Дело 12-158/16 01 августа 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Антипова И.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске дело по жалобе Закрытого акционерного общества артель старателей «Золотой полюс»
на постановление № от 30.05.2016 года, которым Закрытое акционерное общество артель старателей «Золотой полюс» юридический адрес: <...> привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.25 ч.4 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей,
ФИО1 Н О В И Л:
Постановлением № государственного инспектора труда в Кемеровской области от 30.05.2016 года Закрытое акционерное общество «Золотой полюс» привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
ЗАО артель старателей «Золотой полюс» обратилось в суд с жалобой на постановление № от 30.05.2016 года, просят постановление отменить и производство по делу прекратить, указав, что 30.05.2016г Департамент лесного комплекса Кемеровской области в нарушение требований КоАП РФ рассмотрело дело об административном правонарушении в отсутствие представителя департамента, который не был надлежаще уведомлен. Также считает, что вина Общества не установлена. Срок договора аренды лесных участков был продлен и Общество не обязано было сдавать участок Арендодателю так как с ним был заключен новый договор аренды лесных участков без прерывания срока аренды. Срок действия договора от 22.04.2015 г №-Н истек 31.03.2016 г, с 31.03.2016 г арендные отношения продолжились путем заключения нового договора аренды №-Н, предмет договора не изменился, существенные условия договора остались неизменными. Таким образом, договорные отношения не прекращались, право пользования участком не прерывалось, обязанность по возврату участка не возникла.
В соответствии с пунктом 12.14 Договора №-Н арендатор (Общество) обязан письменно сообщить не позднее, чем за 60 дней о предстоящем освобождении лесных участков как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном его освобождении. Однако намерения прекращать договорные отношения и право пользования участком у Общества не было, договорные отношения были продолжены без перерыва арендных отношений.
В пункте 12.18 договора №-Н одним из условий возникновения передачи участка по акту является: «на момент завершения пользования», то-есть должно было быть прекращено пользование участком, однако пользование было продолжено на законных основаниях путем заключения нового договора аренды.
Также является необоснованным требование Департамента об обязанности Общества уведомить Департамент об объемах вырубок в соответствии со ст. 12.11 договора аренды №-Н, так как Общество не закончило пользование участком и продолжает им пользоваться.
В судебном заседании представитель ЗАО а\с «Золотой полюс» ФИО2, действующий на основании доверенности, пояснил, что на доводах жалобы настаивает.
Представитель Департамента Лесного Комплекса Кемеровской обл.., ФИО3, действующий на основании доверенности № от 15.12.2015 года, в судебное заседание представил письменный отзыв, доводы которого поддержал, пояснив, что считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав представителя ЗАО артель старателей «Золотой полюс», представителя Департамента Лесного Комплекса Кемеровской области, изучив материалы дела, суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В судебном заседании установлено, что Постановлением № от 30.05.2016 года, Закрытое акционерное общество «Золотой полюс» привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей, а именно за нарушение условий договора аренды лесных участков от 22.04.2015года №-Н в части возврата лесных участков арендодателю по акту приема-передачи в случае прекращения действия договора аренды (пункт 12.18), а также направления в территориальный отдел по Междуреченскому лесничеству информации об объемах и породном составе вырубленной древесины (пункт 12.11). Срок действия договора аренды истек 30.03.2016 г. На момент составления протокола об административном правонарушении арендованный лесной участок Арендатору по акту приема- передачи не возвращен, информация об объемах и породном составе вырубленной древесины по форме приложения № к договору аренды в территориальный отделе по Междуреченскому лесничеству не поступала.
Факт административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от 16.05.2016 года, копией договора аренды лесного участка №-Н от 22.04.2016г, копией договора аренды лесного участка №-Н от 06.07.2016года, копией уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 31.05.2016года.
Статья 8.25 часть 4 КоАП РФ предусматривает наказание за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 72 Лесного Кодекса Российской Федерации лесной участок, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодателем предоставляется арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса по договору аренды. 3. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
Пункт 5 статьи 72 ЛК РФ ( в редакции от 21.07.2014года) регламентировал, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствии со статьей 610 ГК РФ Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В рассматриваемом договоре аренды лесного участка №-Н от 22.04.2015года в пункте 24 согласовано, что: срок действия договора с момента подписания по 30.03.2016года. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.
Заключение договора аренды лесного участка регламентировано статьей 74 ЛК РФ, где в редакции ФЗ № 206 ФЗ «О внесении изменений в Лесной Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений» от 29.06.2015года, указаны новые требования к заключению договоров лесных участков с 01.10.2015года, а именно регламентировано:
Ч. 4. Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Ч. 5. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; …
Ч. 6. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Ч. 7. В течение двух рабочих дней указанное в части 6 настоящей статьи решение направляется гражданину или юридическому лицу, являющимся арендаторами лесного участка и подавшим заявление о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Ч.8 Орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, не вправе отказать гражданину или юридическому лицу, являющимся арендаторами лесного участка, в заключении нового договора аренды этого лесного участка без проведения торгов в предусмотренном частью 4 настоящей статьи случае и при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Ч.9 Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Ч.10. Порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ч.11. Типовые договоры аренды лесных участков утверждаются Правительством Российской Федерации для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Этим же законом введена статья 74.1 ЛК РФ об изменении и расторжении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, где указано, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 452 ГК РФ часть 1 соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
На основании изложенного, суд соглашается с выводами должностного лица о том, что срок действия договора аренда лесного участка истек 30.03.2016года. Своевременно и надлежаще арендатором аренда данного лесного участка до 06.07.2016года оформлена не была.
Согласно статье 615 ГК РФ Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды,
Пунктом 12.18 договора аренды от 22.04.2015 №-Н установлена обязанность ЗАО а/с «Золотой полюс» как арендатора лесных участков в случае прекращения действия договора аренды передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования. На момент выявления нарушения и составления протокола от 16.05.2016года срок действия договора аренды закончился, лесной участок по акту приема-передачи арендодателю не передан.
Также, пунктом 12.11 договора аренды от 22.04.2015 №-Н установлена обязанность ЗАО а/с «Золотой полюс» как арендатора лесных участков направить в территориальный отдел департамента лесного комплекса по месту нахождения лесного участка информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки по форме согласно приложению № к договору. На момент составления протокола от 16.05.2016года срок действия договора аренды закончился, информация об объемах и породном составе вырубаемой древесины в территориальный отдел по Междуреченскому лесничеству не поступала.
Таким образом, выводы должностного лица о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 16.05.2016 года ЗАО а/с «Золотой полюс» были нарушены условия пунктов 12.11 и 12.18 договора аренды лесного участка от 22.04.2015 №-Н, законны и обоснованы и в действиях ЗАО артель старателей «Золотой полюс» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.25 ч.4 КоАП РФ.
Суд также не усматривает процессуальных нарушений по привлечению ЗАО а\с «Золотой полюс» к административной ответственности. Доводы жалобы о том, что общество не было надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, не состоятельны.
Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из отзыва представителя Департамента лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела «Уведомлением» в протоколе об административном правонарушении, врученном представителю ЗАО а\с «Золотой полюс» 16.05.2016года.
Подобное уведомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, «Извещением» в протоколе об административном правонарушении, не противоречит требованиям КоАП РФ и правомерно признано должностным лицом надлежащем уведомлением.
Тем самым, жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется. Других доводов, заслуживающих внимание и имеющих правовое значение, жалоба не содержит.
На основании изложенного, суд считает, что должностное лицо правомерно пришло к выводу о виновности ЗАО артель старателей «Золотой полюс» на основании допустимых доказательств, поскольку из представленных материалов следует, что к выводу о виновности ЗАО артель старателей «Золотой полюс» в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 ч.1, 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, на основании имеющихся в деле материалов, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований отмены постановления. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было
Вместе с тем, суд признает обоснованными доводы представителя правонарушителя о чрезмерности наказания в размере 60 000 рублей как максимального, вынесенного в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но без учета требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Суд, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, исходя из характера совершенного административного правонарушения, считает изменить постановление в части назначенного наказания, уменьшив сумму взысканного штрафа до 40 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № начальника территориального отдела по Междуреченскому лесничеству от 30.05.2016 года о привлечении Закрытого акционерного общества «Золотой полюс» к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, изменить в части назначения административного наказания: снизить размер ранее назначенного наказания в виде административного штрафа 60 000 рублей до 40 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ЗАО артель старателей «Золотой полюс» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии этого решения.
Судья: подпись И.М.Антипова
Копия верна
Судья: И.М. Антипова