Дело №
УИД: 86RS0018-01-2020-000871-72
Р Е Ш Е Н И Е
п. Междуреченский 16 ноября 2020 года
Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Косолапова О.А.,
с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ -Западная Сибирь» ФИО1,
представителя Природнадзора ХМАО-Югры ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (ООО) «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на постановление № 06-343/2020 начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2 от 18.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 06-343/2020 начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Служба) ФИО2 от 18 августа 2020 года юридическое лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее Общество) ФИО3 в установленный законом срок подал жалобу в Кондинский районный суд, в которой просит указанное постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что обжалуемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за сокрытие или искажение экологической информации.
Доводы в обжалуемом постановлении по поводу отсутствия возможности отбора проб почв из-за отсутствия естественного слоя почвы высотой более 1 метра заявитель полагает неубедительным, поскольку для отбора проб используется специальное оборудование, позволяющее проникать на большую глубину грунта.
Соответственно мероприятия по отбору проб почв не были проведены не по вине Общества.
24.12.2019 в Обществе были утверждены мероприятия по подготовке и приведению объектов ЦДНГ-3 ТПП «Урайнефтегаз» в соответствие требованиям эксплуатации оборудования на 2019-2020 г.г., в соответствии с которыми на июнь 2020 г. запланировано подготовить трубопровод от СКВ. № 1067 до точки врезки к работе в зимний период, отсыпать и спланировать коридор коммуникаций трубопровода.
В соответствии с ежемесячным отчетом по указанным мероприятиям 13 июня 2020 года произведена отсыпка коридора коммуникации трубопровода, 14.06.2020 произведена планировка территории. Уведомление Природнадзора Югры о проводимой проверке и планируемом отборе проб на спорном участке направлено только 16.06.2020, т.е. после выполнения запланированных ранее мероприятий по подготовке участка к зимнему сезону.
Таким образом у Общества отсутствовало намерение скрыть достоверную информацию о состоянии окружающей среды на ранее выявленном участке с признаками загрязнения нефтесодержащей жидкостью.
Материалами дела не доказано, что участок, который в ходе указанных работ был отсыпан грунтом, действительно подвергся загрязнению нефтесодержащей жидкостью.
Кроме того административный орган прекратил производство по двум административным делам в отношении Общества по ч.2 ст. 8.31, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Также 14.07.2020 Природнадзором Югры вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 06-265/2020 в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по ст. 8.5 КоАП РФ из-за отсутствия достоверных допустимых доказательств загрязнения лесов вредными химическими, горючими веществами ( предположительно нефть, нефтепродукты, хлориды) на участке лесного фонда в квартале № 241 выдел № 165 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального отдела-лесничества Кондинского района ХМАО-Югры, район скважины № 1067 ЦДНГ-3 ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Однако 18.08.2020 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за невозможность получения достоверной информации о состоянии природных ресурсов (почвы) на том же участке. Таким образом после прекращения производства по делу об административном правонарушении Общество обжалуемым постановлением привлечено за совершение тех же действий.
В судебном заседании представитель Общества ФИО1 жалобу поддержала.
Допрошенная в качестве свидетеля заинтересованное лицо ФИО2 с жалобой не согласна. Указала, что в ходе мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах 11.06.2020 был выявлен лесной участок в районе участка трубопровода, принадлежащего Обществу, загрязненный жидкостью, имеющей признаки нефтесодержащей по цвету и запаху, что подтверждается актом и фототаблицей. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении. В нарушение установленного порядка о разливе нефти Общество в Природнадзор Югры не сообщило. По данному факту производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ было прекращено. Уведомление об отборе проб с загрязненного участка 25.06.2020 было направлено в адрес Общества 16.06.2020, однако в ходе визуального осмотра спорного участка 25.06.2020 установлено, что загрязненная вредными химическими, горючими веществами территория, выявленная 11.06.2020, а также по всему участку, примыкающему к трубопроводу, находится под кучами привозного песчаного грунта высотой порядка 1,5 м, что препятствовало отбору проб почвы. При этом место отсыпки находятся в стороне от объектов, которые подлежали отсыпке в связи с подготовкой к зимнему периоду, что подтверждается приложенной к делу видеозаписью.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы и показания заинтересованного лица ФИО2, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела усматривается, что Общество привлечено к административной ответственности за то, что 11.06.2020 в ходе мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах был выявлен участок лесного фонда, на котором визуально обнаружено загрязнение почвы вредными химическими, горючими веществами (предположительно нефть, нефтепродукты, хлориды). Производственную деятельность на указанном загрязненном лесном участке осуществляет Общество, которому 17.06.2020 было направлено уведомление о контрольных отборах проб 25.06.2020.
25.06.2020 на загрязненном участке находились кучи привозного песчаного грунта, что препятствовало отбору проб.
В протоколе об административном правонарушении, в обжалуемом постановлении отсутствуют сведения о том, в чем выразилось сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации, поскольку указание на конкретные фактические действия Общества по сокрытию указанной информации отсутствуют, доказательств этому в материалах дела не имеется.
Кроме того постановлением № 06-265/2020 начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.07.2020 ФИО2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении Общества в том числе по тому же факту невозможности получения проб почвы 25.06.2020 на том же выявленном загрязненном участке из-за наличия на нем привозного песчаного грунта ( л.д. 33-38). Пояснения представителя Природнадзора Югры ФИО2 о том, что указанное постановление вынесено по иному факту – сокрытию информации о разливе нефти, противоречат фактическим обстоятельствам, изложенным в постановлении № 06-265/2020 от 14.07.2020.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление № 06-343/2020 начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2 от 18 августа 2020 года о привлечении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья О.А.Косолапова