ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/2022 от 06.06.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

УИД 60 RS0001-01-2022-003028-34

Судья Тимофеева И.В. Дело № 21-140/2022

(дело № 12-157/2022)

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Корьякиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Псков-Полимер» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору ФИО2 № 22 от 25 февраля 2022 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 27 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном предусмотренным частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Псков-Полимер», юридический адресу: <****>, ИНН (****), ОРН (****),

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору ФИО2 № 22 от 25 февраля 2022 года ООО «Псков-Полимер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 27 апреля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, директор ООО «Псков-Полимер» ФИО1, не оспаривая вину Общества в нарушении правил пожарной безопасности, просит снизить размер назначенного административного штрафа.

В обоснование доводов жалобы указано, что в результате пожара, произошедшего 31 января 2022 года на производственной территории ООО «Псков-Полимер», Обществу был причинен существенный ущерб уничтожением товарно-материальных ценностей на сумму <данные изъяты> рублей, поскольку было полностью уничтожено все сырье и полуфабрикаты.

Кроме того, ссылаясь на письмо Минпромторга Российской Федерации от 07 апреля 2022 года № 30048/08, директор Общества указывает, что ООО «Псков-Полимер» включено в перечень системообразующих организаций, которым, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 года № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций», оказывается государственная поддержка в целях поддержания их финансовой устойчивости и бесперебойного функционирования в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением на территории РФ COVID-19 и совершением иностранными государствами недружественных действий, введением экономических санкции.

В судебном заседании защитник ООО «Псков-Полимер» - адвокат Яхин А.В., действующий на основании ордера, жалобу поддержал. Обратил внимание, в результате пожара на предприятии Обществу причинены колоссальные убытки, в связи с чем введён режим жёсткой экономии денежных средств. При этом Общество старается восстановиться, ищёт новых партнёров, поскольку ранее сырье поставлялось иностранными поставщиками из государств, в настоящее время введших экономические санкции против Российской Федерации, а также принимает меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО3 не возражал против снижения административного штрафа, указав, что на дату вынесения постановления по делу об административной правонарушении ещё не были введены экономическое санкции против Российской Федерации.

Выслушав участвующих лиц, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР в РФ), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из дела следует, что, на основании решения заместителя начальника ОНД и ПР по городу Пскову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области от 04 февраля 2022 года № 37, в отношении ООО «Псков-Полимер» была проведена внеплановая проверка, в результате которой были выявлены нарушения Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 69-ФЗ, «О пожарной безопасности»; Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 1.13130.2020; СП 2.13130.2020; СП 3.13130.20209; СП 4.13130.2013; СП 7.13130.2013; СП 9.13130.2013; СП 89.13330.2016; СП 484.13131500.2020; СП 486.1311500.2020; Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а именно:

1. Система оповещения и управления эвакуацией неработоспособна в административном здании (первый этаж левое крыло), в цехе ЭВА (второй этаж столовая и раздевалка), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 54, статья 84); СП 3.13130.2009 (пункт 4.2, пункт 4.5, пункт 4.7, пункт 4.8); ППР в РФ (пункт 54);

2. Звуковой сигнал системы оповещения и управления эвакуацией не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении в цехе № 3 (в раздевалке, а также в целом здании при работе оборудования), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 54, статья 84); СП 3.13130.2009 (пункт 4.2, пункт 4.5, пункт 4.7, пункт 4.8); ППР в РФ (пункт 54);.

3. Инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в отношении каждого здания с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ (инструкция общеобъектовая разработана с утратившими силу Правилами противопожарного режима в Российской Федерации), чем нарушены ППР в РФ (пункт 2, пункт 392, пункт 393, пункт 394);

4. Представленные инструкции, распорядительные документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты, не актуализированы (разработаны в соответствии с утратившими силу Правилами противопожарного режима в Российской Федерации), чем нарушены ППР в РФ (пункт 2, пункт 3, пункт 4, пункт 9, пункт 43, пункт 56, пункт 124);

5. Не представлены документы, подтверждающие проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а находящихся в здании, сооружении, чем нарушены ППР в РФ (пункт 9);

6. Не обеспечено на входных дверях производственных и складских помещениях с наружной стороны наличие категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», чем нарушены ППР в РФ (пункт 12);

7. Не представлены техническая документация соблюдений пределов огнестойкости деревянных конструкций кровель, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 57, статья 58, статья 87, таблица 21); ППР в РФ (пункт 13, пункт 25);.

8. Не представлены акты (протоколы) проверки состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций кровель, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 57, статья 58, статья 87, статья 136, таблица 21); СП 2.13130.2020 (пункт 3.5, пункт 5.4.5); ППР в РФ (пункт 13);

9. Не представлена проектная и техническая документация соблюдений пределов огнестойкости металлических конструкций несущих конструкций, а также внутренних лестниц в зданиях и сооружениях (имеется проект только на здание литеры Ж), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 57, стать 58, стать 87, таблица 21); ППР в РФ (пункт 13, пункт 25);

10. Не представлены акты (протоколы) проверки состояния огнезащитного покрытия металлических конструкций внутренних лестниц в зданиях, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 57, статья 58, статья 87, статья 136, таблица 21); СП 2.13130.2020 (пункт 3.5, пункт 5.4.3); ППР в РФ (пункт 13);

11. Не обеспечено в необходимом количестве во всех зданиях наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53 пункт 54); СП 3.13130.2009 (пункт 5.4, пункт 5.5); ППР в РФ (пункт 36);

12. Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (приказы, акты, журнал не представлены), чем нарушены ППР в РФ (пункт 43, пункт 124);

13. Не представлены утвержденные руководителем организации регламенты технического обслуживания систем противопожарной защиты здания, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, чем нарушены ППР в РФ (пункт 54);

14. Не обеспечено наличие инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты в помещении дежурного поста (диспетчерской, в местах установки приемно-контрольных приборов), чем нарушены ППР в РФ (пункт 56);

15. Не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушены ППР в РФ (пункт 17, пункт 30, пункт 43, пункт 48, пункт 50, пункт 52, пункт 54, пункт 60);

16. Не представлены декларации пожарной безопасности, разработанные и утвержденные в установленном порядке для зданий швейного производства, склада № I, склада № 4, цеха ЭВА, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4. часть 4, статья 6 часть 1, статья 64); Приказа МЧС России от 16 марта 2020 года № 171 (пункт 2);

17. Не представлены разделы 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на вновь построенные и реконструированные здания (имеется только на здание литеры Ж), чем нарушены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 15 пункт 6); Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 (пункт 26);

18. Противопожарные двери, установленные в помещениях хранения прессформ и компрессорной в цеху приклейки (участок прямого литья на заготовку), не оборудованы устройствами для самозакрывания, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 88); ППР в РФ (пункт 14, пункт 29);

19. Цех приклейки (участок прямого литья на заготовку) не отделен от цеха ЭВА противопожарной стеной 1-го типа (проем заделан металлическими воротами), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 87, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 5.4.1, пункт 5.4.7, пункт 5.4.8); ППР в РФ (пункт 25);

20. Для эвакуации со встройки с бытовыми помещениями в цехе приклейки (участок прямого литья на заготовку) предусмотрена лестница, выполненная из горючих материалов (ступени лестницы деревянные), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 8.2.4);

21. План эвакуации людей при пожаре в цеху приклейки (участок прямого литья на заготовку) не размещен в соответствии с местом размещения, указанным на самом плане (расположен на полу), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, стать 53, статья 89); ГОСТ Р 12.2.143-2009 (пункт 6.2.10); ППР в РФ (пункт 5);

22. На эвакуационных проходах в цеху приклейки (участок прямого литья на заготовку) допускается размещение различных предметов и материалов, также заставлен один из эвакуационных выходов (бочки, коробки), чем нарушены ППР в РФ (пункт 16 «ж», пункт 27 «б»);

23. Запоры на дверях эвакуационных выходов из цеха приклейки (участок прямого литья на заготовку) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4. часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

24. Степень огнестойкости пристроенной части к зданию цеха ЭВА принята на величину ниже, чем степень огнестойкости здания самого цеха, а также класс конструктивной пожарной опасности пристроенной части представляет величину ниже класса конструктивной пожарной опасности здания (пристроенная часть выполнена из сэндвича по металлоконструкциям, документация соблюдения пределов огнестойкости металлических конструкций не представлена), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 57, статья 58, статья 87, таблица 21, таблица 22); СП 2.13130.2020 (пункт 6.1.1);

25. Противопожарная дверь, установленная в помещении хранения прессформ в пристроенной части цеха ЭВА, не оборудована устройствами для самозакрывания, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 88); ППР в РФ (пункт 14, пункт 29);

26. В подсобном помещении цеха ЭВА установлены дымовые пожарные извещатели, при этом при их функционировании в помещении выделяется большое количество пыли (пожарные извещатели запылены, находится в режиме «Пожар»), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, стать 83, статья 91); СП 484.1311500.2020 (пункт 6.5.1); ППР в РФ (пункт 54);

27. На пути эвакуации из помещения инструментарной цеха ЭВА наружу имеется перепад высот высотой менее 0,45 м. с числом ступеней менее трех, необорудованный пандусом с уклоном не более 1:6 (две ступеньки высотой 0,3 м), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.1.4, пункт 4.1.5, пункт 4.3.5);

28. На пути эвакуации из помещения раздевалки инструментарной цеха ЭВА имеется перепад высот высотой менее 0,45 м. с числом ступеней менее трех, необорудованный пандусом с уклоном не более 1:6 (ступенька высотой 0,17 м), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.1.4, пункт 4.1.5, пункт 4.3.5);

29. План эвакуации людей при пожаре в цеху ЭВА не размещен в соответствии с местом размещения, указанным на самом плане, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ГОСТ Р 12.2.143-2009 (пункт 6.2.10); ППР в РФ (пункт 5);

30. Подход к имеющимся огнетушителям в цеху ЭВА ограничен в результате размещения оборудования и материалов, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 60, статья 105); СП 9.13130.2009 (пункт 4.2.1, пункт 4.2.7, пункт 4.2.8); ППР в РФ (пункт 16 «е»).

31. На эвакуационных проходах в цеху ЭВА допускается размещение различных предметов и материалов, также заставлен один из эвакуационных выходов, чем нарушены. ППР в РФ (пункт 16 «ж», пункт 27 «б»);

32. Двери, выходящие с коридоров этажей и помещений на лестничную клетку внутренней лестницы двухэтажной части цеха ЭВА, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 пункт 1, статья 88); СП 1.13130.2020 (пункт 4.4.6); ППР в РФ (пункт 24);

33. Складские помещения в пристроенной части категории ВЗ по взрывопожарной и пожарной опасности не отделяются от самого цеха ЭВА противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим заполнением проемов, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 4.5); СП 4.13130.2013 (пункт 6.3.7); ППР в РФ (пункт 12);

34. Запоры на дверях эвакуационных выходов из здания склада № 5а (участок приклейки) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

35. На пути эвакуации здания склада № 5а допускается размещение различных предметов и материалов (в тамбуре продукция в коробках), чем нарушены ППР в РФ (пункт 16 «ж», пункт 27 «б»);

36. На эвакуационных проходах в цеху № 3 допускается размещение различных предметов и материалов, также заставлен один из эвакуационных выходов (продукция, оборудование), чем нарушены ППР в РФ (пункт 16 «ж», пункт 27 «б»);

37. Согласно плану эвакуации людей при пожаре в АБК, из здания предусмотрено три эвакуационных выхода, при этом два из них не могут считаться эвакуационными, так как ведут в здания иного класса функциональной пожарной опасности (в том числе указанные выходы обозначены световыми оповещателями «Выход»), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.2.6); СП 3.13130.2009 (пункт 5.3); ППР в РФ (пункт 5);

38. Помещения ЗИП на первом этаже здания АБК, категории ВЗ по взрывопожарной и пожарной опасности согласно представленному расчету, не оборудованы дверьми с пределами огнестойкости не менее EI30; на дверях отсутствует обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 4.5); СП 4.13130.2013 (пункт 5.1.2, пункт 5.6.4); ППР в РФ (пункт 12, пункт 25);

39. Под маршем лестницы здания АБК на первом этаже допускается складирование различных предметов и материалов, чем нарушены ППР в РФ (пункт 16 «к»);

40. Выход, ведущий с лестничной клетки внутренней лестницы здания АБК на кровлю, не оборудован закрепленной стальной стремянкой, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 90); СП 4.13130.2013 (пункт 7.7);

41. Двери, выходящие с коридоров этажей и помещений на лестничную клетку внутренней лестницы здания АБК, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 пункт 4, статья 6 пункт 1, статья 88); СП 1.13130.2020 (пункт 4.4.6); ППР в РФ (пункт 24);

42. На люке, ведущем на чердак с лестничной клетки внутренней лестницы административного здания, в котором по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей, отсутствует информация о месте хранения ключей, также люк не закрывается на замок, чем нарушены ППР в РФ (пункт 18);

43. Выход на чердак с лестничной клетки внутренней лестницы здания АБК не оборудован противопожарным люком 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (документация на установленный люк не представлена), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 90); СП 4.13130.2013 (пункт 7.5, пункт 7.7); ППР в РФ (пункт 25);

44. Для эвакуации со встройки с бытовыми помещениями в цехе № 2 предусмотрена лестница, выполненная из горючих материалов (ступени лестницы деревянные), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 8.2.4);

45. Для эвакуации со встройки предусмотрена забежная лестница с деревянными ступенями, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.3.6, пункт 8.2.4);

46. Здание грануляторной категории Б по взрывопожарной и пожарной опасности площадью 972 м2 не оборудовано автоматической установкой пожаротушения, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 83, статья 91, статья 103); СП 486.1311500.2020 (пункт 4.1, пункт 4.2, пункт 4.4, пункт 4.5, пункт 4.6, пункт 4.8, пункт 4.9, таблица 1, таблица 3);

47. Запоры на дверях эвакуационных выходов из грануляторной не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4. часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

48. Здание грануляторной не имеет легкосбрасываемых конструкций (расчет площади легкосбрасываемых конструкций не представлен), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4. часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 49); СП 4.13130.2013 (пункт 6.2.5);

49. Дробильный участок в здании грануляторной не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 49); СП 4.13130.2013 (пункт 6.2.5);

50. Навес вблизи здания грануляторной не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушены требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 83, статья 91, статья 103); СП 486.1311500.2020 (пункт 4.1, пункт 4.2, пункт 4.4, пункт 4.5, пункт 4.6, пункт 4.8, пункт 4.9, таблица 1, таблица 3);

51. Навес вблизи здания грануляторной не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 54, статья 83, статья 84, статья 91); СП 3.13130.2009 (пункт 3.1, пункт 4.8, таблица 2);

52. В части здании склада № 2 предусмотрено место для зарядки аккумуляторных погрузчиков, при этом указанная часть не отделена от остальных складских помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа, а также не имеет обособленный выход, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 87, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 4.13130.2013 (пункт 6.3.9);

53. Запоры на дверях эвакуационных выходов из склада № 2 не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

54. В части здании склада № 1 предусмотрено место для зарядки аккумуляторных погрузчиков, при этом указанная часть не отделена от остальных складских помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа, а также не имеет обособленный выход, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 87, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 4.13130.2013 (пункт 6.3.9);

55. Запоры на дверях эвакуационных выходов из склада № 1 не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

56. На пути эвакуации из помещения слесарей здания гаража и слесарного участка допускается размещение различных предметов и материалов (в тамбуре коробки, инвентарь), чем нарушены ППР в РФ (пункт 16 «ж», пункт 27 «б»);

57. Запоры на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, лестничных клеток административного здания не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

58. Раскроечный цех не отделен от административного здания на первом этаже противопожарной стеной 1-го типа (из кабинета интернет-магазина имеется дверь обычная, а также оконные проемы, выходящие в цех), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 87, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 5.4.1, пункт 5.4.7, пункт 5.4.8); ППР в РФ (пункт 25);

59. Тамбур перед санузлом на 1-м этаже административного здания не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 83, статья 91, статья 103); СП 486.1311500.2020 (пункт 4.1, пункт 4.2, пункт 4.4, пункт 4.5, пункт 4.6, пункт 4.8, пункт 4.9, таблица 1, таблица 3);

60. Помещения юридической группы на 2-м этаже административного здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 83, статья 91, статья 103); СП 486.1311500.2020 (пункт 4.1, пункт 4.2, пункт 4.4, пункт 4.5, пункт 4.6, пункт 4.8, пункт 4.9, таблица 1, таблица 3);

61. Ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре первого этажа административного здания составляет менее 1 м. (ширина коридора составляет 1,6 м., но, учитывая двери, открывающиеся из помещений в коридор с двух сторон, с шириной дверного полотна 0,8 м., ширина эвакуационного пути по коридору составляет 0,8 метра), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.1.4, пункт 4.1.5, пункт 4.3.3, пункт 4.3.4);

62. Приборы, функциональные модули и источники бесперебойного питания систем противопожарной защиты установлены на высоте более 1,8 метра (2 м.), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 83, статья 91); СП 484.1311500.2020 (пункт 5.13); ППР в РФ (пункт 54);

63. Запоры на дверях эвакуационных выходов из раскроечного цеха не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

64. На пути эвакуации из раскроечного цеха допускается размещение различных предметов и материалов (в тамбуре коробки, инвентарь), чем нарушены ППР в РФ (пункт 16 «ж», пункт 27 «б»);

65. Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) из раскроечного цеха не предусмотрена горизонтальная входная площадка с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.2.21);

66. Встроенная котельная не выделена противопожарным перекрытием 3-го типа (металлические балки), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 4.5); СП 4.13130.2013 (пункт 6.9.52); СП 89.13330.2016 (пункт 7.2); ППР в РФ (пункт 13, пункт 25);

67. Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности котельной встроенной в административное здание, на двери указанного помещения отсутствует обозначение категории, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 4.5); СП 4.13130.2013 (пункт 5.1.2, пункт 6.9.17); СП 89.13330.2016 (пункт 7.2); ППР в РФ (пункт 12);

68. Не представлен расчет площади легкосбрасываемых конструкций котельной встроенной в административное здание, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 27, статья 49); СП 4.13130.2013 (пункт 6.2.5, пункт 6.9.16); СП 89.13330.2016 (пункт 7.6, пункт 7.10);

69. Перед наружными дверьми (эвакуационными выходами) из проходной не предусмотрены горизонтальные входные площадки с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.2.21);

70. Ширина в свету эвакуационных выходов из цеха второго этажа швейного производства составляет менее 1,2 м. (0,84 м.), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.1.4, пункт 4.1.5, пункт 4.2.5, пункт 4.2.19);

71. Запоры на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, лестничных клеток здания швейного производства не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (двери на замках), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); ППР в РФ (пункт 26);

72. Ширина в свету эвакуационных выходов из цеха швейного производства наружу составляет менее 1,2 м. (0,9 м.), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.1.4, пункт 4.1.5, пункт 4.2.5, пункт 4.2.19);

73. Части зданий различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости (заполнение оконных проемов в перегородке, разделяющей швейное производство и рыбацкий цех со складом Ф5.1 от пристроенного склада № 56 Ф5.2, выполнено с пределом огнестойкости менее Е60), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 58, статья 88, таблица 23, таблица 24); СП 2.13130.2020 (пункт 5.4.7); СП 364.1311500.2018 (пункт 4.2, пункт 6.2); ППР в РФ (пункт 25);

74. Ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре первого этажа швейного производства составляет менее 1,2 м. (ширина коридора составляет 1,6 м., но, учитывая двери, открывающиеся из помещений в коридор с двух сторон, с шириной дверного полотна 0,8 м., ширина эвакуационного пути по коридору составляет 0,8 метра (раздевалка № 3), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 53, статья 89); СП 1.13130.2020 (пункт 4.1.2, пункт 4.1.4, пункт 4.1.5, пункт 4.3.3, пункт 4.3.4);

75. У эвакуационного выхода из коридора первого этажа швейного производства наружу отсутствует ручной пожарный извещатель, чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 83, статья 91); СП 484.13131500.2020 (пункт 6.6.27); ППР в РФ (пункт 54);

76. Перекрытие между первым и вторым этажом в здании рыбацкого цеха выполнено с пределом огнестойкости менее REI 45 (проектная и техническая документация по соблюдению пределов огнестойкости не представлена), чем нарушены требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 57, статья 58, статья 87, статья 136, таблица 21); СП 2.13130.2020 (пункт 3.5, пункт 5.4.3); ППР в РФ (пункт 13);

77. Здание склада № 4 и рыбацкого цеха не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции удаления продуктов горения при пожаре; что является нарушением требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 4 часть 4, статья 6 часть 1, статья 56, статья 85); СП 7.13130.2013 (пункт 3.11, пункт 3.12, пункт 7.2 «е», пункт 8.5); СП 4.13130.2013 (пункт 6.3.7); ППР в РФ (пункт 12).

Выявленные множественные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Псков-Полимер» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и привлечения к административной ответственности Общества по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы на постановление, судья Псковского городского суда согласился с обоснованностью привлечения ООО «Псков-Полимер» к административной ответственности и правильностью квалификации административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Псков-Полимер» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 32 от 17 февраля 2022 года, решением о проведении выездной проверки № 37 от 04 февраля 2022 года, актом проверки от 17 февраля 2022 года, и другими материалами дела, которым должностным лицом органа пожарного надзора и судьёй Псковского городского суда дана оценка на предмет их относимости, допустимости и достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При рассмотрении дела дана правильная юридическая оценка бездействию ООО «Псков-Полимер» по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при проведении административного расследования и составления протокола об административном правонарушении не установлено.

Вместе с тем, нахожу, что доводы директора ООО «Псков-Полимер» ФИО1 о возможности применения при назначении наказания к ООО «Псков-Полимер» положений ч. 32 статьи 4.1 КоАП РФ заслуживают внимания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 данной статьи при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 33 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 32 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Как усматривается из представленных Обществом доказательств тяжёлого имущественного и финансового положения ООО «Псков –Полимер», 31 января 2022 года на производственной территории Общества произошёл крупный пожар, в результате которого были уничтожены товарно-материальные ценности на сумму <данные изъяты> рублей, тем самым юридическому лицу был причинен значительный ущерб.

Кроме того, согласно письму Минпромторга РФ от 07 апреля 2022 года № 30048/08 ООО «Псков-Полимер» включено в перечень системообразующих организаций, которым, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2020 года № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций», оказывается государственная поддержка в целях поддержания их финансовой устойчивости и бесперебойного функционирования в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением на территории РФ COVID-19 и совершением иностранными государствами недружественных действий, введением экономических санкции.

Общество также ссылается, что, кроме имущественных и финансовых убытков в связи с указанным пожаром, ООО «Псков-Полимер» испытывает значительные сложности из-за введения в отношении Российской Федерации ограничительных политических и экономических мер зарубежными государствами, поскольку для приобретения необходимого сырья, ранее поставлявшегося из стран ЕС, необходимо налаживание новых связей с поставщиками из иных стран, а также необходимо выполнять обязательства, связанные с сохранением рабочих мест и оплате труда, выполнением предписания органа государственного пожарного надзора, что, с учётом совокупности сложившихся обстоятельств, вызывает трудности в оплате назначенного административного штрафа в полном объёме.

При изложенных обстоятельствах нахожу, что представленные заявителем доказательства имущественного и финансового положения ООО «Псков-Полимер», и приведённые доводы жалобы, позволяют отнести их к исключительным обстоятельствам, позволяющим снизить Обществу административный штраф в соответствии с частями 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ.

Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (на дату выявления административного правонарушения) предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, в связи с чем в соответствии с частями 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф ООО «Псков-Полимер» подлежит снижению до 1/2 от размера минимального административного штрафа для юридических лиц, то есть в размере 75 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда,

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора ООО «Псков – Полимер» ФИО1 удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору ФИО2 № 22 от 25 февраля 2022 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 27 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Псков-Полимер» изменить в части назначенного административного наказания, снизив назначенный ООО «Псков-Полимер» административный штраф до 75000 рублей.

В остальной части обжалуемые акты оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина