Судья Чалая Е.В. Дело № 12-1588/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 12-414/2020 17 сентября 2020 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста отдела финансового контроля управления внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Сургутского района ФИО1 на постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2020, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
13.04.2020 главным специалистом отдела финансового контроля управления внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Сургутского района ФИО1 в отношении начальника управления общественных связей и информационной политики администрации Сургутского района ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотрен-ном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения по подведомственности в Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением судьи Сургутского городского суда от 10.06.2020 производ-ство по настоящему делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО1, как должностное лицо, составившее протокол об административ-вном правонарушении, обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Сургутский городской суд.
Надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 и ФИО2 в суд автономного округа не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Неявка этих лиц в суд не препятствует рассмотре-нию жалобы.
Изучив жалобу и проверив материалы дела, руководствуясь требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе осно-вания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Под термином «Главный распорядитель бюджетных средств» понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления го-сударственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образо-вания, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре рас-ходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) по-лучателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государст-венным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предостав-ляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недопо-лученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произве-дённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выпол-нением работ, оказанием услуг. Из местного бюджета такие субсидии предостав-ляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответ-ствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмот-рена возможность предоставления субсидий из местного бюджета иным неком-мерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления таких субсидий устанавливается муниципальными правовыми актами органов местного самоуправ-ления, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2019 № 2975-нпа в соответствии с Решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 № 590-нпа «О бюджете Сургутского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждён Порядок предоставления грантов (в форме субсидий) победителям конкурса проектов патриотического воспитания (далее – Порядок предоставления грантов).
Пунктом 1.6 Порядка предоставления грантов предусмотрено, что главным распорядителем, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установ-ленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год и плановый период, является Администрация Сургутского района.
Согласно пункту 3.13 Порядка предоставления грантов в перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, входит оплата товаров, работ, услуг, связанных с реализацией проекта получения гранта. При этом не допускается осуществление получателем гранта за счет гранта расходов, непо-средственно не связанных с реализацией проекта.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что проведённой управлением внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Сургутского района проверкой установлено нарушение начальником управления общественных связей и информационной политики того же органа местного самоуправления ФИО2 пункта 3.13 Порядка предоставления грантов, выразившееся в принятии к учёту ненадлежащих расходных документов при согласовании финан-сового отчёта общественной организации «Творческое объединение работников культуры Сургутского района» о реализации проекта «Формула успеха», субсиди-рованного из местного бюджета в форме гранта в соответствии с заключённым Администрацией Сургутского района договором от 06.05.2019 № 369.
Прекращая производство по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, судья исходила из того, что ФИО2 не является субъектом вменённого ему административного правонарушения, так как в рассматриваемых отношениях он не выступал главным распорядителем бюджетных средств.
Данный вывод является правомерным, а оспаривающие его доводы жалобы – не основанными на законе и материалах дела.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях, являются должностные лица, исполняющие функцию главного распоряди-теля бюджетных средств.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отноше-нии лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполня-ющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государст-венных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В рассматриваемых по настоящему делу отношениях главным распоряди-телем предоставляемых в виде субсидии (гранта) бюджетных средств являлась Администрация Сургутского района.
Согласно Уставу Сургутского района (принят решением Сургутской районной Думы от 24.08.1996 № 73) Администрация Сургутского района является исполни-тельно-распорядительным органом муниципального района, наделенным настоя-щим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полно-мочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Администрация Сургутского района обладает правами юридического лица, ею руководит Глава района на принципах единоначалия (статья 32 Устава).
Глава Сургутского района представляет Администрацию Сургутского района в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных об-разований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от её имени (подпункт 3 пункта 1 стати 32.1 Устава).
Пунктом 2 статьи 32.1 Устава предусмотрено, что Глава района вправе пере-давать отдельные, предусмотренные настоящей статьёй, полномочия должностным лицам Администрации района на основании соответствующего распоряжения Администрации района либо доверенности.
Анализ вышеприведённых актов с учётом обстоятельств рассматриваемого дела позволяет прийти к выводу, что властно-распорядительными полномочиями, связанными с расходованием средств субсидии (гранта), выделенной из средств бюджета Сургутского района некоммерческой (общественной) организации, на-делён Глава Сургутского района, как единоличный исполнительный орган юри-дического лица - главного распорядителя бюджетных средств. В отсутствие Главы района эти полномочия могло исполнять иное должностное лицо Администрации Сургутского района на основании соответствующего распоряжения этого органа либо доверенности.
Распределение Главой Сургутского района обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами администрации района не означает наделение этих лиц полномочиями и ответственностью главного распорядителя бюджетных средств.
Из материалов дела не следует, что ФИО2, состоя в должности ру-ководителя структурного подразделения Администрации Сургутского района, был наделен указанными выше полномочиями. В рассматриваемом случае невы-полнение либо ненадлежащее выполнение вменённых ему должностных обязан-ностей начальника управления общественных связей и информационной политики Администрации Сургутского района может влечь, при наличии к тому оснований, лишь дисциплинарную ответственность работника.
Изложенное свидетельствует о том, что должностное лицо ФИО2 субъектом вменённого ему административного правонарушения не является, в связи с чем судья Сургутского городского суда верно пришла к выводу о том, что в действиях ФИО2 отсутствует состав административного право-нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену оспаривае-мого решения, судьёй Сургутского городского суда при рассмотрении настоя-щего дела не допущено.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт отмене, изменению не подлежит, а поданная на него жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2020, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предус-мотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главного спе-циалиста отдела финансового контроля управления внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Сургутского района ФИО1 – без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (подпись) Д.А. Першаков
КОПИЯ ВЕРНА:
судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков