 2015 году АО «КТК-Р» заменены компенсаторы, которые были поставлены с ВПУ-1 в 2002 году, на новые, которые были закуплены в качестве запасных частей при покупке ВГТУ на заводе-изготовителе. Причины замены связаны с обнаруженным дефектом на внешней оболочке внутреннего компенсатора.

Для обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации было принято решение о замене второго (внешнего) компенсатора. Позднее снятый компенсатор был испытан и разрушился при испытании, что подтвердило правильность решения о замене.

В техническом отчете отмечено, что внутренний разрушенный 07.08.2021, замененный в 2015 году, был 1999 года изготовлении и поставлен совместно с закупкой ВПУ-1.

Из объяснений старшего инженера по учёту нефти АО «КТК-Р» Осипенко А.А., отобранных 13.08.2021, следует, что по окончании погрузки нефти в штатном режиме осуществляется оформление коносамента. Коносамент заполняется на основании акта приема- сдачи нефти, который в свою очередь оформляется на основании отчета о погрузке нефти с учетом паспорта качества нефти. Отчет о по1рузке нефти формируется на основании отчета СИКН (система измерений количества и качества нефти) за период приема-сдачи.

Согласно плану погрузки танкера «Minerva Symphony», к погрузке на танкер планировалось 135 100 тони нефти. В результате аварии планируемый объём не был полностью погружен на танкер. В указанной связи <ФИО2, по согласованию с руководством АО «КТК-Р», было приня то решение о переходе на резервную схему учета нефти - судовые замеры, для формирования отчета о погрузке судна с последующим оформлением акта приема-сдачи нефти и коносамента.

Отчет о судовых замерах оформлен независимым сюрвейером на основании замеров объёма и температуры нефти в танках судна. При осуществлении замеров, для определения массы нефти сюрвейером использовалась «Методика измерений на морских суда при погрузке на Морском терминале ЗАО «КТК-Р» МН-447-2015.

С учетом представленной сюрвейером информации оформлен отчет о погрузке нефти <№>, согласно которому на судно было погружено 129 484 тони нефти по массе брутто.

Определением государственного инспектора от 30.09.2021 у АО «КТК-Р» истребованы отчет о погрузке судна «Minerva Symphony», а также отчет по СИКН за период погрузки судна.

Исходящим письмом АО «КТК-Р» № Out-L-CPCR-9100-2021 от 01.10.2021 представлены запрошенные сведения. При изучении представленной информации установлено, что согласно отчету СИКН при погрузке судна через узел учета прошло 129 868 тонн нефти. Согласно же отчета о погрузке судна, выполненного на основании судовых замеров независимого сюрвейера, на судно поступило 129 484 тонн нефти. Разница составила 384 тонны нефти.

08.08.2021 проведен осмотр территории Морского терминала АО «КТК-Р», а именно участка, на котором размещена емкость закрытого дренажа ЕП-40, в которую закачивалась водонефтяная эмульсия, собранная с акватории Черного моря в ходе операции по ликвидации разлива 07.08.2021. Осуществлен отбор проб водонефтяной эмульсии.

09.08.2021 проведен осмотр судна «Сириус-1», расположенного в Гавани вспомогательных судов Морского терминала АО «КГК-Р», на которое осуществлен прием водонефтяной эмульсии с судна «Орион-А», участвовавшего в ликвидации разлива нефти 07.08.2021. Осуществлен отбор проб водонефтяной эмульсии.

13.08.2021 проведен осмотр территории Морского терминала АО «КТК-Р», в ходе которого установлено, что в ангаре береговых сооружений размещен гидрокомпенсатор (резинотехническое изделие), вследствие повреждения которого произошел выход нефти в акваторию Черного моря 07.08.2021. Гидрокомпенсатор имеет обширные повреждения (разорвана резиновая часть, смещены металлические элементы корда).

06.08.2021 проведен осмотр судна «Арктик», расположенного в Гавани вспомогательных судов Морского терминала АО «КТК-Р», которым осуществлялась откачка водонефтяной эмульсии их технологической полости ВПУ-1. Во время осмотра, привлеченным АО «КТК-Р» сюрвейером осуществлен замер уровня жидкости в танках судна. Осуществлен отбор проб водонефтяной эмульсии.

21.09.2021 проведен осмотр ВПУ-1 АО «КТК-Р», в ходе которого установлено, что гидрокомпеисатор трубной обвязки, вследствие повреждения которого произошел выход нефти в акваторию Черного моря 07.08.2021, заменен на новый. Место размещения гидрокомпенсатора расположено над поворотной платформой. Под местом расположения гидрокомпенсатора имеются технологические отверстия и 2 люка, ведущие в корпус ВПУ.

Внутренняя часть ВПУ в нижней своей части сообщается с морской водой по всей площади. Во время разлива вся внутренняя часть ВПУ была полностью заполнена нефтью. Ввиду прямого контакта с морской водой в корпусе ВПУ образовалась водонефтяная эмульсия, что также подтверждается объяснениями регионального менеджера АО «КТК-Р» <ФИО7 от 16.09.2021.

В этой связи, установлено, что весь объём нефти, вышедшей из нефтеналивной системы ВПУ-1. попал в акваторию Черного моря.

С целью мониторинга последствий тафязнсния Черного моря в результате разлива нефти произведены отборы проб морской воды 09.08.2021, 11.08.2021, 12.08.2021. Установлено следующее.

По результатам обора проб, произведенного 09.08.2021, в соответствии с протоколом испытаний <№> от 11.08.2021 установлены превышения в морской воде ПДК нефтепродуктов в 3 точках, в том числе, в одной точке отбора проб (район <адрес>) значительные - до 440 ПДК.

По результатам обора проб, произведенного 12.08.2021 в 10 милях от берега, напротив Морского терминала АО «КТК-Р», в соответствии с протоколом испытаний <№> от 16.08.2021 установлено превышение предельно допустимых концентраций нефтепродуктов - 4 пдк.

В рамках административного расследования установлено, что 07.08.2021 в результате разлива нефти, произошедшего вследствие внезапного повреждения корпуса компенсатора внутренней грузовой линии ВПУ-1, эксплуатируемого АО «КТК-Р», Обществом допущено загрязнение акватории Черного моря нефтью, что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Местом совершения административного правонарушения является акватория Черного моря в границах морского порта Новороссийск в районе морского терминала КТК-Р.

Установлено, что юридическое лицо - АО «КТК-Р» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «КТК-Р» при осуществлении своей деятельности обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования этим юридическим лицом были нарушены.

По результатам административного расследования постановлением государственного инспектора от 29.10.2021 АО «КТК-Р» привлечено к административной ответственности с назначением административного наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «КТК-Р» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. У юридического лица имелась возможность для обеспечения исполнения требований, предусмотренных природоохранным законодательством.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, должностным лицом им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении АО «КТК-Р» к административной ответственности принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «КТК-Р» в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены постановления и решения руководителя административного органа не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского мопского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. <№> от 29.10.2021 о привлечении Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти суток со дня получения копии мотивированного решения.

Судья А.В.Васильев