Дело № 12-158/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении
23 июня 2020 года город Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска И.Д. Костевская, рассмотрев жалобу начальника директора ООО «МонПолиСтрой» ФИО1, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 № от 05.02.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 № от 05.02.2020г. должностное лицо – директор ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Данным постановление должностное лицо признано виновным в нарушении требований п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе и п. 1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», ООО «МонПолиСтрой» не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельно по Договору, заключенному в целях реализации государственного оборонного заказа.
Директор ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Хабаровск с жалобой, в которой не оспаривая событие, инкриминируемого ему административного правонарушения и вину в его совершении, просит изменить постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа и назначить административное наказание в виде предупреждения. Указал, что факт совершения административного правонарушения. Ответственность за совершение которого предусмотрена с. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, не отрицает, однако с мерой назначенной ответственности в виде административного штрафа в размере 20000 рублей не согласен. Считает, что лицам являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Данная норма КоАП РФ не содержит отсылок к ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», соответственно толкование государственного контроля (надзора) исключительно, предусмотренного спорным ФЗ от 266.12.2008г. № 294-ФЗ является неправомерным. Считает, что имеется возможность замены административного штрафа на предупреждение, поскольку административное правонарушение совершено впервые, а ст. 4.1.1 КоАП РФ не содержит запрета на применение данной нормы при выявлении правонарушения в рамках прокурорского надзора. Считает, что в нарушение требований ст. 4.1 КОАП РФ административным органом при назначении наказания не было учтено имущественное положение заявителя, а также иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Указывает, что в результате неправомерных действий ООО «МонПолиСтрой» государственным интересам не был причинен вред, а в ходе проведения проверки не было установлено наступление каких-либо тяжких последствий в результате противоправных действий со стороны заявителя, ранее к административной ответственности юридическое лицо, а также должностное лицо ФИО1 не привлекались, в связи с чем, с учетом всех обстоятельств, считает, что имеются основания для применения положений ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КОАП РФ с заменой наказания на предупреждение.
В судебном заседании заявитель ФИО1 жалобу поддержал, приведя те же доводы, просит жалобу удовлетворить по вышеприведенным основаниям.
В судебном заседании представитель административного органа ФИО3 с жалобой не согласилась, просит в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, приведенным в письменном отзыве на жалобу, приобщенном к материалам дела. Дополнила, что правонарушение, инкриминируемое ФИО1 как должностному лицу, имеет социальную значимость, в связи с чем, назначенная мера наказания должна быть оставлена без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения заявителя, представителя административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Государственным оборонным заказом, в силу п. 1 ст. 3 указанного закона, являются установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из содержания п. 6 ст. 3 Закона N 275-ФЗ, государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлено, что контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
Согласно п. 4 ст. 3 и п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. Исполнитель: обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.
В силу п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исполнитель должен вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Согласно статье 15 Закона №275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 (далее - Правила), закреплено, что организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция). Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса. Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно.
При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учету.
Согласно пункту 2 Правил стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции. В свою очередь, расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.
Указанные Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (пункт. 5 Правил).
Как следует из материалов дела, ООО «МонПолиСтрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.07.2018 года, является субъектом малого предпринимательства (ИНН <***>).
Прокуратурой Кировского района г. Хабаровска по заданию прокуратуры Хабаровского края от ДАТА№ в отношении ООО «МонПолиСтрой» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в рамках реализации государственного оборонного заказа между ООО «ВСК» и ООО «МонПолиСтрой» заключен договор субподряда № от ДАТА на выполнение строительных работ, в частности шлифовка основания, обеспыливание (удаление цементного молочка 2мм), грунтовка основания 2 слоя перед выравниванием, устройство выравнивающих слоев, шлифовка шпаклеванного основания, грунтовка основания 2 слоя, покраска и нанесение декора, чипсив.
Вместе с тем, в нарушение требований п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе и п. 1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», директором ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельно по договору субподряда, заключенному в целях реализации государственного оборонного заказа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и привлечения к ответственности.
Факт совершения директором ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, его виновность подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.11.2019г.; объяснением ФИО1 от 17.10.2019г.; объяснением ФИО1 от 22.10.2019г.; объяснением ФИО1 от 28.10.2019г.; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № от 26.11.2019г.; определением об удовлетворении ходатайства и отложении рассмотрения дела № от 06.12.2019г.; приказом № ООО «МонПолиСтрой» от 30.07.2018г.; ОСВ счет 10; ОСВ счет 20; ОСВ счет 26; ОСВ счет 60; ОСВ счет 62; ОСВ счет 70; ОСВ счет 71; ОСВ счет 90; ОСВ счет 91; договором подряда № от 03.10.2018г; актом № от 28.02.2019г.; актом №, 237 от 30.06.2019г.; актом №, 183 от 31.05.2019г.; счетом-фактурой № от 16.01.2019г.; счетом-фактурой № от 17.05.2019г.; товарной накладной 3693 от 17.05.2019г.; счетом-фактурой № от 24.06.2019г.; актом № от 30.04.2019г.; счетом –фактурой № ЦБ-1562 от 20.04.2019г.; приказом № от 31.07.2018г.; сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 07.11.2019г.; выпиской ЕГРЮЛ от 08.10.2019г.; требованием о явке и предоставлении документов от 07.11.2019г.; ходатайством ФИО1; договором субподряда № ВСК-МПЛ/Чер от 02.10.2018г.; уставом ООО «МонПолиСтрой».
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о виновности должностного лица- директора ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.
Наличие выявленных нарушений в ходе проверки и отраженных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не оспаривалось заявителем в жалобе и не отрицалось заявителем в судебном заседании.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины заявителя, сведения о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения в материалах дела отсутствуют.
При решении вопроса о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что должностным лицом – директором ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
При таком положении, должностное лицо пришло к правомерному выводу о наличии в действиях должностного лица – директора ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности должностным лицом не нарушены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в названный Кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.
Как видно из постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от ДАТА№ выявленное правонарушение посягает на общественные отношения в области выполнения государственного оборонного заказа.
Должностное лицо административного органа, определяя вид и размер наказания, обоснованно исходило из того, что в системе национальной безопасности одним из основных является военная безопасность. Военная безопасность обеспечивается всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств, ресурсов, среди которых ведущая роль принадлежит Вооруженным силам Российской Федерации.
Следует принять во внимание, что существенная угроза общественным отношениям и безопасности государства может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В ходе проведенной прокуратурой Кировского района г.Хабаровска проверки установлено, что директором ООО "МонПолисСтрой» ФИО1 не велся раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по вышеуказанному договору для государственных нужд в рамках государственного контракта. Неясность состава фактических затрат и невозможность определить без раздельного учета результат финансово-хозяйственной деятельности по контракту, препятствует осуществлению контроля за расходованием бюджетных средств и может привести к нецелевому использованию денежных средств, что влияет на безопасность государства, так как не выполняются приоритетные задачи военно-экономического обеспечения по оптимизации расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов.
Нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства, в связи с чем, оснований у должностного лица административного органа для применения норм ст. 4.1.1. КоАП РФ не имелось, поскольку иное свидетельствовало бы о существенном нарушении норм процессуального права при вынесении решения.
В связи с изложенным, ссылка заявителя на обстоятельства личного характера (наличие на иждивении детей, материальное положение) не являются основанием для изменения наказания, назначенного в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, административным органом не допущено.
С учетом изложенного и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 № от 05.02.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, в отношении директора ООО «МонПолиСтрой» ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу директора ООО «МонПолиСтрой» ФИО1, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья И.Д. Костевская
<данные изъяты>
<данные изъяты>