ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-159/2015 от 23.07.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Нахаев И.Н. Дело № 7-159/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С., при секретаре Шаклеиной Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Гагарин-Останкино» Ч.А.В. на постановление Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Гагарин-Останкино»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 июля 2015 года ООО «Гагарин-Останкино» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на <данные изъяты> суток.

Генеральный директор ООО «Гагарин-Останкино» Ч.А.В. обратился с жалобой на указанное постановление, просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку судьей при привлечении общества к ответственности и назначении наказания не приняты во внимание все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Защитник ООО «Гагарин-Останкино» Т.В.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Правила), являются обязательными для исполнения владельцами животных, независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Пунктами 1.7 и 1.8 Правил установлен запрет на уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю, а равно сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

В соответствии с п. 1.2 Правил биологическими отходами являются, в том числе отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Проверка законности и обоснованности постановления суда показывает, что вывод судьи о совершении ООО «Гагарин-Останкино» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, основан на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе производства по делу установлено, что ООО «Гагарин-Останкино» осуществляло слив жидких отходов производства, имеющих характерные для крови цвет и запах, в земляную яму в непосредственной близости к земельным участкам, принадлежащим ООО «Гагарин-Останкино», за ограждением данного предприятия на землях <данные изъяты> сельского поселения. Разрешительные документы на утилизацию отходов производства ООО «Гагарин-Останкино» не представило, имеющийся паспорт опасных отходов 1-4 классов опасности не согласован с Управлением Росприроднадзора по Смоленской области.

Обстоятельства совершения ООО «Гагарин-Останкино» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области о возбуждении дела об административном правонарушении от (дата) ; заявлением жителей деревни ... сельского поселения в адрес Гагаринского межрайонного прокурора, поступившим адресату (дата) , в котором указано на ежедневный слив отходов мясокомбината «Останкино» около д. ... и зловонные запахи в деревне; свидетельством о постановке на учет российской организации ООО «Гагарино-Останкино» в налоговом органе по месту ее нахождения (дата) .; решением единственного учредителя о создании общества с ограниченной ответственностью «Гагарино-Останкино» от (дата) ; решением единственного участника общества с ограниченной ответственностью «Гагарино-Останкино» от (дата) об изменении фирменного наименования на ООО «Гагарин-Останкино» и подтверждения полномочий действующего генерального директора общества Ч.А.В..; справкой от (дата) , составленной заместителем Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области В.О.Н.., помощником Гагаринского межрайонного прокурора И.Н.В.., главой администрации муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения Гагаринского района Смоленской области А.А.И. старшим государственным инспектором Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии К.З.В. в присутствии представителей ООО «Гагарин-Останкино» о том, что проведена проверка по коллективному обращению граждан д. ... района, в ходе которой установлено, что в непосредственной близости к земельным участкам, принадлежащим на праве собственности ООО «Гагарин-Останкино», за ограждением предприятия в качестве мест складирования органических отходов производства используются земли поселения, плодородный слой почвы снят и перемещен, в образовавшуюся яму сливаются жидкие органические отходы производства, имеющие характерные для крови цвет и запах, разрешительные документы ООО «Гагарин-Останкино» не представило, паспорта отходов 1-4 классов опасности не согласованы с Управлением Росприроднадзора по Смоленской области; паспортами отходов; объяснительной тракториста К.Н.В. от (дата) о том, что он (дата) сливал воду с остатками крови в яму за территорию завода; постановлением начальника Главного управления ветеринарии Смоленской области от (дата) , которым К.Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа, который согласно приложенной квитанции был им оплачен; видеозаписью.

Представленные доказательства полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО «Гагарин-Останкино».

Доводы жалобы о том, что объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, образуют те же самые действия, за которые общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, несостоятельны в силу того, что (дата) ООО «Гагарин-Останкино» было привлечено Управлением Росприроднадзора по Смоленской области к ответственности за совершенное правонарушение, выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (л.д. 55-59).

Вместе с тем, оценивая назначенное наказание, считаю его чрезмерно суровым.

Согласно положениям ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).

При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Таким образом, назначение административного наказания без учета названных выше обстоятельств, может быть признано необоснованно строгим.

По характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является исключительной мерой наказания. Законодатель указывает на возможность применения такого наказания лишь при условии, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

В нарушение указанных норм и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в обжалуемом постановлении судьи выбор вида назначенного административного наказания не мотивирован и не обоснован.

Судьей районного суда не учтен характер деятельности предприятия, а именно, что деятельность предприятия осуществляется в круглосуточном режиме, связана с процессом убоя и переработки мяса сельскохозяйственных животных, при этом в случае единовременного прекращения деятельности предприятия возникает угроза возможного наступления техногенной и экологической катастрофы. Ранее ООО «Гагарин-Останкино» к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекалось, доказательства того, что осуществлявшаяся обществом противоправная деятельность нанесла существенный вред охраняемым общественным интересам, в материалах дела отсутствуют, (дата) произведена профилактическая дезинфекция на территории прилежащей к владению общества с северного направления согласно видеоролика от (дата) (л.д. 51). Принимая во внимание указанные обстоятельства, полагаю возможным изменить постановление судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 июля 2015 года - назначить ООО «Гагарин-Останкино» наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, с учетом изложенных выше обстоятельств, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде штрафа с учетом норм пункта 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, которыми предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (п. 3.3).

Полагаю, что назначение указанного наказания будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, характеру производственной деятельности предприятия, и не повлечет избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании изложенного, постановление Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 июля 2015 года подлежит изменению в части наказания, с отменой назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности сроком на 70 суток и назначением административного штрафа с учетом п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 июля 2015 года в отношении ООО «Гагарин-Останкино» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, изменить: назначенное ООО «Гагарин-Останкино» наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на <данные изъяты> суток изменить на административный штраф в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Взысканную сумму штрафа перечислять:

Получатель: УФК по Смоленской области (Прокуратура Смоленской области л/с ), ИНН , КПП , КБК , ОКТМО ; Банк получателя: отделение Смоленск г. Смоленск, БИК , расчетный счет .

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Гагарин-Останкино» Ч.А.В. – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано, опротестовано в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья О.С. Савушкина