Дело № 12-158/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Липецк 15 июня 2017 года
Судья Советского районного суда города Липецка Куликова И.В., рассмотрев жалобу ФИО3, – начальника управления дорог и транспорта Липецкой области на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ начальник управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО3 как должностное лицо привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.3 КоАП РФ, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов – предоставление в нарушение пункта 2 Правил 1027 «Об утверждении правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027; пункта 2.1 раздела II «Особые условия» Соглашения от 11.08.2015 № 15412.1615173.20.03 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», заключенным между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и администрацией Липецкой области, управлением дорог и транспорта Липецкой области субсидии из федерального бюджета на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в сумме 1300000 рублей индивидуальному предпринимателю ФИО1.
Не согласившись с постановлением, ФИО3 обратился с жалобой в Советский районный суд г. Липецка, просит постановление изменить - заменить назначенное наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии с частью 2 статьи 3.4, частями 1, 2 статьи 4.1.1 КоАП, поскольку его вина в совершении административного правонарушения носит косвенный характер, административное правонарушение совершено по неосторожности, впервые, при отсутствии отягчающих вину обстоятельств и имущественного ущерба. Кроме того, указывает, что при определении перечня получателей субсидии из федерального бюджета, индивидуальные предприниматели отождествлялись управлением дорог и транспорта Липецкой области с организациями, поскольку, в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется теми же положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, которые применяются для юридических лиц.
Представитель ФИО3 – ФИО5 в судебном заседании поддержав доводы жалобы, дополнительно указала, что в действиях ФИО3 также отсутствует состав административного правонарушения, поскольку при определении перечня получателей субсидии из федерального бюджета индивидуальные предприниматели отождествлялись ФИО3 с организациями, Министерством торговли и промышленности Российской Федерации был принят отчет направленный Администрацией Липецкой области по расходованию выделенных субъекту средств федерального бюджета, что свидетельствует о правомерности действий ФИО3 Кроме того указала, что перечисление субсидии было санкционировано Управлением Федерального казначейства по Липецкой области.
Представители Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, указав, что Министерство торговли и промышленности Российской Федерации не является контролирующим органом. Полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере упраздняемой Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору переданы Казначейству России с 2016 года. Проверка платежного поручения при перечислении субсидии проводилась на предмет соответствия кода классификации расходов, кода классификации операций сектора государственного управления, соответствие наименование ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, не превышение суммы лимитам бюджетных обязательств.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Согласно ст.15.15.3 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 года № 252-ФЗ) нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В силу ст.6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из ФИО2 бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027 «Об утверждении правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 242 «О предоставлении субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 1393-р «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», соглашением от 11.08.2015 № 15412.1615173.20.03 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», заключенным между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и администрацией Липецкой области, (далее -Соглашение 15412.1615173.20.03), уведомлением по расчетам между бюджетами от 11.08.2015 № 1 о предоставлении субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (код по бюджетной классификации бюджета, предоставляющего межбюджетный трансферт - 020 04 12 1615173 521 251, код по классификации доходов бюджета, получающего межбюджетный трансферт - 038 2 02 02219 02 0000 151), из федерального бюджета в 2015 году были предоставлены средства (субсидия) на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в сумме 27 105 032,00 рубля. Указанные средства были зачислены на лицевой счет управления дорог и транспорта Липецкой области № № по платежному поручению от 21ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027 «Об утверждении правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям, расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации». Аналогичная норма содержится в пункте 2.1 раздела II «Особые условия» Соглашения 15412.1615173.20.03.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях.
В соответствии с Положением об управлении дорог и транспорта Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 20.06.2012 № 267-р (далее - Положение), управление дорог и транспорта Липецкой области осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета (пункт 2.1.35 Положения); выполняет функции главного администратора доходов по субсидиям, полученным из федерального бюджета на государственную поддержку в сфере дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения (пункт 2.1.44 Положения).
В соответствии с пунктом 4.5 Положения начальник управления дорог и транспорта Липецкой области осуществляет общее руководство деятельностью управления, распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных смет и ассигнований, несет персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на управление.
Распоряжением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность начальника управления дорог и транспорта Липецкой области назначен ФИО3
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ одним из получателей указанной субсидии стал индивидуальный предприниматель ФИО1 Предоставление субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1 произведено на основании Протокола заседания комиссии управления дорог и транспорта Липецкой области по рассмотрению заявок на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с закупкой автобусов, работающих на газомоторном топливе, на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ б/н, приказа управления дорог и транспорта Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня получателей субсидий», соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ б/№, заключенного между управлением дорог и транспорта Липецкой области и индивидуальным предпринимателем ФИО1, приказа управления дорог и транспорта Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате субсидий». Средства федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей перечислены индивидуальному предпринимателю ФИО1 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность без образования юридического лица и в силу положений статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации организацией не является.
Таким образом, предоставление управлением дорог и транспорта Липецкой области субсидии в сумме 1 300 000,00 рублей индивидуальному предпринимателю ФИО1, источником финансового обеспечения которой являлась субсидия из федерального бюджета на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, произведено в нарушение пункта 2 Правил 1027, пункта 2.1 раздела II «Особые условия» Соглашения 15412.1615173.20.03. Нарушение главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления является административным правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 15.15.3 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 года № 252-ФЗ).
Начальник управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО3, выполняя организационно - распорядительные функции, нарушая условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, без достаточных на то оснований, рассчитывал на предотвращение вредных последствий своего действия (бездействия) либо не предвидел наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Факт совершения ФИО3 вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания комиссии управления дорог и транспорта Липецкой области по рассмотрению заявок на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с закупкой автобусов, работающих на газомоторном топливе, на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ б/н, приказом управления дорог и транспорта Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня получателей субсидий», соглашением о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ б/№, заключенного между управлением дорог и транспорта Липецкой области и индивидуальным предпринимателем ФИО1, приказом управления дорог и транспорта Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате субсидий», платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, поскольку при направлении отчета Администрации Липецкой области об осуществлении расходов бюджета Российской Федерации, источником обеспечения которых является субсидия на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», мотивированного решения об отказе в принятии отчета от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации не поступило, судья отвергает.
В силу пункта 4.1.2 Соглашения 15412.1615173.20.03 Министерство промышленности и торговли российской Федерации совместно с уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии правилами и настоящего соглашения. Нарушение порядка предоставления управлением транспорта Липецкой области ИП ФИО8 субсидии за счет средств федерального бюджета было выявлено при проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ настоящего контрольного мероприятия – выездной проверки контрольно-ревизионным отделом в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Липецкой области.
Доводы об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения в связи с санкционированием ДД.ММ.ГГГГ платежного поручения Управлением Федерального казначейства по Липецкой области судья отвергает ввиду следующего. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере упраздняемой Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору переданы Казначейству России. Правовые основы для осуществления контрольных полномочий органами Федерального казначейства созданы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым внесены соответствующие изменения в Положение о ФИО2 казначействе, в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом подлежащих оценке обстоятельств, в минимальном размере.
Оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в соответствии с ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку данная норма права применяется для субъектов малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам.
Оснований для отмены или изменения принятого по делу постановления судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении начальника управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО3 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 дней со дня вручения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2017 года
Cудья (подпись) И.В. Куликова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>