ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-159/19 от 06.08.2019 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

дело № 12-159/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

06 августа 2019 года г. Горно-Алтайск

Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Шнайдер О.А., рассмотрев жалобу М.О.А. на постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по <адрес> Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении специального должностного лица Микрокредитной компании, некоммерческой организации «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай» ответственного сотрудника подразделения ПОД/ФТ М.О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по <адрес> Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) специальное должностное лицо <данные изъяты> ответственный сотрудник подразделения ПОД/ФТ М.О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, М.О.А. обратилась с жалобой в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай. В жалобе просит об отмене постановления, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указания Банка России № 3484-У от 15.12.2014 года прямого запрета о направлении ФЭС единоличным исполнительным органом не содержат. Пунктом 2.1 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, утвержденных Банком России от 15.12.2014№ 445-П, предусмотрено право руководителя НФО исполнять функции ответственного сотрудника. ФЭС от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Росфинмониторингом приняты. Аналогичная проверка в отношении <данные изъяты> надзорным органом была проведена в ДД.ММ.ГГГГ. В период проведения проверки действовало то же Указание Банка России № 3484-у от 15.12.2014, соответственно ФЭС содержали аналогичные сведения и показатели. По результатам проведенной проверки надзорным органом нарушения не выявлены.

Срок обжалования постановления М.О.А. не пропущен.

М.О.А. в судебном заседании поддержала жалобу, по доводам, изложенным в жалобе, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Отделения – Национального банка по <адрес> Сибирского главного управления Банка России А.Е.О. в судебном заседании полагала постановление законным и обоснованным по доводам, изложенным в письменном возражении.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судья, проверив материалы дела, выслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России )» (далее – Федеральный Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма

Микрофинансовые организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ).

Из ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что к мерам, направленным на организацию деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относится, в том числе, осуществление внутреннего контроля.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проводить проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - Проверка) и информировать о результатах такой Проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Соответствующий порядок установлен Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание Банка России).

Пунктом 5 Указания Банка России предусмотрено, что информация о результатах проверки направляется некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Пунктом 8 Указания Банка России определено, что сведения о результатах проверки предоставляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения (ФЭС) через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации.

В целях реализации Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также в соответствии с Правилами внутреннего контроля <данные изъяты> издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных сотрудников». Согласно п. 2 приказа ответственным сотрудником подразделения ПОД/ФТ назначен начальник отдела мониторинга кредитного риска по займам М.О.А.

Из материалов дела следует, что в рамках проведения Отделением – НБ <адрес> дистанционного надзора за соблюдением <данные изъяты> требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлены нарушения пункта 18 Указания Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Приложения к Указанию Банка России № 3484-У в части порядка заполнения информационных полей ФЭС.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения – НБ <адрес>К.И.Г. составлен протокол об административном правонарушении , с указанием допущенных ответственным сотрудником подразделения по ПОД/ФТ <данные изъяты>М.О.А. нарушений.

Факт совершения М.О.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждены материалами дела, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемым постановлением, выпиской из ЕГРЮЛ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ, исследованными в судебном заседании доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела.

Действия (бездействия), повлекшие нарушение установленного порядка по предоставлению информации в уполномоченный орган, свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, установлено, что М.О.А. являясь должностным лицом, допустила нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля.

Доказательств невозможности соблюдения законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы относительно того, что МКК, НКО «Фонд поддержки МСП РА» получены квитанции о принятии ФЭС по результатам их направления в уполномоченный орган, что свидетельствует о соответствии форматов и структуры ФЭС, установленным требованиям, не влекут удовлетворения жалобы.

Согласно п. 2. 1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 года № 110, информация, указанная в пунктах 1.4, 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, предоставляется в Росфинмониторинг в виде ФЭС, сформированных в соответствии со структурами, предусмотренными настоящей Инструкцией (в том числе об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (п. 1.4).

Проверка соответствия форматов и структуры ФЭС установленным требованиям в определенной части первоначально происходит по машиночитаемым признакам. В случае прохождения такой проверки уполномоченным органом в адрес отправителя ФЭС направляется квитанция о принятии ФЭС. Однако получение такой квитанции не свидетельствует о достоверности содержащихся в ФЭС сведений, так как их достоверность устанавливается с помощью детального анализа уполномоченным лицом.

Вопреки доводам жалобы должностным лицом административного органа выявлены несоответствия с установленными форматами требованиями к заполнению показателей. Несоответствие фактических данных, содержащихся в ФЭС, с установленными форматами требованиями к заполнению показателей, свидетельствуют о наличии события и состава вмененного М.О.А. административного правонарушения.

Судьей установлено, что действия ответственного сотрудника подразделения ПОД/ФТ – начальника отдела мониторинга кредитных рисков по займам <данные изъяты>М.О.А. квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, оценка доказательств должностным лицом проведена в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушения порядка привлечения к административной ответственности не допущено, наказание назначено с соблюдением положений КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по <адрес> Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении специального должностного лица <данные изъяты> ответственного сотрудника подразделения ПОД/ФТ М.О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу М.О.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья О.А. Шнайдер