ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-159/20 от 19.08.2020 Рамонского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

19 августа 2020 года р.п. Рамонь

Судья Рамонского районного суда Воронежской области Кожухова М.В.

с участием Митченкова С. Г.,

адвоката Перекальской Т.Н., представившей удостоверение № 1721 и ордер № 28 от 15.08.2020 г.

представителя заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Мирошниченко В.Г., по доверенности от 14.08.2020 года,

рассмотрев жалобу Митченкова С. Г. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Кочетова С.Н. от 15.07.2020 г. о привлечении к административной ответственности Митченкова С. Г., ........ года рождения, зарегистрированного по адресу: ........, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Кочетова С.Н. № 274 от 15.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, Митченков С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, выразившихся в незаконном проезде и стоянке вне дорог общего пользования 10.08.2019 в 13:55 механического транспортного средства «........» государственный регистрационный знак ......... в границах государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» в квартале №93 Борского участкового лесничества Рамонского района Воронежской области, в нарушение п. 3 ч.1 ст. 5, п.п.1,6 ст. 8 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (ред. от 02.08.2019) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».

Не согласившись с указанным постановлением, Митченков С.Г. обратился в Рамонский районный суд Воронежской области с жалобой, указав, что считает данное постановление незаконным, необоснованным, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В обоснование жалобы, в том числе указал, что дорога по которой он передвигался является дорогой общего пользования, в материалах дела, в соответствии с которым было вынесено постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения отсутствуют достоверные сведения о дороге по которой, согласно постановлению он незаконно проезжал и стоял 10.08.2019 г. в 13.55 часов. В материалах дела идет упоминание о грунтовой дороге, протяженностью 1,4 км., которая не может быть дорогой «Маклок-Бор», по которой он ехал, которая имеет протяженность 9 км. Указал, что из материалов дела об административном правонарушении следовало, что по материалам лесоустройства 2016 года имеются дороги общего пользования в определенных кварталах.

Обратил внимание, что проезд по автодороге общего пользования, по которой он ехал, не образует состав правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

В судебном заседании Митченков С.Г., адвокат Перекальская Т.Н. – доводы изложенные в жалобе поддержали, просили постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку правовой статус дороги по которой передвигался Митченков С.Г. относит указанную дорогу к дорогам общего пользования.

Представитель заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», по доверенности Мирошниченко В.Г. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, предоставил возражения на жалобу Митченкова С.Г., приобщенные к материалам дела, пояснил, что нарушений при составлении протокола об административном правонарушении допущено не было, все свидетели были опрошены в рамках рассмотрения материала, факт административного правонарушения по делу был установлен, дорога по которой двигался Митченков С.Г. не является дорогой общего пользования и расположена на территории заказника, границы которого обозначены специальными информационными знаками по периметру.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав Митченкова С.Г., его адвоката, представителя заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», просмотрев представленный адвокатом диск с видеозаписями, произведенными на месте оформления административного протокола в момент его составления, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу указанной статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "режим охранной зоны" соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

В силу пункта 1 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заказник относится к особо охраняемой природной территории федерального значения.

Природный заказник «Воронежский» образован в соответствии с Приказом №142 от 28.05.2009 г. Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Приказом Минприроды России от 28.05.2009 г. определены границы заказника в системе координат МСК-36.

В соответствии с приказом Рослесхоза от 31.08.2017 г. № 444 « Об установлении границ Бобровского, Воронежского, Воронцовского, Теллермановского лесничеств Воронежской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении границ» квартал 93 Борского участкового лесничества Рамонского района Воронежской области находится в границах территории природного заказника «Воронежский».

Режим и правила использования природных ресурсов урегулированы Приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 N 142 (ред. от 15.06.2011) "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.2009 N 14208).

Статьей 9 Закона № 33-ФЗ Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. (пункт 1). На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (пункт 4).

Аналогичное положение закреплено в пункте 3.1 «Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский» (подпункт 16).

Как следует из обжалуемого постановления, 10.08.2019 г. в 13.55 часов Митченков С.Г. передвигался на принадлежащем ему автомобиле марки «.........» государственный регистрационный знак ........., стоял вне дорог общего пользования в границах государственного природного заказника «Воронежский» в квартале 93 Борского участкового лесничества Рамонского района Воронежской области, где был остановлен сотрудниками ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» и по факту передвижения на автомобиле по территории государственного природного заказника «Воронежский» и стоянки вне дорог общего пользования 23.08.2019 г. в отношении Митченкова С.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, который впоследствии был отменен в связи с допущенными нарушениями при его составлении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» 15.07.2020 г., по события, произошедшим 10.08.2019 г., вынесено постановление в соответствии с которым Митченков С.Г. признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В силу статьи 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Согласно пункту 4 статьи 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах" к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Из представленных суду материалов следует, что, по состоянию до 13.04.2020 г., дорога из ........ в ........, на которой был остановлен Митченков С.Г., расположенная на территории государственный природный заказник «Воронежский» является автомобильной дорогой местного значения Воронежской области, отмыкается от межмуниципальных дорог, обеспечивая межрайонное сообщение, имеет правовую неопределенность в определении статуса, поскольку не входит в перечень автомобильных дорог необщего значения, в связи с чем, относится к дорогам общего пользования предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Как следует из обжалуемого постановления событие административного правонарушение произошло 10.08.2019 года.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.1, п.6 ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в действиях Митченкова С.Г. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

С учетом изложенного, постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Кочетова С.Н. от 15.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Митченкова С. Г., ........ рождения подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу Митченкова С. Г. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Кочетова С.Н. от 15.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Митченкова С. Г., отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через Рамонский районный суд Воронежской области с момента получения или вручения копии решения.

Судья М.В. Кожухова

1версия для печатиДело № 12-159/2020 (Решение)