ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/2022 от 17.06.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Семенова Е.В.

УИД № 49RS0001-01-2022-000499-39

Дело № 12-157/2022

№ 7-30/2022

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

17 июня 2022 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

с участием защитника Ермака М.В., которому права, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены и понятны, отводов судье не имеет,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами «Магаданский», ОГРН<***>, ИНН<***>, расположенного по адресу: городМагадан, улицаМарчеканская, дом 1-А,

УСТАНОВИЛА:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № 380/в-21/пс1 от 29 декабря 2021года общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами «Магаданский» (далее – ООО «Региональный оператор «Магаданский», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАПРФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда от 4апреля 2022 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы Общества, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности.

В качестве оснований к отмене решения судьи указывает на неправильное толкование норм законов, регулирующих спорные правоотношения.

Отмечает, что в силу положений статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Общество обязано было до 1 января 2019 года оформить разрешения на выбросы, однако данное разрешение им не оформлено. Учитывая, что за получением комплексного экологического разрешения Общество в уполномоченный орган не обращалось, то названная выше обязанность подлежала исполнению юридическим лицом и после 1 января 2019 года.

Также Обществом в нарушение законодательства не выполнена обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Считает, что до истечения срока получения комплексного экологического разрешения (до 1 января 2025 года), установленного для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, наличие разрешений и документов, предоставляющих право осуществлять деятельность на указанных объектах, является обязательным.

В судебное заседание законный представитель ООО «Региональный оператор «Магаданский» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник Общества Ермак М.В. полагал решение судьи городского суда законным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Выслушав возражения защитника Ермака М.В. относительно доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной Северо-Восточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 18 по 29 октября 2021 года плановой выездной комплексной проверки установлено, что ООО «Региональный оператор «Магаданский» в нарушение требований части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ) осуществляет размещение твердых коммунальных отходов на относящемся к объектам I категории полигоне ТБО «Магаданский», оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, при этом юридическое лицо не обратилось в территориальный орган Росприроднадзора с заявкой на получение комплексного экологического разрешения либо за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ с 1 января 2019 года.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Региональный оператор «Магаданский» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и привлечения Общества постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 декабря 2021 года № 380/в-21/пс1 к административной ответственности, установленной данной нормой.

Рассматривая жалобу Общества на указанное постановление, судья Магаданского городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем прекратил производство по делу.

При этом судья исходил из того, что у Общества отсутствует обязанность в получении комплексного экологического разрешения либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО, поскольку такая обязанность установлена законодателем до 1 января 2025 года.

С данным выводом согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона об охране окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11 Закона об отходах).

Согласно части 2 статьи 18 Закона об отходах нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона об отходах).

В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

Согласно частям 6, 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014года № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В письме Росприроднадзора от 29 декабря 2018 года № АА-10-02-36/29629 «О направлении информации» обращено внимание на то, что субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 1 января 2019 года и до дня получения комплексного экологического разрешения.

Из приведенных норм следует, что юридические лица осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору и отнесенных к объектам I категории, с 1января 2019 года должны осуществлять деятельность, связанную с этими объектами, в том числе по размещению отходов, на основании комплексного экологического разрешения или разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора. Соответственно, данные юридические лица обязаны обратиться в территориальные органы Росприроднадзора с заявкой на получение комплексного экологического разрешения, либо за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ с 1 января 2019 года.

При этом проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны юридическим лицом до образования отходов (пункты 1, 3 статьи 14, статья 18 Закона об отходах).

При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда об отсутствии у ООО «Региональный оператор «Магаданский» обязанности при осуществлении деятельности по размещению отходов обратиться в территориальные органы Росприроднадзора с заявкой на получение комплексного экологического разрешения либо за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ нельзя признать обоснованным.

Вместе с тем указанные обстоятельства не влекут отмену обжалуемого решения в связи со следующим.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований, в числе прочего, при эксплуатации объектов капитального строительства.

Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности закреплены в статье 34 Закона об охране окружающей среды, при этом экологические требования при эксплуатации названных объектов предусмотрены в статье 39 указанного Закона.

В соответствии с преамбулой Закона об отходах данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления являются самостоятельными экологическими требованиями, предусмотренными статьей 51 Закона об охране окружающей среды.

Данная норма является специальной нормой по отношению к статьям 34, 39 названного выше Закона, устанавливающей экологические требования исключительно при эксплуатации соответствующих объектов, ответственность за несоблюдение которых предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

В статье 51 Закона об охране окружающей среды прямо указано на регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления соответствующим специальным законодательством Российской Федерации, в данном случае Законом об отходах, за несоблюдение положений которого специальной нормой – статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В частности, частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.

Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах вмененное в вину ООО «Региональный оператор «Магаданский» бездействие, нарушающее, по мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего постановление о назначении административного наказания, экологические требования исключительно при обращении с отходами производства и потребления квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ ошибочно, в бездействии Общества состав данного правонарушения отсутствует.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения судьи Магаданского городского суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛА:

решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 4 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра