ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-159/2021 от 22.10.2021 Североморского районного суда (Мурманская область)

дело № 12-159/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 октября 2021 года ЗАТО г.Североморск

Судья Североморского районного суда Мурманской области Тесля В.А., рассмотрев жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г.Североморск» (далее по тексту - МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск») ФИО1 на постановление председателя Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области от №ЮЛ-2 13 августа 2021 года, в соответствии с которым МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

Постановлением председателя Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области от 13 августа 2021 года МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 2 475 рублей 28 копеек в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета на сумму 49 505 рублей 68 копеек, выразившееся в направлении 24 сентября 2020 года средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию ЗАТО г.Североморск на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды в части выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий в доход бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск в виде удержанной пени по муниципальному контракту №0149200002320001219-01, заключенному с ООО «Общество1» по коду бюджетной классификации дохода бюджета 731 1160709004 0000 140 (иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа).

Не согласившись с постановлением административного органа, директор МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, что пени, удержанные из оплаты по Контракту были перечислены Учреждением за ООО «Стандарт-Сервис» с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в доход муниципального образования ЗАТО г.Североморск по коду бюджетной классификации дохода бюджета 731 1160709004 0000 140 (иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа) в общей сумме 59 789 рублей 47 копеек, из них 10 283 рубля 79 копеек - средства муниципального бюджета, 49 505 рублей 68 копеек - средства областного бюджета.

В 2020 года Учреждение было наделено полномочиями администратора доходов бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск в соответствии с постановлением Администрации ЗАТО г.Североморск №1364 от 26 декабря 2013 года, приказом Комитета по развитию городского хозяйства №407 от 30 декабря 2019 года.

Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск является главным администратором доходов бюджета.

В соответствии с Уставом учреждения за МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» закреплено право осуществлять приносящую доходы деятельность.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в доход муниципального образования ЗАТО г.Североморск.

Согласно положениям ст.ст.40, 41 и 46 БК РФ средства от поступления неустойки по государственным (муниципальным) контрактам, в том числе, в целях софинонсирования которых предоставляются межбюджетные трансферты. Относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ и в полном объеме подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования, от имени которого заключался государственный (муниципальный) контракт.

Условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по указанному контракту своих обязательств по уплате неустойки, государственный (муниципальный) заказчик вправе осуществить перечисление суммы неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за поставщика из средств, подлежащих выплате поставщику (подрядчику, исполнителю), в связи с приемкой поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

Учитывая изложенное, при приеме платежных документов на оплату неустойки от государственного (муниципального) заказчика по государственным (муниципальным) контрактам, расходные обязательства по оплате которых софинонсируются из федерального бюджета (бюджета РФ), территориальным органам Федерального казначейства необходимо осуществлять контроль на: наличие в государственном (муниципальном) контракте условия о перечислении заказчиком сумм неустойки за поставщика; соответствие кода вида расходов классификации расходов бюджетов, указного в платежном документе, коду вида расходов классификации расходов бюджетов, по которым подлежит оплате соответствующий государственный (муниципальный) контракт с указанием в назначении платежа текста «неустойка».

При этом, перечисление в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ заказчиком суммы неустойки за поставщика по вышеуказанным платежным документам осуществляется из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) при поступлении средств из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) в рамках софинансирования исполнения расходного обязательства, возникающего из государственного (муниципального) контракта, связанного с его оплатой.

Такая позиция нашла свое подтверждение в позиции Министерства финансов РФ, закрепленное в письме «О перечислении неустойки» от 01 сентября 2020 года.

В соответствии с требованиями Соглашения, получатель (администрация муниципального образования ЗАТО г.Североморск) обязуется обеспечить исполнение требований Министерства градостроительства Мурманской области по возврату средств в областной бюджет в соответствии с Правилами предоставления Субсидии, а также обязуется возвратить в областной бюджет не использованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством РФ.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 06 октября 2019 года порядок исполнения бюджетов по доходам, расходам определен положениями ст.ст.218, 219 БК РФ, которые не предусматривают исполнение бюджетов без исполнения единого счета бюджета. Такой счет открыт для Учреждения Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, иных лицевых счетов для перечисления в доход бюджета каких-либо денежных средств не предусмотрено.

Учреждение произвело возврат суммы неустойки в доход муниципального образования ЗАТО г.Североморск на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый им в органе Федерального казначейства. У Учреждения отсутствуют основания для возврата суммы в бюджет Мурманской области.

Просил прекратить производство по делу, восстановить срок на подачу жалобы.

В судебное заседание представитель учреждения МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Представитель Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области ФИО3 просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав представителей Учреждения и административного органа, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст.162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Пунктом 1 ст. 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пп.3 п.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Постановлением Правительства Мурманской области №430-ПП от 28 августа 2017 года о государственной программе Мурманской области "Формирование современной городской среды Мурманской области" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий.

Согласно п.2 Правил (приложение 11) Субсидии предоставляются местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе дворовых территорий.

Постановлением администрации ЗАТО г.Североморск №2072 от 19 декабря 2017 года утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды ЗАТО г.Североморск от 2018 – 2022 годы», в перечень мероприятий которых входит, в том числе благоустройство, дворовых территорий в п.Сафоново.

05 февраля 2020 года между Министерством градостроительства и благоустройства Мурманской области и администрацией ЗАТО г.Североморск было заключено соглашение №1/Г от 05 февраля 2020 года, которое предусматривает предоставление муниципальному образованию субсидий на указанные выше цели, а также обязанность муниципального образования использовать полученные субсидии по целевому назначению.

В рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды ЗАТО г.Североморск» на 2018 – 2022 года» между МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», действующего от имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск и ООО «Общество1» заключен муниципальный контракт №0149200002320001219-01 от 07 апреля 2020 года в целях выполнения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов №№3, 5, 6, 8 по ул.Преображенского и №12, 14 по ул.Школьная в п.г.т.Сафоново, а именно: дворовой территории многоквартирных домов №8 по ул.Преображенского и №12, 14 по ул.Школьная в п.г.т. Сафоново.

В приложении №1 указанного контракта приведен перечень работ, подлежащих выполнению.

Данным Контрактом утверждены сроки выполнения работ, ответственность сторон, подрядчика в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - выставление штрафов и пеней.

Срок выполнения работ: с даты подписания Контракта по 17 июля 2020 года, срок предоставления документов за выполненные работы по контракту – по 24 июля 2020 года.

Фактически сведения о выполненных работах подрядной организацией были предоставлены 15 сентября 2020 года, что подтверждается направленным в адрес Заказчика пакета документов на оплату выполненных работ.

Работы Заказчиком были приняты 17 сентября 2020 года.

В связи с указанным, в соответствии с п.7 ст.34 ФЗ №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с положением раздела 9 Контракта Заказчик потребовал уплатить пени в размере 59 789 рублей 47 копеек (требование об уплате пени №1876 от 17 сентября 2020 года).

МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» удержание пени было произведено путем зачета части выполненных работ на сумму пени в акте выполненных работ.

Неиспользованные средства субсидии перечислены МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» с лицевого счета получателя бюджетных средств №02393434070 на лицевой счет администратора доходов бюджета №04493434070 в доход бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск по коду бюджетной классификации дохода бюджета 731 1160709004 0000 140 (иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа) в общей сумме 59 789 рублей 47 копеек, в том числе, заявка на кассовый расход №000610 от 23 сентября 2020 года, платежное поручение №512108 от 24 сентября 2020 года на сумму 10 283 рубля 79 копеек (средства муниципального бюджета); заявка на кассовый расход №00000619 от 24 сентября 2020 года, платежное поручение №523652 от 28 сентября 2020 года на сумму 49 505 рублей 68 копеек (средства областного бюджета).

Таким образом, Учреждение фактически перечислило средства областного бюджета от удержанной суммы, составляющей 49 505 рублей 68 копеек, имеющие конкретное целевое назначение, на цели, не предусмотренные для их выделения, тем самым, не обеспечив за счет указанной суммы выполнение условий Правил, Соглашения №1-ГС от 05 февраля 2020 года и Муниципальной программы.

В результате указанных действий МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» допущено использование средств субсидии областного бюджета в сумме 49 505 рублей 68 копеек не по целевому назначению.

Таким образом МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» совершило нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП РФ.

Факт нецелевого использования бюджетных средств МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» достоверно подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, исследованных должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ и получивших надлежащую оценку при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении от 06 августа 2021 года в отношении МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий. Сведения об обстоятельствах совершенного МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» деяния приведены в протоколе об административном правонарушении в полном объеме, его действия описаны с учетом диспозиции ст.15.14 КоАП РФ, это описание позволяет установить событие правонарушения и дать юридическую оценку действиям МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск».

Таким образом, при рассмотрении дела административным органом было достоверно установлено, что МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» 24 сентября 2020 года использовало денежные средства областного бюджета в виде субсидии в сумме 49 505 рублей 68 копеек не по целевому назначению, а именно: направило в доход бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск в виде удержанной пени.

Все доводы заявителя, изложенные в жалобе, а равно в пояснениях, направленных в административный орган в ходе рассмотрения дела не основаны на приведенных нормах права, поскольку нормативно-правовыми актами установлен определенный, а не произвольный порядок использования бюджетных средств. Доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления. Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных при рассмотрении дела обстоятельств, оснований для которой не имеется.

В связи с изложенным действия МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» правильно квалифицированы административным органом по ст.15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства данного дела.

В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ должностным лицом правильно установлены наличие события административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В описательно-мотивировочной части постановления должностное лицо административного органа указал, какие из доказательств послужили основанием для привлечения МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» к административном ответственности.

Оснований не соглашаться с выводами должностного лица административного органа не имеется.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ.

Сроки, установленные ст.4.5 КоАП РФ, соблюдены.

Обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении административного дела в судебном заседании не установлено.

Административный орган правильно установил юридически значимые обстоятельства дела и верно применил нормы административного права, регулирующего административную ответственность за данный вид правонарушения.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

При таких обстоятельствах, постановление административного органа является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Процессуальный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, поскольку указанные заявителем причины пропуска процессуального срока, признаются уважительными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление председателя Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области №ЮЛ-2 от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г.Североморск» - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья В.А. Тесля