ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-159/19 от 27.09.2019 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

об отмене постановления и прекращении дела об административном правонарушении

г. Слюдянка 27 сентября 2019 года

Судья Слюдянского районного суда Иркутской области Тюменцева Т.В.,

с участием начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Слюдянскому району ФИО1, заявителя жалобы ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление № *** от "ДАТА" врио начальника ОВМ ОМВД России по Слюдянскому району ФИО3 о назначении наказания, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении должностного лица – "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", "ДАТА" рождения, гражданки РФ, проживающей по адресу: "АДРЕС", ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалась,

в настоящее время привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

разъяснено право, предусмотренное ст.29.1 КоАП РФ, заявить отвод судье, рассматривающему дело; отводов судье не заявлено, ходатайств не представлено, в защитнике не нуждается, судья

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Слюдянскому району ФИО3№ *** от "ДАТА" должностное лицо – "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"ФИО2, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, то есть в том, что она не уведомила орган МВД о прекращении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения договора. ФИО2 назначено наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.

Не согласившись с назначенным наказанием, ФИО2 подала жалобу, в которой просила постановление отменить, а производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указала, что общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ. Особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства установлены в ст. 327.6 ТК РФ. Получение российского гражданства не попадает в перечень предусмотренных данной статьей оснований для расторжения трудового договора. В связи с этим обязанности расторгать с ним трудовой договор и сообщать об этом в миграционную службу у работодателя не имелось.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан одним из оснований снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета не урегулирован.

Обязанность сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 6, п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ (п. 42 Правил), возложена на принимающую сторону.

Таким образом, закон не возлагает обязанность на работодателя сообщать в территориальный орган МВД о приобретении иностранцем российского гражданства, и совершать иные действия, связанные со снятием работника с миграционного учета.

В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержала, сообщив, что трудовой договор с А. после получения им гражданства они не расторгали, в связи с чем на них не лежала обязанность уведомлять ОВМ ОМВД о его увольнении в статусе гражданина РФ "ДАТА".

Начальник отделения по вопросам миграции ОМВД России по Слюдянскому району ФИО1 в судебном заседании настаивала на законности вынесенного постановления, ссылаясь на п. 2 Приложения № 11 к Приказу от 10 января 2018 г. № 11 «О формах и порядке уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации.»

При этом она пояснила, что поскольку А. ранее имел статус иностранного гражданина, при его увольнении "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", подписавшая уведомление о заключении с ним трудового договора, должна была уведомить ОВМ. Она является субъектом правонарушения, так как должностным регламентом на нее возложены обязанности по приему, увольнению работников.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу постановление по делу об административном правонарушении № *** от "ДАТА" подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением закона.

В соответствии с ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ - неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 тысяч до 50 тысяч рублей.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении № *** от "ДАТА", "ДАТА" в 16.00 час при обращении по уведомлению о прекращении (расторжении) трудового договора было выявлено, что должностным лицом – "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"ФИО2, ответственной за уведомление как о заключении трудового договора с иностранным гражданином, так и о прекращении такового на основании должностных обязанностей от "ДАТА", в течение 3 рабочих дней со дня прекращения трудового договора с учителем физкультуры А., не было подано уведомление о прекращении трудовых отношений с иностранным гражданином. Поскольку А. является с "ДАТА" гражданином России, трудовые отношения с ним, как с иностранным гражданином, должны были быть прекращены в срок до "ДАТА" (л.д. 1-2).

В обоснование протокола положены:

- рапорт врио начальника ОВМ ОМВД России по Слюдянскому району ФИО3 от "ДАТА" о том, что "ДАТА" в 16-00 час было выявлено событие правонарушения (л.д. 3);

- копия должностной инструкции ФИО2, предусматривающей обязанность осуществлять прием, переводы и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством (л.д. 6);

- данные физического лица А. – гражданина Казахстана (л.д. 7);

- копия уведомления от "ДАТА""ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" о заключении трудового договора с иностранным гражданином - А. (л.д. 8);

- копия трудового договора с А.№ *** от "ДАТА", заключенного на неопределенный срок (л.д. 9-13);

- копия формы № *** – заявления на выдачу паспорта гражданина РФ, который был выдан ОВМ ОМВД России по Слюдянскому району "ДАТА" (л.д. 14);

Вместе с тем, из заявления ФИО2 следует, что паспорт РФ был выдан А. в феврале 2019 года, данные об этом он предоставил работодателю в марте 2019 года, и с ним было заключено дополнительное соглашение. Трудовой договор расторгнут при увольнении, и на работодателя не возложена обязанность совершать действия по снятию работника с миграционного учета (л.д. 5).

Как видно из дополнительного соглашения к трудовому договору между "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и А. от "ДАТА", в связи с изменениями персональных данных в соответствии с паспортом гражданина РФ, выданном "ДАТА". Остальные условия трудового договора оставлены неизменными (л.д. 7).

Согласно приказу № *** от "ДАТА" действие трудового договора с А. прекращено по инициативе работника (л.д. 8).

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Согласно ст. 327.6 Трудового кодекса РФ, предусматривающей особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, наряду с основаниями, предусмотренными ТК РФ, оснований прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указанных в протоколе по делу об административном правонарушении, не содержится.

Так, должностное лицо ОВМ ОМВД России по Слюдянскому району ФИО3, вопреки требованиям закона, указывает в протоколе на необходимость увольнения работника, получившего гражданство РФ в срок до "ДАТА", поскольку гражданство оформлено "ДАТА", как следствие, уведомление миграционной службы о расторжении трудового договора в 3-дневный срок. Именно с этой датой связывается обязанность уведомить ОВМ ОМВД о расторжении трудового договора.

Вместе с тем, обязанности работодателя уведомлять территориальный орган МВД о расторжении трудового договора с работником, получившим гражданство Российской Федерации, не предусматривает ни Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, ни Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Не усмотрел суд данной нормы и в Приказе 10 января 2018 г. № 11 «О формах и порядке уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан одним из оснований снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ, что находится вне объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 3 с т. 18.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление от 08.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ФИО2 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – прекращению в связи с отсутствием события правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление врио начальника ОВМ ОМВД России по Слюдянскому району ФИО3№ *** от "ДАТА" в отношении ФИО2 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии.

Судья: