ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-158/2016 от 16.11.2016 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Железногорск-Илимский 16 ноября 2016 года

Судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области Петрова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов ФИО1 на постановление начальника Братского межрайонного отдела управления по государственному охотничьему надзору и контролю Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области В. от *** об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника Братского межрайонного отдела управления по государственному охотничьему надзору и контролю Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области юридическое лицо - Нижнеилимское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее по тексту НРОИООООиР) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, председатель правления Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, являющийся законным представителем юридического лица, ФИО1 обратился в Нижнеилимский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить по следующим основаниям:

Братским отделом управления по госнадзору Службы *** за одно и то же правонарушение - невыдачу путевки-договора Л. было принято два взаимоисключающих постановления о назначенных административных наказаний по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ двум лицам: Нижнеилимскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов и старшему охотоведу отделения З. Последний постановление не обжаловал, и оно вступило в законную силу. Считает, что привлечение З. к административной ответственности исключает возможность привлечения к административной ответственности за то же правонарушение юридического лица.

Помимо того, считает, что в постановлении не отражена объективная сторона правонарушения, а в частности, не указаны конкретные действия и вина конкретного члена НРОИООООиР, нарушившего требования ст.14 Закона «Об охоте» или ст.8.37 КоАП РФ.

Кроме того, никаким законом, в том числе и КоАП РФ, не предусмотрена административная ответственность за нарушение ст.14 Закона «Об охоте» в части невыдачи работником НРОИООООиР путевки охотнику при выдаче последнему разрешения на охоту. За такое упущение, т.е. за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, работник может нести ответственность в рамках трудового законодательства или по п.6.12 Устава ИООООиР, как в последнем случае и председатель Правления НРОИООООиР. Считает, что служба неправомерно приняла меры административного воздействия к физическому и юридическому лицу за указанное выше нарушение ст.14 Закона «Об охоте».

Протокол об административном правонарушении в нарушение требований ст.28.5 КоАП РФ был составлен с нарушением сроков давности - ***, а не немедленно после выявления совершения правонарушения, как это предусмотрено ст. 28.5 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя юридического лица - ФИО1 и действующего на основании доверенности от *** защитника Брюхова Б.Д., поддержавших доводы и требования, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Под пользованием животного мира, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" понимается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

В качестве пользователей животным миром, согласно упомянутой выше норме, понимаются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Нижнеилимское РОИООООиР, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является юридическим лицом, которое осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства.

На основании долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира *** (срок действия с *** по ***) у Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов возникло право пользования объектами животного мира на территории Нижнеилимского района.

В соответствии со ст.71 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право юридического лица, возникшее на основании долгосрочных лицензий, сохраняется до истечения срока действия лицензии.

Таким образом, Нижнеилимское РОИООООиР является пользователем объектами животного мира в том значении, каковое ему придано Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и, как следствие тому, юридическое лицо несет ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.

Доводы законного представителя юридического лица и его защитника относительно отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, по причине того, что Нижнеилимское РОИООООиР не осуществляло как таковое изъятие объектов животного мира из среды их обитания, в чём, по мнению упомянутых выше лиц, и состоит пользование животным миром, основано на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства, неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события.

Действительно, в соответствии со ст.34 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания. Но эта же норма гласит и о том, что пользование животным миром возможно и без изъятия его объектов из среды обитания.

Для получения возможности пользования объектами животного мира законодательством предусмотрена соответствующая разрешительная процедура.

Так, в соответствии со ст.33 Федерального закона «О животном мире» объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального Закона Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.5 ст.14 Федерального Закона «Об охоте» оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений.

На территории Н-Илимского района деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты осуществляет Нижнеилимское РОИООООиР, что законным представителем данного юр.лица не оспаривается.

При ведении своей деятельности Нижнеилимское РОИООООиР обязано соблюдать правила пользования объектами животного мира, а так же порядок выдачи охотникам документов, предоставляющих право добычи охотничьих ресурсов на закрепленной за юридическим лицом территории охотничьих угодий.

Таким образом, Нижнеилимское РОИООООиР, как пользователь объектами животного мира, выдавая разрешение на охоту, что в силу ст.34 Федерального закона «О животном мире» является одним из видов пользования животным миром, должно соблюдать законодательство, регламентирующее данное пользование. Законность пользования охотниками объектами животного мира оценивается, начиная с оценки законности разрешительных документов. Говорить о соблюдении охотником правил пользования объектами животного мира при отсутствии какого-либо разрешительного документа на такое пользование нельзя.

Из протокола об административном правонарушении от *** следует, что *** в период с *** по *** Нижнеилимское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, осуществляя деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории охотничьих угодий Нижнеилимского района Иркутской области, закрепленных на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, выдало Л. разрешение на добычу охотничьих ресурсов серии ***, для осуществления любительской и спортивной охоты на закрепленной за Нижнеилимским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов территории на соболей, белок, без путевки, то есть без документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, чем нарушило ст.14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

ФИО1 не оспаривает того обстоятельства, что *** Нижнеилимским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Л. было выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов серии *** для осуществления любительской и спортивной охоты на закрепленной за Нижнеилимским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов территории на соболей, белок, тогда как путевка к такому разрешению выдана не была.

Бездействие Нижнеилимского РОИООООиР, выразившееся в невыдаче Л. путевки, и составляет объективную сторону совершенного правонарушения, квалифицируемого по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, как нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи.

Доводы о невозможности привлечения Нижнеилимского РОИООООиР к административной ответственности ввиду привлечения к ответственности за такое же правонарушение охотоведа З. являются ошибочными, т.к. в соответствии с положениями ст.2.10 КоАП РФ привлечение должностного лица к административной ответственности не исключает возможности привлечения к административной ответственности и самого юридического лица.

Довод об истечении срока давности привлечения юридического лица к ответственности основан на неправильном толковании закона.

Так, часть 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.

Животные в силу ч.1 ст.4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, объектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются отношения в области охраны окружающей среды, поэтому в силу ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение составляет один год.

Процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении не усматриваю.

Так, ФИО1, как законный представитель юр.лица, был своевременно извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, однако, воспользоваться своим правом участия при выполнении соответствующих процессуальных действий не пожелал.

Нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным. Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи в минимальном размере, оснований для его изменения нет.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Братского межрайонного отдела управления по государственному охотничьему надзору и контролю Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области В. о признании виновным Нижнеилимского районного отделения Иркутской областной организации охотников и рыболовов в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.А. Петрова