ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1598/2021 от 14.01.2022 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 12-50/2022 (12-1598/2021;)

УИД ...

Р Е Ш Е Н И Е

г. Набережные Челны 14 января 2022 года

Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Хуснуллин Р.Ф., рассмотрев дело по жалобе представителя акционерного общества «Камский металлургический комбинат «ТЭМПО» (далее – АО «КМК «ТЭМПО») ФИО1 на постановление старшего государственного инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО2 № ... от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № ... от 25 августа 2021 года АО «КМК «ТЭМПО» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «КМК «ТЭМПО» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление должностного лица незаконным. Кроме того, заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления, мотивируя это тем, что с жалобой на указанное постановление от 25 августа 2021 года АО «КМК «ТЭМПО» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с соблюдением установленного срока обжалования. Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 сентября 2021 года жалоба возвращена заявителю.

В судебном заседании АО «КМК «ТЭМПО» ФИО1 жалобу поддержал и просил ее удовлетворить.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО2 полагал постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как видно из представленных материалов дела, с первоначальной жалобой представитель АО «КМК «ТЭМПО» ошибочно обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан своевременно, обращение в городской суд состоялось после получения копии определения Арбитражного суда Республики Татарстан о возврате жалобы от 06 сентября 2021 года. При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, в связи с чем, указанный срок подлежит восстановлению.

Выслушав пояснения участвующих по делу лиц, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Согласно статье 1 Закон об отходах производства и потребления отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закон об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Частью 1 статьи 9 Закон об отходах производства и потребления закреплено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора 21 июля 2021 года была проведена проверка в отношении АО «КМК «ТЭМПО» по адресу: ..., в ходе которой установлено следующее.

В ходе выездного осмотра территории установлен факт осуществления деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов шлака электросталеплавильного IV класса опасности (код по ФККО 3 51 210 21 20 4), образуемого в результате производственной деятельности по переплавке отходов и лома черных металлов, с использованием специальной установки по дроблению отходов шлака, экскаватора для погрузки шлака с дальнейшим получением продукта в виде щебня шлакового, используемого для дорожного покрытия, на открытой площадке земельного участка (географические координаты ...), без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) и в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов IV класса опасности.

Кроме того, в ходе выездного осмотра территории установлен факт осуществления деятельности по сбору, обработке, утилизации следующих отходов: отработанных фильтров очистки масла автотранспортных средств III класса опасности (код по ФККО ...); группы отходов лома и отходов, содержащих черные и цветные металлы, загрязненные (код по ФККО ...); лом и отходы изделий из черных металлов, загрязненные лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5 %) IV класса опасности (код по ФККО ...) (для примера диски автомобильные с лакокрасочным покрытием); тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более) III класса опасности (код по ФККО ...); лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15 %) IV класса опасности (код по ФККО ...); лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15 % и более) III класса опасности (код по ФККО ...); трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции IV класса опасности (код по ФККО ...) и другие с использованием для обработки, утилизации перечисленных отходов специальных установок в виде ковш-печи, дуговой сталеплавильной печи, машины непрерывного литья заготовок с получением продукта в виде стальных заготовок и арматуры, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов III-IV класса опасности.

Постановлением старшего государственного инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № ... от 25 августа 2021 года АО «КМК «ТЭМПО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения, а также виновность АО «КМК «ТЭМПО» в его совершении, помимо постановления № ... от 25 августа 2021 года, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: протоколом № ... об административном правонарушении от 19 августа 2021 года; заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 29 июля 2021 года к протоколам №№ ..., ..., ..., ...; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от 21 июля 2021 года с приложением фотографий.

Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для установления виновности АО «КМК «ТЭМПО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Доводы жалобы о том, что АО «КМК «ТЭМПО» не осуществляется деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов шлака электросталеплавильного IV класса опасности, в связи с тем, что шлак электросталеплавильный является промежуточным сырьем, используемым в производственном цикле, является несостоятельным, опровергается исследованными в ходе судебного заседания материалами дела.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества и предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Отходы шлака электросталеплавильного IV класса опасности состоят в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 (код по ФККО 3 51 210 21 20 4).

В рамках проверки в АО «КМК «ТЭМПО» была привлечена аккредитованная лаборатория филиала «...» для отбора проб отходов, используемых в ходе осуществления деятельности предприятия. По результатам лабораторных исследований, установлено, что отходы шлака электросталеплавильного отнесены к IV классу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства, должностным лицом обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае происходит процесс сбора, обработки (при сортировке с использованием экскаватора) и утилизации (дроблении с использованием дробильной установки) отходов IV класса опасности.

Также несостоятельным является довод жалобы о том, что АО «КМК «ТЭМПО» не осуществляется деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов на открытой площадке земельного участка, без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.

Так, вышеуказанный факт подтверждается фотоматериалами, содержащимися в материалах дела, которыми зафиксировано наличие почвенного покрова, травянистой растительности в месте складирования отходов шлака электросталеплавильного IV класса опасности, также данный факт подтвержден старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ...5 в ходе судебного заседания.

Помимо этого, является необоснованным довод жалобы о том, что АО «КМК «ТЭМПО» при ведении деятельности не требуется лицензия на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов III-IV класса опасности, в связи с тем, что имеется лицензия на заготовку, хранение, переработку, и реализацию лома черных металлов.

Так, в ходе проверки в АО «КМК «ТЭМПО» выявлен факт осуществления деятельности по сбору, обработке, утилизации следующих отходов: фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные III класса опасности; группа отходов лом и отходы, содержащие черные и цветные металлы, загрязненные; лом и отходы изделий из черных металлов, загрязненные лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) IV класса опасности; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более) III класса опасности; лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) IV класса опасности; лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) III класса опасности; трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции IV класса опасности и другие с использованием для обработки, утилизации перечисленных отходов специальных установок в виде ковш-печи, дуговой сталеплавильной печи, машины непрерывного литья заготовок с получением продукта в виде стальных заготовок и арматуры, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов III-IV класса опасности.

В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

АО «КМК «ТЭМПО» имеет лицензию на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов № ... от ..., в которой отсутствует право осуществлять деятельность в области обращения с отходами I-IV класса опасности.

Исходя из содержания главы 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие «лом и отходы цветных и (или) черных металлов» охватывается понятием «отходы производства и потребления».

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется на каждый вид деятельности отдельно.

Лицензия на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов не заменяет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в общей массе с отходами лома черных металлов имеются и иные отходы: фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные III класса опасности, трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции IV класса опасности, которые не отнесены к лому черных металлов.

Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, также не представлено доказательств о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом вид и размер наказания АО «КМК «ТЭМПО» соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей является справедливым, назначено с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно повторного совершения АО «КМК «ТЭМПО» однородного административного правонарушения, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности от 25 августа 2021 года.

В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100.000 рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО2 № ... от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «КМК «ТЭМПО» оставить без изменения, жалобу представителя АО «КМК «ТЭМПО» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через городской суд в течение 10 суток.

Судья подпись Р.Ф. Хуснуллин

Решение20.01.2022