Дело № 12-1585/2017
Р Е Ш Е Н И Е
город Южно-Сахалинск 22 ноября 2017 года
Судья Южно-Сахалинского городского суда Абикова Ю.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № городского округа «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области ФИО. от 10 октября 2017 года о привлечении должностного лица - главного бухгалтера государственного автономного учреждения культуры «Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № городского округа «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области ФИО. от 10 октября 2017 года главный бухгалтер государственного автономного учреждения культуры «Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить. В обосновании жалобы указывает, что мировым судьей при вынесении постановления нарушены сроки давности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, поскольку не учтено, что жилые помещения принятые к балансовому учету в 2011-2012 годах должны быть отражены соответственно на забалансовых счетах в том же периоде, с которого и необходимо исчислять сроки давности. Заявитель, также считает, что проверка контрольно-ревизионного управления была проведена предвзято, поскольку предыдущему главному бухгалтеру Учреждения в период работы с 2011 года по 2015 года не отражение указанного имущества по забалансовым счетам не вменялось, как нарушение. Полагает возможным освободить ее от административной ответственности в силу пункта 2 примечания к статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что дело об административном правонарушении возбуждено не уполномоченным на то лицом.
ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала, дополнила, что имущество, которое было поставлено на учет в 2011-2012 году, было принято ею 25 апреля 2016 года, без какого-либо акта приема-передачи. Имущество без учета не осталось, поскольку стояло на счету «101». Когда приступила к исполнению обязанностей, принимала все меры для приведения бухгалтерской отчетности в соответствие с требованиями законодательства, привести в соответствие всю отчетность не успела.
Помощник прокурора Борисова А.А. в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, полагала, что вынесенное мировым судьей постановление законно и обосновано, состав административного правонарушения в действия ФИО1 имеется.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в том числе искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.
Согласно статье 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 N 157н утвержден Единый плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.
Пунктами 32, 33 указанной Инструкции материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.
Операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
Согласно пункту 323 указанной Инструкции на забалансовых счетах учреждением учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество; имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т.п.); материальные ценности, учет которых согласно настоящей Инструкции предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 3000 включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства, иные ценности, расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.
Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.
Учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
Согласно пункту 333 Инструкции счет «01» предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации), а также объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.
Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Передача арендуемого (используемого безвозмездно) учреждением объекта нефинансовых активов субарендатору (иному пользователю) отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица, с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)", счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".
Выбытие объекта с забалансового учета при возврате имущества балансодержателю (собственнику), прекращении права пользования, принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов, отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.
Из пункта 381 Инструкции следует, что счет 25 предназначен для учета имущества, переданного учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте.
Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании Акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.
Из пункта 383 следует, что счет предназначен для учета имущества, переданного учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в безвозмездное пользование, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте.
Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании Акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.
Из материалов дела следует и мировым судьей установлено, что ФИО1 являясь должностным лицом – главным бухгалтером государственного автономного учреждения культуры «Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова» в балансе государственного автономного учреждения за 2016 год исказила стоимость имущества более чем на 10 %, а именно не отразила сведения на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», помещения расположенные в здании по <адрес>комнатную квартиру, расположенную по <адрес> стоимостью; 2-х комнатную квартиру, расположенную по <адрес> (общей стоимостью 6 205,6 тыс. руб., переданные в пользование сотрудникам общей стоимостью 3497,1 тыс. руб.), чем нарушила пункты 33, 381 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года N 157н, статью 13 Федерального закона РФ от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФИО1 в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
Имеющиеся доказательства получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу, оснований не доверять им не имеется.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей собранные по делу об административном правонарушении доказательства были исследованы и оценены в совокупности в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно.
Мировым судьей достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что общая стоимость переданного Учреждению в оперативное управление имущество составила 6 205, 6 тыс. руб., по договорам найма жилых помещений передано в пользование сотрудникам учреждения служебные квартиры общей стоимостью 3 497, 1 тыс. руб., тогда как в справке о наличии имущества и обязательств Ф. 0503730 на забалансовых счете 25 «Имущество, переданное в возмездное (безвозмездное) пользование (аренду) указана стоимость имущества в 250, 6 тыс. руб., а в сведениях о движении нефинансовых активов учреждения 6 205, 6 тыс. руб..
Таким образом, выводы мирового судьи, изложенные в обжалуемом постановлении, о том, что ФИО1 допущено искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности на забалансовом счете, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Каких-либо оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
Оценив совокупность имеющихся доказательств, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности М.Г в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ФИО1 о том, что она не подлежит административной ответственности, поскольку указанное имущество приобреталось в период, когда она не замещала должность главного бухгалтера являются не состоятельными в силу следующего.
Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, несут административную ответственность как должностные лица.
К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет, что административной ответственности подлежит лицо, в том числе и в случае непринятия мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям отнесены, в том числе и полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
То есть для того, чтобы сделать вывод о совершении должностным лицом правонарушения необходимо установить, что указанное лицо не приняло всех необходимых мер для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществило надлежащий контроль за исполнением, в том числе и его работниками трудовых обязанностей.
В соответствии с Приказом № от 20 апреля 2016 главным бухгалтером в государственном автономном учреждении культуры «Сахалинский Международный театральный центр имени А.П. Чехова» является ФИО1
На нее, согласно главе 2 должностной инструкции главного бухгалтера Учреждения возложена обязанность, в том числе по осуществлению и ведению бухгалтерского учета Учреждения в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации в его финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении, обеспечивать своевременное и точное отражение на четах бухгалтерского учёта хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.
Совокупность исследованных судом доказательств, оценка которым дана по правилам статей 26.2, 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет определенно установить, что ей не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, поскольку годовая отчетность за 2016 год, в которой были выявлены нарушения представлена в период исполнения ею своих должностных обязанностей.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья верно исходил из нормативных положений, закрепленных в частях 1,3,8 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В ходе рассмотрения настоящего дела достоверно установлено, что А.М не исполнила свои служебные обязанности, в то время как ведение бухгалтерского учета было возложено на нее руководством Учреждения.
Доказательств того, что руководитель возложил ведение бухгалтерского учета на иное должностное лицо суду не представлено.
Доводы жалобы А.М о том, что нарушений действующего законодательства при составлении отчетности ей допущено не было, суд не может принять во внимание, поскольку таковые не нашли своего подтверждения.
Оснований для освобождения А.М от административной ответственности в силу пункта 2 примечания к статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает.
Суд исходит из того, что исправить ошибки в бухгалтерском учете ФИО1 надлежало в установленном законодательством РФ порядке, в частности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2010 № 63н.
Вместе с тем, доводы жалобы в этой части объективно ничем не подтверждены, сведений о том, что А.М была представлена отчетность, содержащая исправления в материалах дела также отсутствует, в связи с чем, суд не может принять данный довод во внимание.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности суд находит не состоятельными и отвергает их как основанные на неправильном толковании норм законодательства об административных правонарушениях.
Так, согласно части 1 статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Таким образом, составление А.М бухгалтерской годовой отчетности за 2016 год на отчетную дату 1 января 2017 года и является днем совершения ей правонарушения.
Момент принятия на балансовый учет жилых помещений (2011-2012 год) не является датой совершения правонарушения, как ошибочно полагает заявитель.
При указанных обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы о возбуждения дела неполномочным лицом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в пределах его полномочий, установленных статья 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее норму закона, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административное наказание в виде административного штрафа является минимальным, назначено по правилам, установленным статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтен характер правонарушения, объем и характер выявленных нарушений.
Таким образом, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного постановления не допущено, постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № городского округа «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области ФИО. от 10 октября 2017 года о привлечении должностного лица - главного бухгалтера государственного автономного учреждения культуры «Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Ю.В. Абикова