ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-157/22 от 03.03.2022 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 12-157/22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Краснодар 03 марта 2022 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Соловьевой А.Ю.

при секретаре Воловик А.С.

с участием

представителя конкурсного управляющего ООО "ЮСКК"

ФИО1, доверенность б\н от 21.09.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края на постановление мирового судьи судебного участка № 234 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 29.10.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ООО «ЮСКК»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 234 от 29.10.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, возбужденное департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ООО «ЮСКК» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представителем департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края была подана жалоба, в которой указано, что квалификация требования об уплате административного штрафа в качестве текущего, зависит от момента совершения правонарушения. В рассматриваемом случае Арбитражным судом Краснодарского края 27.05.2013 по делу №П32-15789/2013 принято к производству заявление о признании ООО «ЮСКК» банкротом. При этом административное правонарушение по ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ по факту которого общество было привлечено к административной ответственности было совершено 31.10.2020. Таким образом, обязательный платеж в виде административного штрафа является текущим и подлежит погашению вне реестра требований кредиторов. Просили суд отменить постановление мирового судьи судебного участка №234 Карасунского округа г. Краснодара от 29.10.2011 и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ООО "ЮСКК" ФИО1 против удовлетворения жалобы возражала.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав мнение представителя заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как было установлено в судебном заседании, постановлением заместителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края №159/2021-5 от 20.04.2021 ООО «ЮСКК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

Постановление о назначении административного наказания от 20.04.2021 вступило в законную силу 15.06.2021, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 16.09.2021.

Таким образом, административный штраф, наложенный вышеуказанным постановлением, должен быть оплачен в срок до 16.08.2021, однако информации об оплаченном штрафе в Департамент не поступало.

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

16.09.2021 заместителем руководителя Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ООО «ЮСКК» был составлен протокол об административном правонарушении за неуплату административного штрафа по ч.1 ст. 20.25, за неуплату административного штрафа по постановлению № 159/2021-5 от 20.04.2021.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 196-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в числе прочего регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).

Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес, помимо прочего, административные штрафы.

В силу положений абз. 1 п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве в целях указанного закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным законом.

Согласно п. 2 данной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Пунктом 3 статьи 5 Закона о банкротстве удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, квалификация требования об уплате административного штрафа в качестве текущего зависит от момента совершения правонарушения.

Данный правовой подход выражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации, принятых по конкретным делам, например, в определении от 17 декабря 2014 года № 304-ЭС14-5000, в определении от 09 февраля 2015 года № 307-КГ14-2426 и сформулирован в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года (пункт 7), в котором, в числе прочего, отмечено, что штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

Требования кредиторов по текущим платежам погашаются за счет конкурсной массы вне очереди, преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (статья 134 Закона о банкротстве).

Согласно п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» уплата административного штрафа производится в пятую очередь.

Расчетный счет ООО «ЮСКК» открыт в Банке ОАО «УРАЛСИБ», который является кредитором ООО «ЮСКК» и включен в реестр требований кредиторов на сумму 1 783 234 580,29 руб. и чьи требования по состоянию на сегодняшний день удовлетворены только в размере 7,69%.

Кроме того, Банк, как кредитор ООО «ЮСКК» наделен правом не только не проводить внеочередные операции, но и обжаловать действия конкурсного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротства) ООО «ЮСКК».

По состоянию на сегодняшний день, реестр требований кредиторов ООО «ЮСКК» составляет 7 870 754 204,97 руб. и оплачен в размере 9,84%. Зареестровые требования составляют ещё 49 258 535,56 руб.

С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 настоящего Федерального закона. (ч.2). Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц (ч.3)

Производственную деятельность ООО «ЮСКК» в процедуре конкурсного производства не осуществляет. В рамках процедуры конкурсного производства реализуется имущество ООО «ЮСКК», большая часть которого является залогом по требованиям кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено, ООО «ЮСКК» были приняты все зависящие меры к соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, однако, именно в силу требований закона, без погашения предыдущих (более ранних) требований по текущим платежам, начиная с 2014 года в размере 93 975 926 руб., произвести оплату административного штрафа в размере 60 000 руб. невозможно.

Таким образом, в действиях ООО «ЮСКК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, поскольку у ООО «ЮСКК» отсутствовал умысел на уклонение от исполнения административного наказания.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения,

Таким образом, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №234 Карасунского округа г. Краснодара от 29.10.2021 и удовлетворения доводов жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 234 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 29.10.2021 в отношении ООО «ЮСКК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, оставить без изменений, а жалобу представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края без удовлетворения.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара А.Ю. Соловьева