ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-158/2021УИД020001-01-2021-002602-30 от 23.06.2021 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 12-158/21 УИД 02RS0001-01-2021-002602-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 г. с. Майма

Судья Майминского районного суда Республики АлтайЕредеева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора филиала «Соузгинский» ООО «СПК» ФИО1 на постановление заместителя руководителя, начальника отдела государственного экологического надзора по РА, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № ЗВАТН-80-кн/6 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя, начальника отдела государственного экологического надзора по РА, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № ЗВАТН-80-кн/6 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в суд ФИО1 просит об отмене постановления, вынесенного в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об его незаконности.

В судебное заседание ФИО1 будучи извещенным, не явился его защитник Бабышев А.С. доводы жалобы поддержал.

Иные стороны, будучи извещенными, не явились.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-кн «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «СПК».

Из акта проверки следует, что в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), ООО «Соузгинский мясозаготовительный комбинат» был поставлен на государственный учет объект переработки и консервирования мяса и мясной пищевой продукции, расположенный по адресу: 649115, Республика Алтай, Майминский р-он, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, код объекта <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>П, I категория негативного воздействия, значительный риск (свидетельство № АО2ЬР688 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>).

После замены юридического лица, осуществляющего деятельность на указанном объекте НВОС, с ООО «Соузгинский мясозаготовительный комбинат» на ООО «СПК», проведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС (свидетельство № ССУ1С>6КК от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>). <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО «СПК» в связи с изменением адреса юридического лица провело актуализацию учетных сведений об объекте НВОС (свидетельство № ЕШС25ОС от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>).

В ходе проверки установлен факт образования и передачи жидких бытовых отходов (ЖБО) в 2019 году, который подтверждается справками ООО «Коммунальщик» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> о приеме на полигон ТБО, ЖБО «Черемшанка». Согласно имеющимся актам выполненных работ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> в 2020 году ООО «СПК» передавало ЖБО для размещения ООО «Коммунальщик».

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, данный вид отхода: отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО 7 32 100 01 304).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением должностного лица директора ООО «СПК» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, административным органом не приняты во внимание следующие обстоятельства и им не дана надлежащая оценка.

Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, вступивший в законную силу с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Ранее, до вступления в силу указанного приказа, проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение разрабатывались и утверждались в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.

В соответствии с п.п. 2, 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, в случае наличия у юридического лица филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются отдельно для филиала(ов) и обособленного подразделения.

Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством П. ресурсов и экологии Российской Федерации.

В декабре 2018 году Филиалом «Соузгинский» ООО «СПК» в целях исполнения вышеуказанных требований федерального законодательства с привлечением специализированной организации ООО «Алтай Э. С.» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

При разработке ПНООЛР учтена действующая на предприятии схема водопотребления и водоотведения, согласно которой все сточные воды Филиала «Соузгинский» ООО «СПК», в т.ч. хозяйственно-бытовые и производственные, поступают в камеры жироловки и песколовки, а затем перекачиваются в накопитель. В процессе отделения жира на поверхность и осаждения взвешенных частиц в камерах жироловки и песколовки образуются отходы «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» (код по ФККО 7 22 111 21 39 4) и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» (код по ФККО 7 22 109 01 39 4).

В соответствии с данными о компонентном составе отходов «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» в их состав при влажности осадка 70 - 85% входят песок, взвешенные вещества, органические вещества. Таким образом, в накопитель (выгребную яму) попадает сточная вода не содержащая осадка, в связи с чем, отходов (осадков) из выгребных ям, указанных в оспариваемом постановлении, в результате деятельности Филиала «Соузгинский» ООО «СПК» не образуется.

Кроме того, такие виды отходов как «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» отнесены согласно ФККО к группе «Отходы (осадки) при механической и физико-химической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 100 00 00 0), т.е. образование данных видов отходов предполагается в результате механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, что имеет место в рассматриваемом случае, поскольку для очистки смешанных сточных вод на предприятии установлены - жироловка и песколовка.

В свою очередь такой вид отходов как «отходы (осадки) из выгребных ям» согласно ФККО отнесен к иной группе отходов «Фекальные отходы нецентрализованной канализации» (код по ФФКО 7 32 100 00 00 0). К данной группе отходов также отнесены «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления». Такие виды отходов напротив не являются результатом механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, следовательно, не могут образовываться в ходе деятельности Филиала «Соузгинский» ООО «СПК».

Выданные ООО «Лаборатория П. Д.» (аттестат аккредитации КА.К11.21АЖ76) протоколы от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> компонентного состава отходов «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» соответственно, а также паспорта указанных видов отходов были переданы в Межрегиональное управление Росприроднадзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и Республике Алтай, паспорта данных видов отходов приложены к ПНООЛР.

На основании представленного комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов, в том числе ПНООЛР, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и Республике Алтай был выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-РА со сроком действия с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> (приказ Межрегионального управления Росприроднадзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и Республике Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-ОД).

Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора, являясь органом, уполномоченным положениями вышеуказанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, на выявление недостоверной или неточной информации, содержащейся в ПНООЛР, утвердив нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, тем самым подтвердил обоснованность образующихся в результате осуществления хозяйственной деятельности видов отходов, в том числе отходов - «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные».

Неизменность заявленных в ПНООЛР видов отходов подтверждена в предоставленных в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора технических отчетах по обращению с отходами за 2019, 2020 г.г.

Вывод об образовании в результате деятельности ООО «СПК» на объекте НВОС отходов (осадков) из выгребных ям и, как следствие, о нарушении вышеуказанных требований законодательства в области обращения с отходами, изложенный в постановлении от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № ЗВАТН-80-кн/6, основан на справках ООО «Коммунальщик» за 2019-2020 г.г. о приеме ЖБО на полигон «Черемшанка», актах выполненных работ за 2020 год о передаче ЖБО для размещения ООО «Коммунальщик».

Однако, данный вывод является несостоятельным, поскольку справки и акты о передаче для размещения ООО «Коммунальщик» ЖБО не могут служить основанием для вывода об образовании в результате деятельности ООО «СПК» на объекте НВОС именно отходов (осадков) из выгребных ям, поскольку понятие ЖБО действующим законодательством, в том числе в ФККО, не определено, и носит обобщенный характер.

Кроме того, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «СПК» отбор проб отходов, накапливаемых в накопителе (выгребной яме), проведение их исследований и испытаний, для определения вида образуемого отхода и его компонентного состава Управлением Росприроднадзора не производился.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

О наличии не устраненных противоречий по делу указывают вышеприведённые обстоятельства, которым не дана оценка должностным лицом.

Таким образом, дело в отношении ФИО1 рассмотрено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление заместителя руководителя, начальника отдела государственного экологического надзора по РА, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № ЗВАТН-80-кн/6 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, подлежащим отмене, и учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

Доводы жалобы о признании недопустимыми доказательства по делу и нарушения процессуальных требований КоАП РФ, допущенные в ходе производства по данному делу, не рассматриваются в связи с тем, что эти доводы будут являться предметом исследования при новом рассмотрении дела мировым судьей по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № ЗВАТН-80-кн/6 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения.

Федеральный судья А.В. Ередеева