ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-158/2021 от 10.09.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Жидких Н.А. Дело № 21-531/2021

УИД: 22 RS0065-02-2021-002192-34

№ 12-158/2021 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

10 сентября 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» - В на решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 июня 2021 года по жалобе защитников общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» - В, П на постановление административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г.Барнаула от 24 марта 2021 года, которым

общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» (далее - ООО ПКФ «Мария-Ра»), расположенное по адресу: <адрес>, ИНН: 2225021331, ОГРН: 1022201763517,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 15 марта 2021 года, составленному главным специалистом комитета по развитию предпринимательства и потребительскому рынку администрации Индустриального района г.Барнаула К, 26 февраля 2021 года в 10 часов установлено, что ООО ПКФ «Мария-Ра» на земельном участке с кадастровым номером *** на расстоянии 19м с северной стороны от стен здания по адресу: <адрес>, не осуществило очистку территорию общего пользования с усовершенствованным покрытием (асфальтом) от снега, наледи, чем нарушило пункты 2.4.1, 2.4.11 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27 октября 2017 года № 15 (далее - Правила). Деяние квалифицировано по части 1 статьи 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (далее - Закон Алтайского края № 46-ЗС).

По делу вынесено вышеназванное постановление.

В жалобе, направленной в районный суд 2 апреля 2021 года, и дополнении к ней защитники ООО ПКФ «Мария-Ра» - В, П просили постановление отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что вмененное правонарушение обществом не совершалось, поскольку снег и наледь обнаружены за пределами земельного участка по вышеуказанному адресу с кадастровым номером ***, предоставленного в аренду для эксплуатации принадлежащего на праве собственности здания, о времени и месте составления акта осмотра общество не извещалось, в нем не приведены сведения о примененных средствах измерения, фотофиксация осуществлена без привязки с местности, тогда как протокол об административном правонарушении был составлен на основании данного документа, при рассмотрении дела нарушено право на защиту, поскольку не рассмотрено направленное электронной почтой 23 марта 2021 года ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Решением судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 июня 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд 9 июля 2021 года (копия решения получена 2 июля 2021 года), защитник ООО ПКФ «Мария-Ра» - В просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, приводя прежние доводы, дополнительно ссылаясь на то, что данные доводы не получили надлежащей оценки, не допрошен в качестве свидетеля Б, подпись которого имеется в акте осмотра.

В судебном заседании защитник ООО ПКФ «Мария-Ра» - П. доводы жалобы поддержал. Законный представитель общества, его защитник - В, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.

Рассмотрев материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, выслушав защитника, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Алтайского края № 46-ЗС несвоевременная уборка территорий общего пользования, включая прилегающие территории, в том числе очистка от листвы, порубочных остатков деревьев, снега, наледи, обледенения, складирование снега у водоразборных колонок, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2.4.1 Правил, действовавших до 1 сентября 2021 года, период осенне-зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 31 марта и предусматривает уборку и вывоз мусора с территории общественных пространств, объектов благоустройства, уборку и вывоз снега и льда, обработку противогололедными материалами, а также иные виды работ, предусмотренные настоящим подразделом Правил. В зависимости от климатических условий сроки периода начала и окончания осенне-зимней уборки могут быть изменены постановлением администрации города.

В силу пункта 2.4.11 Правил тротуары, дворы, лотки проезжей части автомобильных дорог, площади и другие участки с усовершенствованным покрытием, установленным СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр, должны очищаться от снега, льда и обледенелого наката до усовершенствованного покрытия и посыпаться песком до 8 часов текущего дня.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 1-3 статьи 67 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 19 марта 2021 года № 645.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление), местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Как следует из материалов дела, в вину ООО ПКФ «Мария-Ра» вменено неосуществление очистки территории общего пользования с усовершенствованным покрытием (асфальтом) от снега, наледи на земельном участке с кадастровым номером *** на расстоянии 19м с северной стороны от стен здания по адресу: <адрес>, то есть совершение административного правонарушения в форме бездействия.

Следовательно, территориальная подсудность рассмотрения данного дела определяется местом нахождения ООО ПКФ «Мария-Ра», а именно местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации: <адрес>.

В соответствии со статьей 73-2 Закона Алтайского края № 46-ЗС дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, в пределах своей компетенции вправе рассматривать административные комиссии при местных администрациях, образованные в соответствии с законом Алтайского края от 10 марта 2009 года № 12-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях».

Административные комиссии при местных администрациях, образованные в соответствии с законом Алтайского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 27, 36-1, 40-2, 40-3, 46, 49-4, 61, 61-1, 67, 68, 68-2, 70 (статья 76 названного Закона).

Согласно статье 85 указанного Закона рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанное место нахождения общества на территории Железнодорожного района г.Барнаула, а потому в силу пункта 3.1 Положения об административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району города Барнаула, утвержденного постановлением администрации г.Барнаула от 23 декабря 2019 года № 2133, не относится к компетенции данного коллегиального органа.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением подведомственности.

Данное существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без внимания судьей районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вышеуказанного административного правонарушения составляет два месяца.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО ПКФ «Мария-Ра» к административной ответственности, имели место 26 февраля 2021 года.

Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений вышеприведенных норм права, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии состава административного правонарушения по делу об административном правонарушении, по которому прекращено производство, обсуждаться не может. В этой связи по истечении срока давности направление дела на новое рассмотрение коллегиального орган, к компетенции которого оно относится, исключается.

В связи с изложенным постановление, решение судьи подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, исходя из материалов дела, оснований к прекращению производства по нему в связи с отсутствием состава административного правонарушения не усматривается.

Как разъяснено в пункте 13.1 Постановления, в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г.Барнаула от 24 марта 2021 года, решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 июня 2021 года отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: О.М. Пасынкова