12-948/2021
Р Е Ш Е Н И Е
5 мая 2022 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8
Судья Всеволожского городского суда <адрес>ФИО3, с участием защитника ФИО2,
рассмотрев жалобу ФИО1, проживающего в <адрес>-1, <адрес>, в лице защитника ФИО4, на постановление заместителя главного государственного инспектора по <адрес> по использованию и охране земель №-М от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора по <адрес> по использованию и охране земель №-М от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ привлечен к административной ответственности ФИО1
В жалобе на постановление ФИО1 просит его отменить, производство по делу прекратить, считает постановление незаконным, указывает на нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании защитник ФИО2 поддержала жалобу.
ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Суд, исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав мнение защиты, приходит к выводу о том, что постановление подлежит отмене, дело – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Согласно ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, воВсеволожский отдел Управления Росреестра по <адрес> поступили материалы проверки муниципального земельного контроля с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№.4-20 (вх. 1/04-2239/21-вх от ДД.ММ.ГГГГ). На основании распоряжения администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена выездная проверка с целью соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства; для иных видов сельскохозяйственного использования, кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадь участка 20000 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее -- ЕГРН) земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - в целях строительства производства по обработке металла, для прочих специальных целей, кадастровый № право собственности на Участок зарегистрировано за ФИО1, регистрация от ДД.ММ.ГГГГ№.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы определены в соответствии с действующим законодательством, присвоен кадастровый №, площадь земельного участка составляет 20000 кв.м.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ВСД6ТСЯ производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательствами по административному делу являются: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№-М, акт проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № В-116/4.4-63, материалы проверки и др.
На момент обследования Участок не огражден, не охраняется, общедоступен, зарос древесно-кустарниковой растительностью, доступ на участок не ограничен. На участке отсутствуют признаки строительства производства по обработке металла.
Администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> (далее - <адрес>) разрешение настроительство на вышеуказанном земельном участке не выдавалось. В адрес администрации района уведомление о планируемом строительстве не поступало.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лип.являющихся правообладателями земельных участков, своевременно приступить к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами или установлены законами Российской Федерации.
По мнению должностного лица, проверкой установлено, что гр. ФИО1 более 3-х лет не использует вышеуказанный земельный участок, что является признаком административного правонарушения по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - неиспользование земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Действия гр. ФИО1 должностным лицом квалифицированы по ч.3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем суд учитывает следующее.
Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не установлена объективная сторона состава административного правонарушения.
В силу п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ По делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, в частности место и время совершения административного правонарушения.
Согласно содержанию постановления, административное нарушение выявлено в ходе проведения проверки органом муниципального контроля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт № В-116/4.4-63 от ДД.ММ.ГГГГ), протокол об административном правонарушении №-М составлен ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, временем совершения административного правонарушения, в соответствии с обжалуемым постановлением, является 15:00 ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению должностного лица, правонарушение совершено уже после окончания проверки, проведенной органом муниципального земельного контроля. В этом случае материалами акта проверки № В-116/4.4-63 от ДД.ММ.ГГГГ событие правонарушения, совершенного ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаться не может. Ссылки на иные документы, подтверждающиефакт события административного правонарушения именно ДД.ММ.ГГГГ, постановление не содержит.
Материалы, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления, получены с нарушением действующего законодательства.
Постановление вынесено по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении №-М от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по материалам внеплановой проверки муниципального земельного контроля. Результаты проверки отражены в Акте проверки соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № В-116/4.4-63. Основанием к проведению внеплановой проверки послужило Распоряжение главы Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами: 47:07:0953001:82, 47:07:0953001:85, 47:07:0953001:89, 47:07:0953001:94, 47:07:0953001:154, 47:07:0953001:159, 47:07:0953001:162, 47:07:0957004:72,47:07:0957004:2385, 47:07:0957004:2498, 47:07:1045006:23, 47:07:1045006:27,47:07:1045006:40, 47:07:1045006:48, 47:07:1045006:49, 47:07:1047003:1246,47:09:0115001:523,47:09:0115001:657, 47:09:0115002:40».
Действующее законодательство предусматривает проведение проверок соблюдения земельного законодательства только в соответствии с ежегодными планами проведения проверок и внеплановые проверки не предусматривает.
Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Порядок проведения муниципального земельного контроля регулируется областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 60-оз "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>".
В соответствии с частями 1-3 статьи 6 03№-оз проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения проверок, утвержденными руководителем органа муниципального земельного контроля (далее - ежегодный план муниципальных проверок). Ежегодные планы муниципальных проверок разрабатываются отдельно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в отношении органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления и граждан. Основанием для включения в ежегодный план муниципальных проверок проверки в отношении земельных участков, находящихся во владении и(или) пользовании у граждан, органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления, является истечение трех лет со дня: 1) возникновения права на земельный участок; 2) окончания проведения последней проверки.
Таким образом, внеплановые проверки муниципального земельного контроля не предусмотрены законодательством, регулирующим порядок его проведения.
Следовательно, проверка, проведенная с нарушением норм действующего законодательства, является незаконной, соответственно акты, составленные по ее итогам, не имеют юридической силы.
С учетом изложенного суд считает необходимым постановление отменить дело об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Руководствуясь ст. 30.1- 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора по <адрес> по использованию и охране земель №-М от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: