ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1591/2021 от 10.01.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-98/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград 10 января 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Полубоярова Е.Г., рассмотрев административный материал по жалобе УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области ФИО1 от 08 ноября 2021 года в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области ФИО1 от 08 ноября 2021 года УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение содержащихся в исполнительном документе в рамках возбужденного исполнительного производства №69797/21/34043-ИП от 21.07.2021 требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Не согласившись с данным постановлением, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал, что 21.07.2021 возбужденного исполнительного производства №69797/21/34043-ИП, в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не выполнены, в связи с чем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, и установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа, которое вручено должнику 02.08.2021. 15.10.2021 должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому региональный оператор должен выполнить капитальный ремонт крыши многоквартирного дома в период времени с 15.10.2021 до 18.10.2021, что является невозможным, учитывая объем подлежащим выполнению работ, следовательно требование пристава изначально являлось неисполнимым. Кроме того, во исполнение решения суда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» заключило договор №1225571-В-ПСД-2014 от 05.07.2019 с ООО «ИПЗ «ВГБС» на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, в том числе организации проведения и сопровождения государственной историко-культурной экспертизы проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу <...>. 31.10.2019 проектно-сметная документация на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу <...> разработана и принята региональным оператором. Таким образом, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» добровольно выполнила решение суда в части подготовки проектно-сметной документации, однако по независящим причинам, а именно 9 электронных аукционов на проведение капитального ремонта вышеуказанного дома признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Действующим законодательством на УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Решение не исполнено в предусмотренные сроки по объективному отсутствию возможности заключения договора подряда в конкурсном порядке, принимаются все необходимые меры для исполнения решения суда. С учетом приведенных обстоятельств указывает, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не доказан умысел УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», направленный на неисполнение требований исполнительного документа. Настаивает на прекращении производства по делу.

Представитель заявителя УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО2 в судебном заседании настаивала на отмене обжалуемого постановления, по доводам изложенным в жалобе, в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения. Так же указал, что в настоящее время состоялся аукцион, выбрана подрядная организация ООО «ЗОДЧИЙ» для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу <...>, в настоящее время заключается договор на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу <...>, следовательно в ближайшее время решения будет исполнено в полном объеме.

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области ФИО1, представитель Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, каких-либо ходатайств не заявляли, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя заявителя, проверив представленные материалы, судья приходит к следующему.

В силу с ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из требований ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

С учетом изложенных выше правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

В силу ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.105 ФЗ РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из представленного материала следует, что решением Центрального районного суда г. Волгограда от 26.11.2018, с учетом апелляционного определения Волгоградского областного суда от 20.03.2019, возложена на УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность в течение 8 месяцев устранить недостатки работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного жилого дома № 25 по пр. им. В.И. Ленина г. Волгограда: утеплить чердачное покрытие современными материалами с обязательной уборкой старого утеплителя (металлургического шлака) с его заменой;очистить деревянные конструкции крыши (балки мауэрлата, стропила, подкосы, стойки, кобылки и пр.) от грязи и гнилых элементов с последующей 100% обработкой антисептическими, антибактериальными и противопожарными материалами; укрепить узлы сопротивления балки мауэрлата, стропильной ноги, кобылки и кровельного покрытия по обрешетке в местах их формирования по наружной стене здания; выполнить ремонт деревянных элементов конструкций крыши, а именно смена стропильных ног из бревен, ремонт деревянных элементов конструкции кровли в части замены отдельных частей мауэрлата с осмолкой и обертыванием толью; демонтировать и установить антенны; выполнить работы по вибро - шумоизоляции кровли металлического кровельного покрытия с внутренней поверхности кровли; выполнить устройство узлов водосточной системы с привязкой к месту монтажа с учетом архитектурно-планировочных особенностей здания. Обязано УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» разработать проектно-сметную документацию в соответствии с постановлением Правительства РФ № 87 «Положение о составе разделов проектной документации», Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и актом (заключением) технического состояния объекта капитального ремонта на работы по устранению недостатков ремонта крыши многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина дом 25; осуществить работы по устранению недостатков в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.

В рамках возбужденного 21.07.2021 в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» исполнительного производства №69797/21/34043-ИП судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области вынесено постановление от 30.07.2021 о взыскании с УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Судебным приставом-исполнителем 15 октября 2021 года вручено УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» требование об исполнении судебного решения Центрального районного суда г. Волгограда №2-1983/2018 в течение 3 дней с даты получения требования.

Впоследствии, 18 октября 2021 года в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области ФИО1 от 08 ноября 2021 года УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Отклоняя доводы заявителя об отсутствии у УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» умысла на неисполнение требования судебного пристава-исполнителя судья учитывает, что фактически решение суда ни на дату возбуждения дела об административном правонарушении, ни до настоящего времени УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в полном объеме не исполнены.

Учитывая длительность исполнительного производства, фактические обстоятельства дела судья находит, что своевременных мер, направленных на исполнение вступившего в законную силу решения суда, должником не принято.

В этой связи ссылки заявителя на отсутствие вины УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в совершении административного правонарушения не могут быть положены в основу решения о прекращении производства по делу.

Однако судья находит, что при вынесении указанного постановления должностным лицом не учтены обстоятельства, связанные с принятием УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» мер к исполнению судебного акта и законного требования судебного пристава-исполнителя от 15 октября 2021 года.

Так, из фактических обстоятельств дела следует, что во исполнение решения суда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» заключило договор №1225571-В-ПСД-2014 от 05.07.2019 с ООО «ИПЗ «ВГБС» на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, в том числе организации проведения и сопровождения государственной историко-культурной экспертизы проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу <...>. 31.10.2019 проектно-сметная документация на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу <...> разработана и принята УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

В соответствии с протоколом №052950000042100670.1 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 20.12.2021, состоялся аукцион по итогам которого 10.01.2022 заключен договор с ООО «ЗОДЧИЙ» №1647893-В-СМР-ОКН-2014(ГР) на оказание услуг и (или) проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, срок исполнения договора установлен до 31.12.2022.

Несмотря на то обстоятельство, что формально доказательств исполнения в полном объеме, требования судебного пристава-исполнителя должником не представлено, представленные документы, связанные с проведением разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу <...>, заключению договора на оказание услуг и (или) проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия с ООО «Зодчий», свидетельствуют о принятии УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» определенных мер к исполнению решения суда и требования судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а именно принятие УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» мер по исполнению решения суда и законного требования судебного пристава-исполнителя, судья приходит к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем действия УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области ФИО1 от 08 ноября 2021 года в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по исполнительному производству №69797/21/34043-ИП от 21.07.2021 – отменить, а производство по делу прекратить на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Г. Полубоярова